Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 521918-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков" (далее - законопроект) разработан в соответствии с планом действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2009-2012 годах Основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года и планом антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год.
Законопроект направлен на решение вопросов организации в Российской Федерации деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков.
В соответствии с Федеральным законом "О банке развития" Внешэкономбанк является государственной корпорацией, деятельность которой в том числе направлена на поддержку экспорта российских товаров и услуг, включая осуществление страхования экспортных кредитов и инвестиций в устанавливаемом Правительством Российской Федерации порядке.
Законопроектом предусматривается, что в целях организации страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков Внешэкономбанк создает открытое акционерное общество (далее - общество).
Организация Внешэкономбанком страхования экспортных кредитов и инвестиций путем создания специализированной дочерней структуры и установление к ее деятельности особого порядка регулирования позволит сформировать необходимые правовые и организационные условия для функционирования внешнеэкономического института в соответствии с международной практикой.
В целях формирования целостной и эффективной системы государственной финансовой поддержки экспорта в Российской Федерации 28 июля 2010 г. на заседании наблюдательного совета Внешэкономбанка (протокол N 14, раздел 6, пункт 4) принято решение о создании Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций в форме открытого акционерного общества со 100% участием Внешэкономбанка в его уставном капитале.
С учетом международного опыта функционирования национальных экспортных кредитных агентств (SACE (Италия), Coface (Франция) и др.), указанная организационно-правовая форма обеспечит наиболее оптимальную и открытую модель управления и развития организации, действующей в общественном интересе.
В настоящее время коммерческие финансовые институты не готовы принимать на себя значительную часть рисков, связанных с поддержкой национального экспорта товаров и зарубежных инвестиций по отдельным странам, по причине высокого уровня таких рисков и трудностей управления ими, а также затратным механизмом реализации и невысоким уровнем рентабельности этой деятельности, отсутствием гарантирования государством их обязательств.
Деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, осуществляемая обществом, не создаст конкуренции действующим коммерческим страховым организациям, поскольку будет направлена на оказание комплекса финансовых услуг для экспортеров и инвесторов, по которым российские коммерческие страховые организации будут не готовы предложить страховые продукты (в частности, страхование краткосрочных экспортных кредитов (до 2 лет) от политических рисков, экспортных кредитов на срок от 2 лет до 15 лет, краткосрочных рисков по операциям в странах, не имеющих инвестиционного рейтинга, рисков освоения внешних рынков, инвестиций российских компаний за рубежом от политических рисков).
Создание и функционирование общества должно обеспечить конкурентоспособные условия финансирования для отечественных компаний, осуществляющих международную коммерческую деятельность.
Страховая поддержка общества, берущего на себя существенную часть коммерческих и политических рисков, значительно облегчит российским экспортерам доступ к банковскому кредитованию на более выгодных условиях финансирования, а также увеличит результативность их участия в международных торгах, обеспечит защиту от невозврата предоставленного кредита и одновременно будет стимулировать развитие механизма экспортного финансирования.
В соответствии с международной практикой и для обеспечения конкурентоспособности услуг общества ему может быть предоставлена финансовая поддержка Внешэкономбанка в виде гарантий и/или в иных формах, а также государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством в виде бюджетных инвестиций, государственных гарантий Российской Федерации.
В целях стимулирования участников внешнеэкономической деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, а также обеспечения функционирования деятельности общества законопроект предусматривает внесение изменений в следующие законодательные акты:
Федеральный закон "О банке развития" - в части уточнения функций Внешэкономбанка в сфере страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков путем создания общества, установления порядка регулирования этой деятельности Правительством Российской Федерации, определения требований, которые могут устанавливаться таким порядком;
Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" - в части нераспространения закона на деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков;
Налоговый кодекс Российской Федерации - в части установления режима льготного налогообложения при оказании услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков при исчислении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, а также в части уменьшения налогооблагаемой базы участников внешнеэкономической деятельности при исчислении налога на прибыль (предоставление данного налогового режима соответствует режиму, предусмотренному в отношении обязательного страхования).
Вследствие принятия федерального закона будет создан специализированный институт по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, который позволит сформировать условия не только для восстановления, но и укрепления позиций российского высокотехнологичного экспорта товаров и услуг как на внешних рынках, так и рынках партнеров по таможенному союзу.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков"
Для реализации проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков" в 2011 г. расходов федерального бюджета не потребуется.
В соответствии с решением, принятым 28 июля 2010 г. наблюдательным советом Внешэкономбанка (протокол N 14, раздел 6, пункт 4), участие Внешэкономбанка в уставном капитале создаваемого открытого акционерного общества (далее - общество) составит 100 процентов и будет оплачено Внешэкономбанком в денежной форме из дохода, полученного от инвестирования средств Фонда национального благосостояния, в размере до 30 млрд. рублей.
С учетом принятого решения обеспечение капитализации общества в указанном размере позволит ему в 2011 г. без дополнительной финансовой поддержки застраховать экспортные кредиты в объеме до 1,05 млрд. долл. США.
По мере развития общества и увеличения объемов страхуемых им рисков его деятельность будет осуществляться с предоставлением финансовой поддержки Внешэкономбанка (в виде гарантий и/или иных формах), а также государственной поддержки в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (бюджетных инвестиций, государственных гарантий Российской Федерации).
В 2012 -2013 годах возможно предоставление государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам Внешэкономбанка по его банковским гарантиям, выданным по обязательствам общества по договорам страхования, что позволит ему получить в среднесрочной перспективе инвестиционный кредитный рейтинг международных агентств на уровне не ниже суверенного. При этом страховые полисы общества будут использоваться в качестве обеспечения при получении кредитов экспортерами или их иностранными контрагентами в российских и зарубежных кредитных организациях на конкурентоспособных условиях с минимальной тарифной ставкой.
Предполагается, что к 2013 г. обществом будут застрахованы экспортные кредиты на общую сумму более 14 млрд. долл. США, что позволит обеспечить страховой поддержкой свыше 15% всего российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств, строительных и инженерных услуг в указанный период.
Деятельность общества будет осуществляться в соответствии с нормами Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития. Основополагающим международным документом в области государственного финансирования и страхования внешней торговли является Соглашение по официальной поддержке экспортных кредитов ("Arrangement on officially supported export credits"), которое определяет в качестве мер официальной поддержки экспорта предоставление экспортных кредитных гарантий и страхование экспортных кредитов специализированными финансовыми институтами, созданными и действующими с государственной поддержкой. Положениями данного документа, в частности, устанавливаются классификация стран по категориям риска, страновые и отраслевые лимиты страхования, максимальные сроки покрытия и минимальные ставки премии.
Предлагаемое введение льготного налогообложения в отношении деятельности общества, в том числе в части уменьшения налогооблагаемой базы участников внешнеэкономической деятельности, не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета, в связи с тем, что деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций с финансовой поддержкой не осуществлялась и налоговые льготы не предоставлялись ранее.
Необходимо отметить, что непредоставление налоговых льгот обществу приведет к налогообложению суммы страховых премий, уплачиваемой его клиентами (страхователями), налогом на добавленную стоимость. Согласно расчетам базовых показателей деятельности общества в 2011-2013 гг. сумма страховых премий в указанный период составит 459,6 млн. долл. США. При этом объем отчислений в бюджет по налогу на добавленную стоимость (18%) в 2011-2013 гг. может составить около 82,7 млн. долл. США.
Непредоставление налоговых льгот по налогу на прибыль обществу приведет к необходимости отнесения страхователями сумм страховых премий к прибыли. Объем отчислений в федеральный бюджет по налогу на прибыль организаций (2%) от сумм страховых премий общества в 2011-2013 гг. с учетом налога на добавленную стоимость (18%) может составить в указанный период около 10,8 млн. долл. США. Объем отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций (18%) от сумм страховых премий в указанный период может составить около 97,6 млн. долл. США.
Таким образом, в случае непредоставления налоговых льгот, предусмотренных законопроектом, дополнительные доходы федерального бюджета в 2011-2013 гг. могли бы составить около 93,5 млн. долл. США, бюджетов субъектов Российской Федерации в указанный период - около 97,6 млн. долл. США, то есть объем доходов консолидированного бюджета Российской Федерации может составить более 190 млн. долл. США.
Необходимо отметить, что непринятие предлагаемого режима налогообложения общества делает экономически невыгодным его страховые продукты для предприятий и не позволит достигнуть поставленных целей, что окажет влияние на снижение объемов страхования, поскольку у участников внешнеэкономической деятельности будет отсутствовать стимул к страхованию экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков"
Принятие законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.