Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 526517-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования организации местного самоуправления"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект) направлен на совершенствование федерального законодательства в части организации местного самоуправления.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) не содержит понятия "лицо, замещающее муниципальную должность". Однако данное понятие используется и Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", которые при этом не вполне согласуются между собой. Для того, чтобы обеспечить однозначное и скорректированное правовое регулирование, предотвратив тем самым трудности правоприменения, Законопроектом определено понятие лица, замещающего муниципальную должность.
Федеральный закон N 131-ФЗ предусматривает возможность создания помимо советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации также и иных объединений муниципальных образований. При этом в отношении указанных советов предусмотрено, что их организация и деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1997 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Для иных объединений муниципальных образований аналогичная норма в Федеральному законе N 131-ФЗ отсутствует, что создает трудности для правоприменителей, поскольку Федеральный закон N 7-ФЗ не позволяет определить формы создания объединений. С целью устранения данного пробела предлагается внести в статью 8 Федерального закона N 131-ФЗ соответствующую норму.
Положениями статей 12 и 13 Федерального закона N 131-ФЗ, регламентирующими изменение границ муниципальных образований и преобразование муниципальных образований, предусматривается возможность выявление согласия населения на сходах граждан. Вместе с тем в статье 25 Федерального закона N 131-ФЗ сход осуществляет полномочия представительного органа в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек и проводится для решения вопросов местного значения. Кроме того, проведение схода предусматривается только в поселениях, а в статьях 12 и 13 Федерального закона и в населенных пунктах. Законопроектом предлагаются положения, которыми регулируются различные ситуации проведения схода граждан.
К полномочиям органов местного самоуправления, установленным статьей 17 Федерального закона N 131-ФЗ, отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями. Согласно Федеральному закону от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетное учреждение создается не только для оказания услуг, но и для выполнения работ. В связи с этим Законопроектом статья 17 Федерального закона N 131-ФЗ приводится в соответствие с Федеральным законом N 83-ФЗ. Поскольку данное полномочие статьей 35 Федерального закона N 131-ФЗ отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования Законопроектом вносится аналогичное дополнение и в данную статью.
Согласно статье 34 Федерального закона N 131-ФЗ решение об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего соответствующее решение. Однако в статье 44 Федерального закона N 131-ФЗ, содержащей аналогичное положение, вместе с тем имеются из него и исключения. С целью устранения несоответствия между собой названных положений предлагается в статье 34 Федерального закона N 131-ФЗ указать "за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом".
В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. При этом Федеральный закон N 131-ФЗ не регулирует ситуацию, когда численность жителей увеличится и составит более 100 человек, хотя в такой ситуации необходимо формирование представительного органа муниципального образования. В законопроекте содержатся нормы, регламентирующие данный случай.
Федеральный закон N 131-ФЗ предусматривает, что глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек полномочия представительного органа осуществляет сход граждан, который в системе существующего правового регулирования не вправе избирать главу поселения. Следовательно, в таком поселении глава может избираться исключительно на муниципальных выборах, что сужает права населения на выбор способа его избрания. Представляется также, что проведение муниципальных выборов в этой ситуации нецелесообразно, в связи с чем законопроектом вводится норма об избрании главы названного вида поселения на сходе граждан и исполнение им полномочий главы местной администрации.
Одним из оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования является досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования, из состава которого был избран глава. В соответствии со скорректированным Федеральным законом от 29.11.2010 г. N 315-ФЗ понятием выборного должностного лица указанный глава также является выборным должностным лицом, следовательно, его полномочия должны заканчиваться в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. С учетом изложенного указанное основание досрочного прекращения полномочий главы Законопроектом исключается.
Правоприменительная практика требует внесения в Федеральный закон N 131-ФЗ положения о том, что если муниципальный правовой акт о внесении изменений в порядок избрания главы муниципального образования вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования, выборы не назначаются и не проводятся.
Законопроектом положения Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующие вопрос формирования и деятельности контрольного органа муниципального образования, приводятся в соответствие с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Для депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочий на постоянной основе, Федеральным законом N 131-ФЗ установлены определенные ограничения, однако при этом отсутствует ответственность за их несоблюдение. Законопроект содержит норму, которой предлагается, что в случае невыполнения данных ограничений полномочия перечисленных лиц досрочно прекращаются.
Законопроектом предусматривается правовой механизм учета голоса главы муниципального образования, который избран на муниципальных выборах и входит в состав представительного органа муниципального образования.
Федеральный закон N 131-ФЗ устанавливает, что в зависимости от полномочий глава муниципального образования либо принимает правовые акты по организации деятельности представительного органа муниципального образования, либо правовые акты местной администрации. Однако при этом Федеральный закон N 131-ФЗ предоставляет ему право принимать правовые акты о назначении публичных слушаний и собраний граждан, которые не входят в указанную категорию правовых актов. Кроме того, в ряде федеральных законов содержатся положения о принятии главой муниципального образования правовых актов, которые также не подпадают в эту категорию. В связи с изложенным Законопроект дополняет Федеральный закон N 131-ФЗ нормой о том, что глава принимает правовые акты по иным вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом N 131-ФЗ и иными федеральными законами.
В положения Федерального закона N 131-ФЗ, определяющие имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований, Законопроектом вносятся изменения, основанные на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу.
Федеральным законом N 131-ФЗ установлено, что до 1 января 2012 года границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства. Согласно статье 15 Федерального закона "О землеустройстве" порядок описания местоположения границ объекта землеустройства определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Указанный порядок в настоящее время не установлен, в связи с чем названное требование Федерального закона N 131-ФЗ в определенный срок не может быть выполнено, поэтому требуется его продление.
До 1 января 2012 года органы местного самоуправления должны осуществить приватизацию, отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, не соответствующего требованиям статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ. Учитывая, что со дня принятия Федерального закона N 131-ФЗ названный срок уже неоднократно продлевался, а также то, что данный процесс имеет длящийся, непрекращающийся характер Законопроектом предлагается исключить дату, придав указанной норме постоянный характер.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования организации местного самоуправления"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дополнительные расходы федерального бюджета не потребуются.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования организации местного самоуправления"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, изменения, разработки и принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.