Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 528836-5 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект разработан Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в качестве одной из мер, направленных на реализацию поручения Президента Российской Федерации от 5 декабря 2010 года N Пр-3520 о путях оптимизации нагрузки на судей.
Совершенствование упрощенного производства направлено на достижение, в частности, следующих целей: минимизация судебных издержек лиц, участвующих в деле, в том числе за счет отсутствия необходимости лично присутствовать в судебных заседаниях и наличия возможности ознакомления с документами посредством удаленного доступа, а также сокращение сроков рассмотрения отдельных категорий дел.
Реализация данных целей позволит существенно повысить доступность правосудия.
В последние годы количество дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, существенно сокращается. Так, в период с 2006 по 2010 год количество таких дел сократилось с 73 119, что составляло 6,7% от общего количества рассмотренных арбитражными судами дел, до 8 506 или 0,7% от общего количества рассмотренных дел. То есть за последние пять лет доля дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства, уменьшилась практически в девять с половиной раз. Это свидетельствует о неэффективности действующей редакции главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем в 2010 году средняя нагрузка по рассмотрению дел и заявлений на одного судью арбитражного суда субъекта Российской Федерации в месяц составила 58 дел, в то время как научно обоснованная норма нагрузки на судью арбитражного суда первой инстанции составляет 15,6 дела в месяц.
Высокая нагрузка на суды во многом препятствует полному и всестороннему рассмотрению дела в разумный срок и выполнению задач арбитражного судопроизводства. В результате этого создается почва для нарушения права лиц, участвующих в деле, на справедливое разбирательство дела в разумный срок, что недопустимо, поскольку данное право признается в качестве фундаментального и в России (статья 46 Конституции Российской Федерации), и в мире (статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 14 международного пакта "О гражданских и политических правах").
Большое количество дел, рассматриваемых арбитражными судами, характеризуется незначительностью суммы требований, отсутствием спора и (или) являются простыми с точки зрения правового содержания. Такие дела сейчас рассматриваются в большинстве случаев в соответствии с общими правилами искового производства и правилами административного производства. Эти правила не оправданы для данной категории дел, поскольку предполагают достаточно долгую и громоздкую процедуру, заставляют участников судебного разбирательства нести зачастую колоссальные расходы.
Предлагаемый законопроект направлен на совершенствование института упрощенного производства путем расширения круга дел, рассматриваемых в названном порядке, а также изменения процедуры рассмотрения таких дел в целях ее ускорения, повышения ее доступности и востребованности у лиц, обращающихся в арбитражные суды.
Законопроект подготовлен с учетом положений Директивы Европейского союза о процедуре рассмотрения малых исков, вступившей в действие 1 января 2009 года.
Так, законопроектом предполагается, что в порядке упрощенного производства будут подлежать рассмотрению, в частности, дела, цена иска по которым не превышает установленных законом пределов, и дела, требования по которым, вне зависимости от их размера, подтверждаются представленными истцом документами, но не оспариваются ответчиком.
Также в законопроекте закреплен механизм перехода к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства по инициативе истца и при согласии ответчика, то есть при волеизъявлении обоих лиц, по любым другим категориям дел.
Законопроектом не допускается рассмотрение в порядке упрощенного производства дел по корпоративным спорам и дел о защите прав и законных интересов группы лиц. Это связано с тем, что споры по таким делам практически всегда задействуют широкий круг лиц и включают целый комплекс требующих разъяснения вопросов.
В целях полного и всестороннего рассмотрения дела законопроектом предусмотрен механизм перехода от упрощенного к обычному производству в случае возникновения осложняющих рассмотрение дела факторов (например, удовлетворение ходатайства третьего лица о вступлении в дело, принятие встречного иска, который не может быть рассмотрен в порядке упрощенного производства, вывод суда о том, что заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам и т.д.).
Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства будет осуществляться без вызова сторон и с активным использованием информационных технологий, а решение будет приниматься судом на основе доказательств, представленных сторонами в установленный судом срок.
Законопроектом предусматривается установление по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, срока представления доказательств в арбитражный суд, а также срока для представления в суд документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений, обоснование позиции стороны. Причем в целях воспрепятствования злоупотреблению правами и реализации принципа равенства сторон такие документы не должны содержать ссылок на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок.
При этом все документы вне зависимости от того, поданы ли они в электронном виде или на бумажном носителе, будут размещаться в сети Интернет на сайте арбитражного суда с возможностью доступа к ним исключительно сторон, что позволит существенно сократить период времени, необходимый для ознакомления с такими документами, а следовательно, и срок рассмотрения дела.
В случае подачи документов в суд на бумажном носителе такие документы должны быть переведены в электронный вид. Осуществление данных действий может повлечь увеличение нагрузки на аппарат суда, что потребует создания новых рабочих мест. Однако такое увеличение штата в итоге не повлечет дополнительных затрат средств федерального бюджета, поскольку законопроектом предполагается взимание государственной пошлины за осуществление судом перевода документов в электронный вид в размере 10 рублей за одну страницу документа, но не менее 100 рублей.
Отсутствие необходимости присутствовать в судебных заседаниях, прибывать в суд для ознакомления с делом позволит лицам, участвующим в деле, существенно сократить судебные расходы.
Установлены и особенности рассмотрения названной категории дел судом апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства по данной категории дел арбитражным судом апелляционной инстанции приниматься не будут, а такие дела предлагается рассматривать в апелляционной инстанции судьей единолично.
При этом предполагается, что решения по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, будут подлежать немедленному исполнению, а срок на апелляционное обжалование таких решений будет сокращен до 10 дней.
Также предлагается закрепить возможность кассационного обжалования дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства, только по безусловным основаниям. Такая особенность обжалования данной категории дел закреплена в настоящее время в действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2010 N 228-ФЗ.
При этом для таких дел сохраняется в полном объеме действующая процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора.
Указанные положения направлены на упрощение процедуры рассмотрения предлагаемого законопроектом круга дел, сокращение сроков рассмотрения дел, не требующих многостороннего и комплексного рассмотрения.
Принятие законопроекта позволит установить доступную и быструю процедуру рассмотрения несложных и незначительных по размерам требований дел, что будет способствовать эффективной реализации задач судопроизводства в арбитражных судах и снижению судебной нагрузки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.