Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 446118-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - законопроект) направлен на устранение пробелов Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), выявившихся в результате анализа правоприменительной практики валютного законодательства, включение в понятие "валютные операции" трансграничных переводов валюты Российской Федерации между резидентами, установление возможности осуществления между нерезидентами трансграничных переводов в валюте Российской Федерации, а также предоставление права резидентам открывать счета в валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Пунктом 9 части 1 статьи 1 Закона, определено понятие "валютные операции", используемое для целей Закона. При этом Законом трансграничные переводы валюты Российской Федерации между резидентами к валютным операциям не отнесены и при осуществлении таких переводов у резидентов отсутствуют обязанности, установленные актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
В настоящее время существует неучитываемый и неконтролируемый отток капитала из страны посредством осуществления трансграничных переводов между резидентами валюты Российской Федерации. Данное движение капитала является одной из составляющих платежного баланса Российской Федерации, который является одним из инструментов, позволяющих осуществлять контроль за процессами, происходящими во внешнеэкономическом секторе экономики, проводить взвешенную внешнеторговую, денежно-кредитную, финансовую и валютную политику Российской Федерации, определять стратегию в области валютного регулирования. Таким образом, от полноты учета потоков движения капитала зависит степень точности платежного баланса Российской Федерации.
В целях ограничения неконтролируемого оттока капитала, обеспечения прозрачности указанных операций, их учета и контроля за их проведением законопроектом вносятся изменения в пункт 9 части 1 статьи 1 Закона в части дополнения перечня операций, составляющих понятие "валютные операции", трансграничными переводами валюты Российской Федерации между резидентами.
При этом с целью обеспечения возможности беспрепятственного осуществления трансграничных переводов валюты Российской Федерации между резидентами законопроектом вносятся соответствующие изменения в пункты 1, 12, 13 и 17 части 1 статьи 9 Закона.
Статьей 10 Закона, определяющей условия совершения валютных операций между нерезидентами, не предусмотрено право нерезидентов на использование валюты Российской Федерации при осуществлении переводов между нерезидентами со счетов (со вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на счета (во вклады) в уполномоченных банках и со счетов в уполномоченных банках на счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Частью 2 статьи 12 Закона установлена обязанность резидентов уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в части 1 указанной статьи.
Абзацем вторым части 3 статьи 26 Закона установлено, что часть 2 статьи 12 Закона действует в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках за пределами территории Российской Федерации. При этом положения части 1 статьи 12 Закона оставлены без изменения.
Кроме того, подпунктом "д" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона к валютным операциям отнесен также перевод валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации. При этом частью 1 статьи 12 Закона установлено право резидентов открывать без ограничений счета (вклады) в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, лишь в иностранной валюте.
В целях устранения коллизии между положениями части 1 и редакции части 2 статьи 12 Закона (действующей с 1 января 2007 г.), а также в целях установления возможности осуществления резидентами операций, связанных с трансграничными переводами валюты Российской Федерации законопроект предусматривает установление норм, позволяющих резидентам открывать счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Кроме того, законопроектом вносятся соответствующие изменения в части 1, 5 и 6.1 статьи 12 Закона, предусматривающие основания для зачисления/списания валюты Российской Федерации на такие счета (во вклады).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках. Вместе с тем Законом не предусмотрено право перечисления нерезидентами валюты Российской Федерации со своих банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации (часть 4 статьи 13 Закона).
При этом действующая редакция Закона не устанавливает каких-либо ограничений на осуществление нерезидентами указанных валютных операций.
С целью расширения сферы использования валюты Российской Федерации в операциях между нерезидентами в рамках реализации Российской Федерацией курса на придание рублю статуса свободно конвертируемой валюты и средства международных расчетов и накоплений, необходимо законодательно закрепить право нерезидентов на использование валюты Российской Федерации при осуществлении переводов между нерезидентами. В этих целях законопроектом вносятся соответствующие изменения в часть 1 статьи 10 и часть 4 статьи 13 Закона.
Принятие федерального закона будет способствовать обеспечению прозрачности операций, связанных с трансграничными переводами валюты Российской Федерации между резидентами, учета и контроля за их проведением, а также существенному повышению заинтересованности иностранных организаций и граждан в использовании рубля в качестве средства международных расчетов, более широкому вовлечению рубля в международный денежный оборот.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и реализация этого закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.