Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 542091-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан на обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации)"
Досье на проект федерального закона
Разработка данного проекта федерального закона обусловлена необходимостью установления возможности финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов образовательной деятельности имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - негосударственные высшие и средние специальные учебные заведения). Указанное финансовое обеспечение следует рассматривать как расширение возможности для граждан получения на конкурсной основе бесплатного профессионального образования сверх гарантированного статьей 43 Конституции Российской Федерации и статьями 5 и 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" права каждого на получение на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении.
Законопроектом вносятся изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", направленные на обеспечение доступа негосударственных высших и средних специальных учебных заведений к финансовому обеспечению за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
Влияние участия негосударственных высших учебных заведений в получении контрольных цифр приема за счет средств соответствующих бюджетов на изменение контрольных цифр приема в государственные и муниципальные высшие учебные заведения может быть охарактеризовано следующим образом.
В Российской Федерации действуют 653 государственных и муниципальных высших учебных заведения и 462 негосударственных высших учебных заведения (по состоянию на 1 октября 2010 г.).
По экспертной оценке, сформированной на основе анализа структуры и объемов приема в негосударственные высшие учебные заведения за последние 5 лет, а также на основе анализа показателей деятельности негосударственных высших учебных заведений в сопоставлении с критериями отбора, используемыми при распределении контрольных цифр приема, в качестве реальных претендентов на получение контрольных цифр приема могут выступать не более 40 вузов (из числа действующих в настоящее время негосударственных высших учебных заведений), прежде всего, по следующим укрупненным группам направлений подготовки и специальностей: "Физико-математические науки", "Естественные науки", "Гуманитарные науки", "Социальные науки", "Образование и педагогика", "Экономика и управление", "Информационная безопасность". "Сфера обслуживания", "Информатика и вычислительная техника".
Объем контрольных цифр приема, который ежегодно может быть распределен среди негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, составит не более 4,5 тыс. человек.
С учетом профильности подготовки кадров в негосударственных высших учебных заведениях уменьшение контрольных цифр приема может коснуться 590 государственных и муниципальных высших учебных заведений, контрольные цифры приема в которые в настоящее время составляют 420 тысяч человек.
Степень уменьшения контрольных цифр приема в такие государственные и муниципальные высшие учебные заведения составит не более 1,1%:
4,5 тыс. человек / 420 тыс. человек * 100% = 1,07%.
В отношении участия негосударственных средних специальных учебных заведений в получении контрольных цифр приема за счет средств соответствующих бюджетов необходимо отметить, что такое участие будет иметь значительно меньшее влияние на изменение контрольных цифр приема в государственные средние специальные учебные заведения (по сравнению с высшими учебными заведениями), что обусловлено относительно небольшим количеством негосударственных средних специальных учебных заведений.
Таким образом, участие негосударственных высших и средних специальных учебных заведений в получении контрольных цифр приема за счет средств соответствующих бюджетов не окажет существенного влияния на изменение контрольных цифр приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения.
Согласно проекту федерального закона, прием в негосударственные высшие и средние специальные учебные заведения для обучения за счет бюджетных ассигнований будет осуществляться на тех же условиях, что и прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения.
Законопроектом предусмотрено, что лица, обучающиеся в негосударственных высших и средних специальных учебных заведениях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, будут получать стипендию наравне с обучающимися в соответствующих государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В связи с этим необходимые изменения вносятся в Закон Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда" (в части выплаты стипендий обучающимся имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, получающим образование за счет средств соответствующего бюджета), а также в другие законодательные акты, устанавливающие условия приема и обучения отдельных категорий граждан в высших и средних специальных учебных заведениях.
Принятие федерального закона не потребует дополнительных расходов за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан на обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан на обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации)" не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан на обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан на обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации)" потребует признания утратившими силу:
а) постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 606 "О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим образованием";
б) постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2002 г. N 749 "О конкурсах среди аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования на выполнение государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием";
в) постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 г. N 487 "Об утверждении типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования аспирантов и докторантов".
Для обеспечения реализации Федерального закона потребуется принятие постановления Правительства Российской Федерации "О порядке распределения и установления контрольных цифр приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования на обучение за счет средств федерального бюджета".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.