Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 542448-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях повышения эффективности использования водных биологических ресурсов, обитающих в пресноводных водных объектах, и направлен на совершенствование организации и регулирования рыболовства на внутренних пресноводных водоемах.
В настоящее время действующим законодательством предусмотрено, что промышленная квота, установленная для водного объекта, подлежит распределению между пользователями, осуществляющими промышленное рыболовство на нем, независимо от того, ведется ли промысел на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации или в пресноводных водных объектах.
Практика применения данной нормы показывает ее неэффективность в пресноводных водных объектах, несопоставимых с морскими водами по объемам запасов водных биоресурсов и площади акваторий, на которых ведется освоение промышленных квот. На водоемах с интенсивным уровнем промышленного рыболовства востребована вся промышленная квота, и ряд пользователей, имеющих небольшие доли квот, получает соответствующую промышленную квоту, которая экономически не обеспечивает получение прибыли. Следствием является сокрытие фактических уловов с превышением разрешенных объемов вылова. Такая ситуация приводит к подрыву запасов водных биоресурсов на водоемах и неуклонному снижению объемов промышленного рыболовства, которое в свою очередь снизит занятость населения.
Закрепление долей вылова фактически приводит к ликвидации конкуренции в рыбодобывающей отрасли. При условии 50-ти процентного освоения квоты пользователь гарантированно получает свою квоту на последующий год. Организации, имеющие небольшие доли вылова, практически не имеют перспективы развития, так не могут увеличивать объемы вылова сверх получаемых ежегодно квот. Отсутствует стимул использовать весь спектр орудий лова, обновлять суда, применять современные технологии.
Характерным примером по данному вопросу является Псковско-Чудской водоем, на котором у Эстонии и России промышленное рыболовство организовано различно: Эстонская Сторона ловит рыбу в счет общей национальной квоты без распределения между пользователями, Российская - с распределением промышленной квоты между пользователя по всем видам водных биоресурсов. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к снижению официального освоения промышленной квоты Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства на указанном водоеме.
"Олимпийская система" вылова (в счет общей квоты, без разделения ее на квоты рыбодобывающих организаций) применялась на Псковско-Чудском водоеме до 2004 года. При этом процент освоения национальной квоты в тот период был намного выше, а общий улов всегда превышал уловы Эстонии. В связи с полным освоением квоты по судаку и лещу имело место прекращение промысла в российских водах Псковско-Чудского водоема уже в первой половине и в конце октября.
После заключения российскими пользователями договоров о закреплении долей вылова сроком на 10 лет общий вылов Эстонии в Чудском и Теплом озерах за 2008, 2009 и 2010 год превышает общий вылов Российской Федерации.
Освоение национальной квоты Российской Федерации составило: 52 процента - в 2008 году, 50,7 процента - в 2009 году. В то же время в 2009 году Эстония освоила свою национальную квоту более чем на 70 процентов, по окуню - на 95 процентов. Только за два первых месяца 2010 года объем вылова Эстонской Стороной в 2,5 раза превысил объем вылова Российской Стороной.
С учетом того, что меры регулирования, принимаемые на сессиях Межправительственной комиссии по рыболовству для Псковско-Чудского озера, едины для обеих Сторон, можно сделать вывод, что осуществление промышленного рыболовства на пресноводных водоемах без распределения квот по пользователям является более эффективным.
Данным законопроектом предлагается осуществлять промышленное рыболовство в пресноводных водных объектах без закрепления долей вылова водных биологических ресурсов за пользователями на 10 лет и наделения каждого пользователя индивидуальной промышленной квотой. Указанная мера позволит рыбодобывающим организациям, готовым модернизировать свою промысловую базу и интенсивно работать на промысле, успешно развиваться и наращивать объемы уловов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" потребует внесения изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 643 "О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается" (вместе с "Правилами подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.