Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 541337-5 "О мерах государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования"
Досье на проект федерального закона
В процессе реформ, проводимых в сфере образования в течение последних лет наблюдается тенденция к внедрению в российскую практику новых социальных технологий, присущих западной системе образования.
В стране много лет стоит вопрос о взаимодействии высших и средних учебных заведений с потенциальными российскими работодателями, размещаемыми на территории Российской Федерации (предприятиями, учреждениями и организациями) (далее - предприятиями) различной формы собственности.
Современная черта образовательного процесса многих развитых государств - установить связь высших и средних учебных заведений с производством, что позволяет принять выпускников на работу после завершения обучения.
Характеристики наиболее перспективных студентов заносятся в национальные банки данных, к которым имеют доступ все работодатели.
Уровень безработицы среди выпускников высших и средних учебных заведений значительно превышает уровень безработицы среди взрослого населения. Получило широкое распространение трудоустройство молодежи на рабочие места, не требующие полученных ими профессиональных знаний, что указывает на существование проблемы недостаточной координации между системой обучения и рынком труда.
Как показывает статистика в настоящее время более половины предприятий укомплектованы квалифицированными рабочими и служащими со средним возрастом 40-60 лет. Практически в ряде регионов потеряна связь между предприятиями и высшими и средними учебными заведениями, которые отказывают в приеме на работу выпускникам, которые не обладают высоким профессионализмом и брать на работу выпускников высших и средних учебных заведений не выгодно, так как необходимо дальнейшее их переобучение на конкретных рабочих местах.
Характерно трудоустройство в Китае, где в 2009 году при 6,1 миллионов человек выпускников, только 8% выпускников ВУЗов трудоустроились. Но так как в Китае налажен строгий учет выпускников и их трудоустройства, соответствующие службы и органы Китая приняли срочные меры. Одной из мер государство решило вместо выпускников выплатить задолженность по кредитам, взятым ими для получения образования при условии, что выпускник начнет работать с низкооплачиваемых профессий, а выпускникам, которые после окончания ВУЗа пойдут в армию предоставить определенные льготы (уплату налогов предприятия за выпускника) при работе на предприятии по специальности.
В ряде государств практикуются методы прямого финансирования предприятий, в том числе и предоставление льготных кредитов, при приеме на работу выпускников высших и средних учебных заведений, а также частичное снятие налогообложения со средств получаемых выпускниками, а также скидки на отчисления от прибыли предприятий, сокращение или освобождение от отчислений за выпускников на социальное обеспечение и другие методы поощрения за трудоустройство выпускников (США, Великобритания, Германия, Швеция, Дания, Шотландия, Нидерланды, Япония, Италия и др.).
Настоящий проект федерального закона подготовлен с целью решить острейшую проблему трудоустройства выпускников высших и средних учебных заведений и с этой целью предусмотреть ими получение сертификата в органах государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с указанной суммой средств, которые выпускник может распоряжаться (максимальная допустимая сумма средств 120 000 рублей при получении им квалификации при выпуске "магистр"). При получении квалификации по окончании среднего профессионального учебного заведения сумма средств, указываемая в сертификате предлагается установить в размере 40 000 рублей. При получении выпускником квалификации по окончании высшего учебного заведения "бакалавр" сумма средств будет колебаться в зависимости от успеваемости выпускника, указанного в приложении к диплому (от 50 000 до 100 000 рублей).
Получение сертификата позволит выпускникам распоряжаться средствами, указанными в сертификате, по заявлению, подаваемому в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования и перечисления средств этим органом предприятию, где трудоустроился выпускник, по истечении 2 летнего периода работы выпускника на предприятии.
Предприятие на основании сертификата и перечисленных в соответствии с ним средств сможет уплачивать (перечислять) за работающего выпускника по его выбору в различные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования или в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Федеральный фонд социального страхования на обязательное социальное обеспечение на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, или на формирование накопительной части трудовой пенсии), что позволит предприятию сэкономить часть средств, необходимых для обязательной уплаты (перечисления) предприятием.
При устройстве на предприятие одновременно с заявлением на трудоустройство выпускник предъявляет сертификат с указанной суммой студенческого капитала и с указываемым выпускником одним или несколькими направлениями уплаты (перечислений) предприятием за работающего выпускника.
Таким образом, предприятие после 2-летнего стажа работы выпускника сможет за счет средств студенческого капитала уплачивать (перечислять) за счет сертификата в различные фонды, экономя за счет выпускников размер обязательной уплаты (перечислений) предприятием.
Целями законопроекта являются:
повышение шансов молодых специалистов найти перспективную работу:
стимулирование студентов к лучшей успеваемости, так как от средней успеваемости выпускников, указываемом в приложении к диплому, зависит размер средств в сертификате;
предоставление государству в соответствии с пунктом 5 статьи 6 предлагаемого законопроекта стимулирования студентов к активному участию в научной (написание статей, публикаций в сборниках, побед в научных конкурсах и т.д.), спортивной жизни (выступлений в спортивных соревнованиях в ВУЗе, регионе и стране, наличие спортивных разрядов) или трудоустройству в сельской местности;
снижение миграционного потока молодежи в различные регионы России в поисках работы;
обеспечение социальной защищенности молодежи и решения вопросов демографической политики.
Законопроект предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, которые зависят от количества выпускников. По статистике ежегодно завершают в государственных и муниципальных учебных заведениях, а также в негосударственных высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию около 700 000 человек, из которых около 500 000 выпускников высших учебных заведений и около 200 000 выпускников средне-профессиональных учебных заведений.
Количество выпускников, которые не получат сертификат из-за низкой успеваемости и низкой общественной деятельности может составить около 150 000 человек.
При принятии Федерального закона и вступлении его в силу сертификаты могут получить выпускники, окончившие учебные заведения в 2014 году.
Реальные выплаты по сертификатам могут начаться в 2016 году, на что сумма средств федерального бюджета в 2017 году может составить около 35 - 40 миллиардов рублей.
В законопроекте учтены замечания, указанные в заключении Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2011 года исх. N 1563п - П8.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О мерах государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования"
Принятие проекта федерального закона "О мерах государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования" предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
По статистике ежегодно завершают учебу в государственных и муниципальных учебных заведениях, а также в негосударственных высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию около 700 000 человек, из которых около 500 000 выпускников высших учебных заведений и 200 000 выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Из них выпускников высших учебных заведений со средней оценкой в приложении к диплому до 4,0 баллов может составить 150 000 человек, которые не получат сертификат.
На сертификаты выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования может потребоваться 6 - 7 миллиардов рублей ежегодно.
На выпускников высших учебных заведений 24 миллиарда рублей ежегодно из расчета, что выпускников со средней оценкой от 4,0 до 4,25 баллов может оказаться - 150 тысяч человек; от 4,25 до 4,5 баллов - 120 тысяч человек; от 4,5 до 5 баллов - 50 - 55 тысяч человек. 10 - 15 тысяч могут завершить учебное заведение с отличием и 10 - 15 тысяч завершить учебное заведение с квалификацией (степенью) "магистр".
В расчетах учитывается, что успеваемость студентов с возможностью получить сертификат может резко улучшиться.
Реальные выплаты по сертификатам могут начаться в 2016 году, на что сумма средств федерального бюджета в 2016 году может составить около 29 - 30 миллиардов рублей, а сумма средств федерального бюджета ежегодно начиная с 2017 года может увеличиться и составить около 35 - 40 миллиардов рублей.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О мерах государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования"
В случае принятия проекта федерального закона "О мерах государственной поддержки выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования" не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.