Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 501797-5 "О внесении изменений в статью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект разработан в соответствии с пунктом 37 плана мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. N 911-р (далее - план мероприятий).
В рекомендациях Кабинета министров государств - членов Совета Европы от 13 октября 1994 г. "О независимости, эффективности и роли судей" указывается, что на распределение дел не должны влиять желания любой из сторон в деле или любые лица, заинтересованные в исходе данного дела. Такое распределение может производиться с помощью системы автоматического распределения или иным способом.
Законопроектом предполагается расширить процессуально допустимые способы формирования состава суда с учетом нагрузки и специализации судей, а также для исключения влияния лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, путем использования информационных систем, что позволит укрепить самостоятельность и независимость судей.
В этих целях вносятся соответствующие изменения в нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Законопроект подготовлен с учетом положений Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 583 (далее - федеральная целевая программа), предусматривающей расширение применения информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности судов общей юрисдикции, в том числе создание более 80 тыс. рабочих мест и соответствующее финансирование на информатизацию Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции.
Положения законопроекта носят диспозитивный характер и обеспечивают возможность распределения дел между судьями и формирование состава суда как в обычном порядке, предусмотренном статьей 6.2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", в том числе в малосоставных судах, так и автоматизированным способом, по мере выполнения федеральной целевой программы.
Предусмотренное законопроектом автоматизированное распределение дел между судьями предполагается осуществлять на базе введенных в эксплуатацию информационных систем (ГАС "Правосудие").
Порядок использования информационной системы для формирования состава суда должен определяться нормативными правовыми актами Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией закона, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований предусмотренных в федеральном бюджете на информатизацию Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции.
Реализация федерального закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Следует отметить, что пунктом 37 плана мероприятий планировалось также предусмотреть в проекте федерального закона положения, которыми были бы урегулированы вопросы прозрачности процедуры назначения и отстранения судей от должности, повышения уровня квалификации судей, в том числе повышение требований к кандидатам в судьи и эффективности системы аттестации судей.
В настоящее время указанные вопросы урегулированы в связи с принятием Федерального конституционного закона от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О дисциплинарном судебном присутствии", Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 17 и 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Федерального закона от 1 июля 2010 г. 135-ФЗ "О внесении изменения в статью 20.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Вопросы формирования состава суда с использованием автоматизированной информационной системы в арбитражных судах урегулированы в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией законопроекта, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на информатизацию Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции.
Реализация федерального закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации "
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения федеральных законов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.