Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 501833-5 "О внесении изменения в статью 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N Пр-988 (пункт "а") и в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова от 31 декабря 2008 г. N АЖ-П12-7757 по реализации Комплекса мер по развитию гибких форм занятости, в том числе надомной занятости лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, а также по организации обучения этих лиц методам реабилитации на 2008 - 2010 годы.
Проект федерального закона подготовлен в целях установления приоритетного права признанных в установленном порядке безработными родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), воспитывающих детей-инвалидов, на прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) правом в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации наделены безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).
Вместе с тем одним из основных факторов, сдерживающим возможность граждан, воспитывающих детей-инвалидов, совмещать работу и воспитание ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, является несоответствие их уровня профессиональной подготовки структуре рабочих мест.
Учитывая изложенное, проектом федерального закона предлагается дополнить перечень категорий безработных граждан, наделенных правом в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, установленный пунктом 3 статьи 23 Закона о занятости населения, включив в данный перечень безработных родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), воспитывающих детей-инвалидов.
Кроме того, проектом федерального закона предлагается пункт 3 статьи 23 Закона о занятости населения изложить в новой редакции по следующему основанию.
Действующая редакция пункта 3 статьи 23 Закона о занятости населения, в части определения категорий граждан, которым в приоритетном порядке оказывается государственная услуга по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, имеет неоднозначную трактовку, предполагающую возможность прохождения в приоритетном порядке профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации гражданами, уволенными с военной службы, женами (мужьями) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускниками общеобразовательных учреждений, а также гражданами, впервые ищущими работу (ранее не работавшими) и при этом не имеющими профессии (специальности).
Вместе с тем в соответствии с абзацем пятым подпункта 3 пункта 1 статьи 7.1, а также названия статьи 23, пункта 1 и 2 статьи 23 Закона о занятости населения государственная услуга по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости, средства на осуществление которой предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, оказывается безработным гражданам, которыми согласно статье 3 Закона о занятости населения признаются органами службы занятости трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.
Таким образом, поскольку государственная услуга по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости оказывается безработным гражданам, то и право на приоритетное получение данной государственной услуги могут иметь только безработные граждане.
На основании изложенного в целях исключения неоднозначной трактовки пункта 3 статьи 23 Закона о занятости населения и изложения данного пункта согласно действительному содержанию государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, оказываемой органами службы занятости в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона о занятости населения, проектом федерального закона предлагается изложить пункт 3 статьи 23 Закона о занятости населения в новой редакции, предусматривающей предоставление права в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации признанным в установленном порядке безработными: инвалидам, родителям, усыновителям, опекунам (попечителям), воспитывающим детей-инвалидов, гражданам по истечении шестимесячного периода безработицы, гражданам, уволенным с военной службы, женам (мужьям) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускникам общеобразовательных учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и при этом не имеющим профессии (специальности).
При этом предлагаемые проектом федерального закона изменения статьи 23 Закона о занятости населения не повлекут нарушения (отмены или умаления) прав граждан, а наоборот, приведут к предоставлению нового права безработным родителям, усыновителям, опекунам (попечителям), воспитывающим детей-инвалидов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости и выплата стипендий в этот период безработным родителям, усыновителям, опекунам (попечителям), воспитывающим детей-инвалидов, будут осуществляться в пределах субвенций из федерального бюджета, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.
На основании изложенного дополнительного выделения средств федерального бюджета для реализации предлагаемого проекта федерального закона не потребуется.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не требует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу каких-либо федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.