Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 533787-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - законопроект) направлен на создание условий для обеспечения жильем работников федеральных государственных органов, государственных академий наук и, в первую очередь, молодых ученых, иных отдельных категорий граждан, которые не относятся к категории малоимущих граждан, но при этом уровень доходов которых не позволяет им в настоящее время приобретать жилье по рыночным ценам.
Законопроект предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Закон) в части наделения Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд) полномочиями по безвозмездной передаче земельных участков Фонда жилищно-строительным, жилищным накопительным и иным потребительским кооперативам, созданным в сфере жилищного строительства в соответствии с регулирующими деятельность таких кооперативов федеральными законами (далее - кооперативы), а также гражданам, являющимся членами указанных кооперативов. При этом категории граждан, имеющих право на вступление в кооперативы, определяются Правительством Российской Федерации из числа федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих, работников федеральных государственных органов, федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им организаций, для которых работа (служба) в указанных органах или организациях является постоянным местом работы.
Следует отметить, что в настоящее время вопросы создания указанных кооперативов частично урегулированы Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", которые не касаются вопросов предоставления кооперативам земельных участков. Согласно требованиям статей 30.1 и 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам для жилищного строительства исключительно на аукционах. Таким образом, проблема оказания государственной поддержки кооперативам, в том числе в части безвозмездного приобретения земельных участков для целей жилищного строительства, носит комплексный характер и действующим законодательством Российской Федерации не урегулирована.
Законопроектом определяется порядок принятия решений о передаче для формирования имущества Фонда земельных участков, в том числе предоставленных в пользование федеральным государственным унитарным предприятиям и учреждениям, государственным академиям наук, созданным и (или) подведомственным таким академиям организациям, в целях безвозмездной передачи таких земельных участков кооперативам либо земельных участков, образованных из участков Фонда, кооперативам. При этом проекты указанных предложений Фонда будут рассматриваться Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства с учетом представленной заинтересованными органами и организациями информации о создаваемых кооперативах.
Законопроектом предлагается обеспечивать земельными участками кооперативы, удовлетворяющие определенным требованиям при условии, что правила формирования списков создающих кооперативы граждан, а также списки указанных граждан должны быть утверждены федеральными государственными органами, органами управления государственных академий наук и опубликованы в официальных средствах массовой информации указанных органов и академий, а также размещены на официальных сайтах этих органов и академий в сети Интернет.
Законопроектом предполагается предоставлять кооперативам земельные участки Фонда, исходя из потребности членов таких кооперативов в строительстве жилья экономического класса. При этом критерием возводимого кооперативами жилья экономического класса является соответствие технико-экономических параметров жилых домов, жилых помещений в многоквартирных домах характеристикам жилых помещений экономического класса, установленным Минрегионом России. В связи с этим сведения, представляемые в Фонд заинтересованными органами и организациями с целью обеспечения жильем своих работников, должны содержать данные о типе застройки, сведения о потребности членов создаваемых кооперативов в жилых помещениях.
Законопроектом в Закон вводится новая статья 16.5, которой устанавливаются особенности передачи земельных участков Фонда кооперативам и требования, которым должны удовлетворять такие кооперативы.
В частности, законопроектом предлагается установить, что земельные участки передаются кооперативам в безвозмездное срочное пользование на срок:
1) жилищного строительства - в случае, если учредительными документами кооператива предусмотрено обязательство кооператива осуществить строительство жилых домов (объектов индивидуального жилищного строительства) и объектов инженерной инфраструктуры;
2) подготовки и утверждения проекта планировки территории в границах земельного участка Фонда, включая положения о характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, и проекта межевания территории в границах земельного участка Фонда, проведения государственного кадастрового учета земельных участков Фонда, образуемых из земельного участка Фонда - в случае, если учредительными документами кооператива предусмотрено обязательство граждан - членов кооператива осуществить строительство жилых домов (объектов индивидуального жилищного строительства).
Указанные особенности, прежде всего, направлены на то, чтобы упорядочить предоставление земельных участков кооперативам, обеспечить строительство на таких земельных участках жилья экономического класса, а также исключить возможность спекуляции этими земельными участками и предотвратить иные способы перехода прав на данные земельные участки к другим лицам.
В частности, предлагается установить, что условием осуществления передачи земельного участка кооперативу является уплата не менее тридцати процентов суммы всех паевых взносов, которая не может быть менее совокупной стоимости всех жилых помещений жилья экономического класса, рассчитанной исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по ценам, установленным Минрегионом России.
Новой статьей также установлены правила, определяющие, что один член кооператива владеет только одним паем, при прекращении членства в кооперативе право на вступление в кооператив возникает только у работника, включенного в соответствующие списки работников. Дополнительным требованием является опубликование в официальных источниках, а также в сети Интернет информации о правилах формирования списков работников, объединяемых в кооперативы, а также утвержденных списков таких работников.
Принятие законопроекта позволит создать условия для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" не потребует принятия или изменения актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.