Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 539885-5 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" разработан в целях обеспечения социальных гарантий граждан Российской Федерации, обучающихся по программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура) в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, научных организациях.
Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" установлены государственные гарантии прав граждан Российской Федераций в области высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе предоставление обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере образования к обучающимся в учреждениях системы высшего и послевузовского профессионального образования относятся следующие категории граждан:
студенты высших учебных заведений;
слушатели, обучающиеся в высших учебных заведениях на подготовительных отделениях, факультетах (в других структурных подразделениях) повышения квалификации и переподготовки работников;
слушатели, обучающиеся в другом высшем учебном заведении, если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование;
слушатели, обучающиеся в ординатуре или интернатуре медицинских высших учебных заведений;
аспиранты (адъюнкты), докторанты и соискатели.
Вместе с тем, на сегодняшний день, подготовка специалистов по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования (интернатура, ординатура) осуществляется не только в медицинских высших учебных заведениях, но и на медицинских факультетах образовательных учреждений высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях.
Необходимость подготовки законопроекта обусловлена отсутствием законодательной базы, устанавливающей право интернов и ординаторов на получение стипендии, а также сложившейся практикой определения размеров стипендии данным обучающимся, подготовка которых осуществляется в системе медицинского и фармацевтического образования, исходя из размеров заработной платы соответствующих работников здравоохранения.
Отсутствие в законодательстве Российской Федерации в сфере образования положений, определяющих права лиц, обучающихся в интернатуре и ординатуре, на получение государственной стипендии, привело к необходимости разработки ведомственного документа Минздрава России (письмо от 19 января 1993 г. N 01-16/1-21 о дополнениях к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 ноября 1992 г. N 301), в котором говорится о порядке оплаты труда отдельным должностям работников, не предусмотренным единой тарифной сеткой, в том числе клиническим ординаторам из числа выпускников вузов. Этим категориям стипендия выплачивалась в размере должностного оклада врача-интерна, а поступившим в клиническую ординатуру с практической работы - в размере должностного оклада врача соответствующей специальности, определенного на основе Единой тарифной сетки по должности, занимаемой ими до поступления в ординатуру. Интернам выплаты осуществлялись также в размере должностного оклада врача-интерна.
В дальнейшем, при изменении нормативной правовой базы по оплате труда работников здравоохранения, включая переход учреждений на новую систему оплаты труда, указанный порядок выплаты стипендий интернам и ординаторам сохранялся.
Положения законопроекта дополняют имеющуюся нормативную правовую базу в части закрепления статуса обучающегося в ординатуре и интернатуре на медицинских факультетах образовательных учреждений высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, как слушателя учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования.
Представленный проект, также развивает систему государственных гарантий граждан Российской Федерации, посредством установления прав обучающихся в ординатуре и интернатуре образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования и научных организаций на получение стипендий.
Принятие законопроекта не потребует дополнительного выделения ассигнований из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" потребует принятия постановлений Правительства Российской "Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки интернов и ординаторов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, федеральных государственных учреждений науки, учреждений государственных академий наук" и "О стипендиях интернам и ординаторам федеральных государственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, федеральных государственных учреждений науки, учреждений государственных академий наук".
Принятие данных нормативных правовых актов необходимо для определения порядка назначения и выплаты стипендий интернам и ординаторам, а также их размеров.
Срок подготовки постановлений Правительства Российской Федерации -май 2011 г.
Ответственным исполнителем по подготовке постановлений Правительства Российской Федерации предлагается определить Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Соисполнителями по подготовке постановлений Правительства Российской Федерации предлагается определить Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.