Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 500337-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен, во-первых, на устранение внутренних противоречий Федерального закона "О пожарной безопасности", содержащихся в его положениях о частной пожарной охране, во-вторых, на совершенствование разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в границах сельских населенных пунктов по принятию мер по спасению людей и имущества, локализации и ликвидации пожаров.
Согласно статье 12.1 указанного Федерального закона подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров, что подразумевает возмездность таких услуг. В то же время статьей 22 Федерального закона без уточнения видов пожарных подразделений устанавливается, что тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ должно осуществляться на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Последнее зачастую используется в качестве "законного" основания для отказа в возмещении расходов владельцам частных пожарных охран, чьи подразделения привлекаются к тушению пожаров за пределами своей организации. Данное противоречие предлагается устранить за счет новой редакции соответствующего положения статьи 22 Федерального закона.
Другое противоречие заключается в том, что статьей 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" полномочия по организации тушения пожаров (спасению людей и имущества, ликвидации пожаров) в населенных пунктах в целом возлагаются на подразделения Государственной противопожарной службы, то есть являются государственным полномочием субъекта Российской Федерации. При этом статьей 19 Федерального закона аналогичные полномочия (локализация пожара, спасение людей и имущества) одновременно возлагаются на органы местного самоуправления в границах сельских населенных пунктов. Последнее для органов местного самоуправления сельских поселений выливается в проблему, связанную с необходимостью содержания за счет местных бюджетов муниципальной пожарной охраны. При этом полномочия по принятию мер по локализации пожара, спасению людей и имущества, возлагаемые Федеральным законом "О пожарной безопасности" на органы местного самоуправления сельских поселений, не находят своего отражения в перечне вопросов местного значения, решаемых за счет средств местных бюджетов, установленном статьей 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Соответственно, при оценке бюджетной обеспеченности сельских поселений не учитываются их дополнительные расходы на содержание муниципальной пожарной охраны. Уточнение полномочий органов местного самоуправления сельских поселений по созданию и содержанию муниципальных пожарных охран предлагается осуществить за счет исключения в статье 11.1 Федерального закона императивности нормы, устанавливающей, что муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления, а также уточнения в статье 19 Федерального закона полномочий органов местного самоуправления сельских поселений по принятию мер по локализации пожара за счет дополнения соответствующего положения словами "с использованием первичных средств пожаротушения".
Внесение предлагаемых изменений в Федеральный закон позволит:
исключить случаи спорного толкования положений Федерального закона в вопросе о возмещении затрат подразделений частных пожарных охран, принимавших участие в тушении пожаров за пределами территорий своих организаций;
однозначно определить рамки полномочий по принятию мер по локализации и ликвидации пожаров, спасению людей и имущества между органами местного самоуправления в границах сельских населенных пунктов (с использованием первичных средств пожаротушения) и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с использованием подразделений противопожарной службы);
передавать государственные полномочия субъекта Российской Федерации по созданию подразделений пожарных охран органам местного самоуправления сельских поселений, находящихся вне зоны нормативного охвата подразделениями государственной противопожарной службы, с соответствующим материальным и финансовым обеспечением.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" не влечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов законодательства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.