Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 535738-5 "О внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Реформа местного самоуправления обострила проблему формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований. Нестабильность доходных источников местных бюджетов, вызванная изменениями федерального законодательства и сокращением собственной доходной базы муниципальных образований, ограничивает возможности муниципалитетов в реализации полномочий, определенных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Одним из основных налогов по объему поступлений в бюджет муниципального образования является налог на доходы физических лиц, его доля в собственных доходах местных бюджетов составляет более 50%.
Существующее налоговое законодательство предусматривает зачисление налога на доходы физических лиц, уплачиваемого по ставке 13 процентов, по месту работы. Налог исчисляется налоговыми агентами (работодателями) и подлежит уплате в бюджет по месту их учета в налоговом органе. В бюджеты субъектов Российской Федерации не поступают средства налога на доходы физических лиц от жителей, основное место работы которых расположено на территории иного субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик имеет право на получение ряда льгот, а также социальных и имущественных вычетов по месту жительства. Таким образом, налог на доходы физических лиц перечисляется в бюджет одного субъекта Федерации, а возмещение излишне уплаченного налога в связи с налоговыми вычетами производится по месту регистрации налогоплательщика за счет бюджета другого субъекта Федерации.
Проектом предлагается зачислять налог на доходы физических лиц по месту регистрации налогоплательщиков, что позволило бы равномерно распределять налоговые поступления, забирая часть налоговых доходов из территорий, финансово вполне обеспеченных, на территории, где не хватает ресурсов на расходные полномочия муниципалитетов.
К примеру, в Республике Башкортостан бюджеты муниципальных образований в настоящее время лишаются налога на доходы физических лиц от жителей, основное место работы которых расположено на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
По данным администраций муниципальных образований Республики Башкортостан, за пределами региона вахтовым методом работает более 100 тыс. жителей республики. Учитывая размер месячной заработной платы одного работника, составляющий порядка 35000 рублей, бюджет Республики Башкортостан в объеме налоговых поступлений за счет налога на доходы физических лиц недополучает около 5,5 млрд. рублей в год.
Данная проблема свойственна многим субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.
Внесение предлагаемых изменений в налоговое законодательство будет содействовать повышению самодостаточности территорий и мотивации к среднесрочному и долгосрочному планированию социально-экономического развития муниципальных образований.
На основании изложенного предлагаем установить порядок уплаты налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.