Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях исключения возможности проведения азартных игр под видом лотерей, а также совершенствования государственного правового регулирования лотерейной деятельности. Предлагаемые поправки в Федеральный закон направлены на выполнение поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 27 февраля 2011 г. N Пр-485 и от 3 марта 2011 г. N Пр-546, Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 3 марта 2011 г. N ВП-П13-1217 и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Л. Кудрина от 29 июля 2010 г. N КА-П13-5172.
Законопроект доработан в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Л. Кудрина от 29 июля 2010 г. N КА-П13-5172 с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях".
Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Л. Кудрина от 10 декабря 2010 г. N КА-П13-8480 законопроект доработан с учетом исключения необходимости разработки технического регламента на лотерейное оборудование.
Законопроект доработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 27 февраля 2011 г. N Пр-485 и от 3 марта 2011 г. N Пр-546 в целях недопущения использования фиктивным лотерейных схем, прикрывающих игорный бизнес. Законопроектом предлагается ограничить количество используемого лотерейного оборудования при проведении тиражной лотереи, изменить уведомительный порядок регистрации стимулирующих лотерей на разрешительный, определить минимальный срок после которого может осуществляется выплата, передача или предоставление выигрышей тиражной лотереи, а также установить ограничения к местам распространения лотерейных билетов бестиражных лотерей и местам проведения стимулирующих лотерей.
Законопроект содержит нормы:
дополняющие и уточняющие понятийный аппарат Федерального закона "О лотереях";
предоставляющие полномочия Правительству Российской Федерации устанавливать дополнительные требования к лотерейному оборудованию и лотерейным терминалам, а также порядок проверки их соблюдения;
исключающие возможность проведения под видом стимулирующих лотерей азартных игр;
дополняющие меры административной ответственности за нарушение требований Федерального закона "О лотереях".
Законопроект предполагает дополнение понятийного аппарата Федерального закона "О лотереях" новыми определениями, такими как "лотерейная квитанция", "игровая комбинация", "лотерейный терминал", "лотерейная программа", "центр обработки лотерейной информации", "электронный лотерейный билет", "организатор стимулирующей лотереи", "стимулирующая лотерея", а также уточнение некоторых действующих понятий.
Законопроект уточняет порядок заключения договора между организатором лотереи и участником лотереи - указанный договор может быть заключен при проведении лотереи только путем выдачи лотерейного билета, лотерейной квитанции или электронного лотерейного билета, с обязательным присутствием на них выбранной участником игровой комбинации. Законопроект исключает возможность заключения договора при проведении тиражной или бестиражной лотереи путем выдачи "иного документа" или "иным способом".
Законопроектом предусматривается использование лотерейных терминалов и электронного лотерейного билета только при проведении всероссийских государственных лотерей в режиме реального времени.
В связи с принятием 27 июля 2010 г. Федерального закона N 214-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Л. Кудрина от 29 июля 2010 г. N КА-П13-5172, законопроект был дополнен нормами устанавливающими:
основания для внесения сведений о лотереях и изменений в единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей, государственный реестр региональных лотерей, реестр муниципальных лотерей;
требования к лотерейным терминалам;
наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению дополнительных требований к лотерейному оборудованию и лотерейным терминалам.
Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Л. Кудрина от 10 декабря 2010 г. N КА-П13-8480, законопроектом предлагается внесение изменений в статью 12.1 Федерального закона "О лотереях" в части исключения необходимости разработки технического регламента на лотерейное оборудование, в связи с тем, что функциональные особенности оборудования, в том числе критерии, позволяющие определить отличие одного оборудования от другого (лотерейного от игорного) законодательство Российской Федерации не относит к предмету технических регламентов.
В связи с тем, что действующие нормы Федерального закона "О лотереях" не позволяют четко определить процедуру выбора оператора всероссийской государственной лотереи, организатором которой является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на организацию всероссийской государственной лотереи; региональной государственной лотереи, организатором которой является уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; муниципальной лотереи, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления, законопроектом предлагается ряд уточнений в статьи 13, 14 и 15 Федерального закона "О лотереях", которые затрагивают организацию и проведение государственных лотерей.
Предлагается определить порядок проведения конкурса по выбору оператора всероссийской государственной лотереи, а также условия и критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе по выбору оператора всероссийской государственной лотереи, региональной государственной лотереи и муниципальной лотереи.
Также предлагается ввести обязанность для организатора лотереи приступить к формированию призового фонда не позднее одного года с даты получения разрешения на проведение лотереи, кроме стимулирующих лотерей и всероссийских государственных лотерей в режиме реального времени. В противном случае уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи, а также приостановить действие разрешения на проведение лотереи до вступления в законную силу решения суда. Названная норма обяжет организаторов лотереи своевременно приступить к лотерейной деятельности и начать выполнять свои обязательства перед соответствующим бюджетом и субъектами целевых отчислений.
Кроме того, законопроектом предлагается восстановить право законопослушных товаропроизводителей использовать современные способы стимулирования сбыта своей продукции, не создавая при этом законодательных предпосылок для возвращения незаконной практики проведения азартных игр под видом стимулирующих лотерей.
Поправками в статью 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусматривается возможность предоставления контрольным органам права проводить проверки организаторов азартных игр и юридических лиц, осуществляющих проведение лотерей один раз в год; предлагается основанием для включения в ежегодный план проведения плановых проверок считать истечение трех месяцев со дня получения организатором азартных игр разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, получения организатором азартных игр лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и получения юридическим лицом разрешения на проведение лотереи, в том числе стимулирующей лотереи или получения права на проведение всероссийской государственной лотереи.
Поправками в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вводятся новые виды противоправных деяний, которые по своей сущности должны признаваться правонарушениями. Поправкой в данный Кодекс предлагается также наделить исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении нарушения законодательства о лотереях, разрешение на проведение которых или право на проведение которых предоставляются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Законопроект предусматривает возможность проведения проверок соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации один раз в год.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" не приведет к сокращению доходов и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом федерального закона
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.