Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(по вопросу охраны избирательных прав и права на участие в референдумах граждан)
В результате нарушения избирательного законодательства существенный вред причиняется самому гражданскому обществу. Назревает угроза нарушения порядка формирования и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления и разрешения важнейших вопросов государственного устройства и общественной жизни.
В настоящее время возникла необходимость по внесению в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) санкций за принуждение граждан к участию в голосовании (референдуме), а также за принудительное (в разной форме) обеспечение их явки на голосование.
Необходимость внесения в КоАП нового вида административного правонарушения и наказания вызвана тем, что, использование властно-распорядительных полномочий и иных ресурсов, позволяющих влиять на волю и действия граждан-избирателей, стало носить массовый характер.
После выборов 2003 года Центральная избирательная комиссия указала о многочисленных уголовных и административных делах в отношении нарушителей избирательного законодательства. Прошедшие выборы в 2007-2009 годах завершились более ста административными делами и одним уголовным.
По данным "Трансперенси Интернэшнл-Р" рядом партий были задействованы все разновидности административного ресурса, включая и силовой.
В середине июля 2008 года Верховный суд Российской Федерации отклонил иск КПРФ к Центральной избирательной комиссии, представившей в суд более 12000 документов, указывающих на массовые нарушения, зафиксированные в ходе предвыборной и выборной кампаний.
В документах и СМИ указывалось не только на незаконную агитацию, но и прямое давление на избирателей со стороны местных властей самого разного уровня, должностных лиц различных юридических лиц, учебных заведений, различных воинских формирований и представителей ЖЕКов.
Особому давлению подвергались сотрудники бюджетных организаций, которым, с угрозой увольнения, пришлось брать открепительные удостоверения и голосовать по месту работы. В ряде учебных заведений студентов буквально принуждали брать открепительные удостоверения и голосовать по месту учёбы.
Если в ходе выборов 2003 года по открепительным удостоверениям голосовало 573 тыс. человек, то во время выборов в 2007-2009 годах - более 1 миллиона человек. Зафиксированы многочисленные случаи коллективного голосования государственных служащих и студентов по месту работы или учебы. Нарушения стали носить системный характер, поскольку СМИ сообщали о них по многим регионам. Однако административных мер воздействия к нарушителям не применялось, так как меры административного воздействия в законодательстве отсутствовали.
Отмена графы "против всех" также привела к тому, что увеличилось количество недействительных (испорченных) бюллетеней и составило около 800 тысяч, а 40 млн. человек вовсе не приходят на выборы. Испорченных бюллетеней на следующих выборах может оказаться значительно больше и выборы могут быть сорванными.
Существующие санкции в уголовном и административном законодательстве Российской Федерации за нарушение избирательного законодательства не охватывают своим составом преступления и правонарушения за незаконные действия и нарушения в виде принуждения граждан к участию в голосовании либо принудительной явки на выборы, референдум.
Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены наказания за преступления за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работы избирательных комиссий (статья 141), нарушение порядка финансирования избирательных кампаний кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (статья 141.1.), фальсификация избирательных документов, документов референдума (статья 142) и фальсификация итогов голосования (статья 142.1.). Очевидно, что указанные статьи не могут применяться к субъектам, незаконно обеспечивающих явку и принуждающих граждан к голосованию разными способами.
Во-первых, в диспозиции статьи 141 не определены указанные деяния, а применение уголовного законодательства по аналогии не допускается, во-вторых, по определению в уголовном законодательстве все деяния, нарушающие конституционные права и свободы граждан являются преступлениями, но принуждение к голосованию и (или) незаконное обеспечение явки в рассматриваемом формате может относиться только к административным правонарушениям.
В свою очередь КоАП РФ имеет ряд статей (5.1., 5.3. - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56), которые также не предусматривают административную ответственность за принуждение к голосованию и (или) незаконное обеспечение явки граждан.
Статьи КоАП РФ предусматривают наложение административного штрафа за нарушение прав на ознакомление со списком избирателей, неисполнение решения избирательной комиссии, нарушение порядка представления сведений об избирателях, порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов, нарушении прав члена избирательной комиссии, отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме, нарушении порядка и условий проведения агитации, рекламы и агитационных материалов, непредоставление возможности обнародовать опровержение, подкуп избирателей, незаконное финансирование, перечисление и использование денежных средств и материальной поддержки, незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, использование преимуществ должностного лица или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата, списка кандидатов, выдвижения и (или) поддержки инициативы проведения референдума, подделка подписей и др.
В связи с изложенным в целях реализации национального плана противодействии коррупции подпункта 2) пункта 2 перечня первоочередных проектов законодательных актов подготовлен законопроект, который предусматривает дополнение КоАП РФ новой статьей 5.16.1. "Нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан".
Диспозиция статьи предусматривает использование в ходе проведения избирательной компании, референдума государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями независимо от формы собственности, избирательными комиссиями, комиссиями референдумов преимуществ своего должностного или служебного положения в целях принуждения граждан к участию в голосовании либо и (или) их явки на выборы, референдум для достижения определенного результата на выборах, референдуме.
Принятие представленного законопроекта устранит существующий пробел в правовом регулировании и позволит исключить многочисленные нарушения в ходе проведения избирательной компании.
Протоколы об административном правонарушении в соответствии с предлагаемой новой статьей должны составляться должностные лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующих органов, и должностные лица органов внутренних дел (милиции).
Принятие проекта федерального закона не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(по вопросу охраны избирательных прав и права на участие в референдумах граждан)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (по вопросу охраны избирательных прав и права на участие в референдумах граждан) не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (по вопросу охраны избирательных прав и права на участие в референдумах граждан)
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (по вопросу охраны избирательных прав и права на участие в референдумах граждан) не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.