Заключение Правительства РФ от 6 апреля 2011 г. N 1487п-П11
на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О семеноводстве"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается исключить из Федерального закона "О семеноводстве" (далее - Федеральный закон) понятие "Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию" и ввести понятие "Каталог сортов и гибридов растений, допущенных к использованию на территории Российской Федерации" (далее - Каталог).
Согласно абзацу четвертому подпункта "д" пункта 2 законопроекта Каталог представляет собой утверждаемый специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством перечень сортов и гибридов растений, имеющих важное народно-хозяйственное значение, в отношении которых осуществлены сортовая экспертиза, семенная экспертиза и испытание на хозяйственную полезность, с указанием названия сорта, признаков сорта растения, данных о патентообладателе, номера региона, в котором сорт допущен к использованию.
Вместе с тем представляется целесообразным утверждать не перечень сортов и гибридов растений, а перечень видов растений (например, пшеница мягкая (Triticum aestivum), картофель (Solanum tuberosum) и т.д.). При этом, поскольку в перечень предполагается включить экономически значимые виды растений, указанный перечень должен утверждаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом в Каталог включаются сорта и гибриды растений, отвечающие определенным требованиям, в том числе они должны иметь положительные результаты испытаний на хозяйственную полезность, в отношении них должны быть осуществлены сортовая и семенная экспертизы.
Указанное требование об осуществлении сортовой и семенной экспертиз некорректно, так как сортовая и семенная экспертизы могут применяться в отношении партии семян определенного сорта, а не в отношении сорта.
Кроме того, понятие "хозяйственная полезность" не позволяет четко установить объем требований, предъявляемых к сорту растений, и может повлечь произвольное и субъективное толкование и, как следствие, ущемление прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере семеноводства.
В отношении Каталога также следует отметить, что законопроектом не определен порядок его ведения и порядок включения в него сортов и гибридов растений.
Предлагаемое абзацем пятым подпункта "д" пункта 2 законопроекта определение понятия "оригинатор сорта сельскохозяйственного растения" требует уточнения, поскольку оригинатор неохраняемого сорта не может являться патентообладателем.
Введение законопроектом определения понятия "лицензионный договор" (абзац шестой подпункта "д" пункта 2) является излишним, так как указанное понятие установлено Гражданским кодексом Российской Федерации.
Предлагаемое пунктом 4 законопроекта определение понятия "оригинальные семена", согласно которому это "семена охраняемого сорта растений, произведенные оригинатором сорта сельскохозяйственного растения", является некорректным, поскольку также существуют оригинальные семена неохраняемого сорта.
Применяемый в пункте 6 законопроекта термин "хозяйственные качества" не определен законодательством Российской Федерации в области семеноводства.
Пунктами 9 и 10 законопроекта предлагается внести в статьи 21 и 22 Федерального закона дополнения, предусматривающие, что для посева (посадки) запрещается использовать семена, которые не прошли испытание на хозяйственную полезность, а также что для федеральных фондов семян заготавливаются семена, которые прошли испытания на хозяйственную полезность. Такие дополнения являются излишними, так как данные требования к обороту семян в настоящее время содержатся в Федеральном законе (часть первая статьи 30).
Пунктом 11 законопроекта предлагается внести в статью 25 Федерального закона дополнение, согласно которому семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат испытанию на хозяйственную полезность. Указанное дополнение не соответствует пункту 2 законопроекта, предусматривающему, что испытание на хозяйственную полезность проводится в отношении сорта.
Абзацем четвертым пункта 13 законопроекта устанавливается, что испытание на хозяйственную полезность семян охраняемого сорта, являющихся объектом исключительных прав, осуществляется на добровольной основе с соблюдением норм гражданского законодательства. В этой связи следует отметить, что испытания на хозяйственную полезность не нарушают исключительных прав патентообладателя. Отличимость, однородность, стабильность и новизна сорта, являющиеся критериями охраноспособности сорта, не заменяют критерии хозяйственной полезности (высокая продуктивность, качество белка, засухоустойчивость и др.). Например, сорт может обладать критериями охраноспособности, но при этом не быть пригодным для выращивания в засушливой зоне.
Предусматриваемые в абзацах пятом и шестом пункта 13 законопроекта требования к испытаниям сортов и гибридов растений на хозяйственную полезность относятся к партии семян. Однако испытание на хозяйственную полезность проходит не партия семян (испытания идут 2-3 года), а сорт при его допуске к использованию. Следовательно, семена для проведения испытаний на хозяйственную полезность могут быть представлены только оригинатором сорта или гибрида.
Подпунктом "а" пункта 14 законопроекта предлагается установить требование о том, что при обороте партий семян сельскохозяйственных культур, сорта которых включены в Каталог, должны быть в наличии документы, подтверждающие хозяйственную полезность семян. Вместе с тем законопроектом уже предусмотрено, что включаемые в Каталог сорта и гибриды должны пройти испытания на хозяйственную полезность.
Подпунктом "б" пункта 14 законопроекта признается утратившей силу часть вторая статьи 30 Федерального закона, разрешающая нахождение в обороте семян сортов сельскохозяйственных растений в течение двух лет после исключения их из Каталога. Однако данное положение Федерального закона необходимо сохранить с целью соблюдения интересов покупателей (приобретателей) семян сельскохозяйственных растений.
Пунктом 16 законопроекта предусматривается признать утратившими силу статьи 35, 36 и 37 Федерального закона. При этом не ясно, кто и в каком порядке будет проводить контроль в рамках предлагаемой законопроектом семенной экспертизы.
Законопроект не соответствует целям внесения изменений в Федеральный закон, изложенным в пояснительной записке, в частности, не ликвидирован правовой пробел в осуществлении государственной оценки хозяйственно-полезных признаков сортов сельскохозяйственных растений, а также не проработаны вопросы разделения сфер оборота партий семян и интеллектуальной собственности на селекционные достижения.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации считает, что законопроект нуждается в доработке и не может быть поддержан в представленной редакции.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.