Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 554113-5 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
Досье на проект федерального закона
Статьей 2 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон) установлено право органов местного самоуправления принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей. Однако положения Федерального закона не конкретизируют организационно-правовую форму, в которой могут быть созданы муниципальные аварийно-спасательные формирования.
В соответствии с Федеральным законом "Об автономных учреждениях" в редакции, действовавшей до 31 декабря 2010 года, автономные учреждения могли быть созданы для выполнения работ, оказания услуг во всех сферах деятельности.
Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в указанную норму внесены изменения, в связи с чем с 1 января 2011 года автономные учреждения могут быть созданы только в сферах деятельности, установленных федеральными законами.
Ограничение сфер деятельности автономных учреждений, отсутствие конкретизации организационно-правовых форм муниципальных аварийно-спасательных формирований, а также необходимость исключения неоднозначности толкования и применения норм вышеуказанных федеральных законов послужило основанием для внесения изменения в статью 2 Федерального закона.
Изменение Федерального закона имеет ряд положительных аспектов, влияющих на деятельность муниципальных автономных учреждений в сфере аварийно-спасательных работ, а также иных работ, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне, а именно:
1) за счет дополнительно заработанных средств имеется возможность повышать квалификацию сотрудников (спасателей поисково-спасательной службы), требуемую для выполнения работ по устранению чрезвычайных ситуаций, улучшать условия труда и материальное обеспечение сотрудников;
2) при проведении аварийно-спасательных работ по ликвидации чрезвычайной ситуации нередко возникает потребность в незамедлительном приобретении дополнительного аварийно-спасательного оборудования и иных товаров. Однако согласно нормам законодательства о размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд при заключении договоров необходимо соблюдение конкурсных процедур, требуется дополнительное время для проведения торгов, что негативно влияет на оперативность осуществляемых мероприятий и ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей муниципального образования. Кроме того, у муниципальных образований нет достаточных финансовых средств для обеспечения аварийно-спасательных служб всем необходимым, а также нет возможности незамедлительного их использования через бюджетные счета, открытые в органах казначейства. Автономное учреждение имеет счет в кредитной организации и имеет реальную возможность в любое время и незамедлительно направить все имеющиеся средства на проведение мероприятий, необходимых для устранения или минимизации последствий чрезвычайной ситуации;
3) у автономного учреждения имеется возможность своевременно реагировать на изменение запросов рынка потребительских платных услуг, которые может оказывать аварийно-спасательное формирование сверх установленного муниципального задания, в результате улучшается качество оказываемых муниципальных услуг в сфере обеспечения безопасности населения и оказания дополнительных услуг, востребованных населением, по минимальным и доступным ценам;
4) значительно снижается нагрузка на местный бюджет.
Вышеназванные положительные аспекты находят свое подтверждение на примере деятельности муниципального автономного учреждения "Центр гражданской защиты города Орска", созданного администрацией города Орска Оренбургской области в целях оперативного реагирования в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также оказания дополнительных платных услуг, оказываемых населению и организациям по минимальным и доступным ценам. За счет дополнительно заработанных средств при минимальном финансировании из городского бюджета в 2010 году достигнуто следующее:
создана единственная в восточном Оренбуржье водолазная спасательная станция, что позволяет более эффективно проводить предупредительные работы по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
организованы курсы гражданской обороны для обучения, плановой подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава и специалистов предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, выполняющих обязанности по гражданской обороне;
проведена аттестация спасателей на право проведения газоспасательных работ;
приобретены дополнительные средства защиты для аварийно-спасательной службы;
проведена аттестация всех рабочих мест по условиям труда;
улучшены условия труда спасателей поисково-спасательной службы.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" не потребует финансовых затрат из федерального бюджета.
Перечень
федеральных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных нормативных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.