Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 555837-5 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.
Смысловая неопределенность настоящей нормы в части слов "с учетом структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы" влечет за собой неоднозначную судебную практику (Определения Верховного Суда РФ от 30.01.2008 N 74-Г07-21, от 14.05.2008 N 51-Г08-17, от 10.02.2010 N 63-Г09-3 и от 09.02.2011 N 60-Г11-2). Тенденция судебной практики при нормоконтроле соответствия законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, касающихся утверждения Реестров должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, сводится к отрицанию самостоятельности субъектов Российской Федерации в регулировании этих вопросов. В результате сформировано судебное правоприменительное требование, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации при утверждении своих Реестров должностей государственной гражданской службы должны обеспечить их тождественность с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.
Таким образом, отрицается право субъектов Российской Федерации учреждать должности государственной гражданской службы в том или ином государственном органе, если они не предусмотрены в соответствующем разделе (для аналогичного федерального государственного органа) реестра, утвержденного Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации", а также право относить должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации к иной категории или иной группе, чем это предусмотрено в соответствующем разделе Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы.
Вместе с тем, содержание федеральных норм в их системной взаимосвязи (часть 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации, абзац второй пункта 1 статьи 3, пункты 2 и 3 статьи 5, пункт 4 статьи 8, пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы" (далее - Федеральный закон N 58-ФЗ), статьи 1, 8, 9 Федерального закона N 79-ФЗ, пункт 2 статьи 4, подпункт "м" пункта 2 статьи 5, пункт 4 статьи 17, пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), напротив, свидетельствует о праве субъектов Российской Федерации на самостоятельное учреждение той или иной должности государственной гражданской службы в зависимости от определенной ими самостоятельно структуры государственных органов субъектов Российской Федерации.
В противном случае нивелируется существо государственной гражданской службы и ее связь с организацией (структурированием) государственных органов. Другими словами возникает практическая ситуация, когда субъект Российской Федерации, имея право самостоятельно установить структуру своего государственного органа (например, предусмотрев в его структуре самостоятельный отдел), не имеет права ввести должность начальника отдела, так как она отсутствует в соответствующем разделе Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Вместо этого по логике судебных решений в государственном органе должно быть предусмотрено дополнительно управление (департамент), в структуру которого и будет входить соответствующий отдел. Указанное, в свою очередь, потребует дополнительных расходов из соответствующего бюджета.
Кроме того, в настоящее время Федеральным законом от 28.12.2010 N 419-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" признаны утратившими силу нормы федерального законодательства, касающиеся вопроса определения соотношения между должностями федеральной государственной гражданской службы и типовыми должностями государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Таким образом, правовая дозволенность субъектов Российской Федерации в регулировании вышеуказанных вопросов четко ограничена лишь требованиями, установленными пунктом 4 статьи 8 Федерального закона N 58-ФЗ и статьей 9 Федерального закона N 79-ФЗ, согласно которым должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы, тем самым обеспечивая реализацию принципа единства правовых основ при классификации должностей, как для должностей федеральной государственной гражданской службы, так и для должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Настоящий проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" разработан в целях обеспечения определенности (исключения множественности толкования) части 2 статьи 10 Федерального закона N 79-ФЗ и стабильности правового регулирования вопросов, касающихся государственной гражданской службы.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" потребуется внесение изменения в пункт 8 Указа Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 "О реестре должностей федеральной гражданской службы".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не потребует расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.