Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 556478-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля" разработан во исполнение подпункта "в" пункта I и пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания 27 июля 2010 г. Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 4 августа 2010 г. N Пр-2279 (поручение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2010 г. N ВП-П13-5668).
В целях выполнения поручения Президента Российской Федерации законопроектом вносятся в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон) следующие изменения.
Для обеспечения возможности выплаты заработной платы и иных выплат юридическими лицами-резидентами постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации гражданам Российской Федерации либо гражданам Российской Федерации, имеющим право непрерывно пребывать в иностранном государстве не менее одного года в соответствии с законодательством этого государства, в том числе имеющим выданные уполномоченными государственными органами соответствующего иностранного государства вид на жительство, рабочую визу или учебную визу со сроком действия не менее одного года или совокупность таких виз с общим сроком действия не менее одного года (т.е. фактически являющимся нерезидентами), законопроект расширяет круг граждан Российской Федерации, относящихся к категории физических лиц-нерезидентов (изменение подпункта "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона).
Для целей оптимизации валютного контроля при осуществлении внешнеэкономических сделок с товарами путем сокращения документооборота, исключения дублирования функций агентов валютного контроля, а также уточнения компетенции таможенных органов как агентов валютного контроля, для перехода на оформление паспорта сделки в электронном виде, сокращения объема информации, необходимой для оформления паспорта сделки, законопроектом предусмотрено:
1) закрепление обязанности резидентов по представлению уполномоченным банкам информации об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и/или валюты Российской Федерации за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а также об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами соответствующей части внешнеторговой сделки путем передачи резидентам товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них в счет осуществленных авансовых платежей (изменения в статью 19 Федерального закона). Внесение данных изменений будет иметь благоприятные последствия, способствующие освобождению резидента от обязанности переоформлять паспорт сделки в случае, если в ходе исполнения внешнеторгового контракта изменились какие-либо из его условий, указанных в паспорте сделки.
2) уточнение компетенции Центрального банка Российской Федерации по установлению единых правил оформления в уполномоченных банках паспорта сделки с учетом определения исчерпывающего перечня сведений, подлежащих указанию в паспорте сделки и требуемых для его оформления подтверждающих документов, а также установление обязанности для уполномоченных банков передавать оформленные ими паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации и определение срока передачи паспортов сделок (изменение в статью 20 Федерального закона).
3) уточнение функций Правительства Российской Федерации в части координации в сфере валютного контроля (изменение в часть 6 статьи 22 Федерального закона).
4) дополнение перечня документов, запрашиваемых агентами валютного контроля, документами, необходимыми для подтверждения статуса физического лица - нерезидента (дополнение пунктом 14 части 4 статьи 23 Федерального закона).
5) введение принципа однократности представления документов резидентами и нерезидентами органам и агентам валютного контроля и видов представляемых документов (изменения в часть 5 статьи 23 Федерального закона).
6) уточнение компетенции таможенных органов при передаче в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам, а также установление обязанности таможенных органов передавать данную информацию в электронном виде в уполномоченные банки не позднее трех рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами Российской Федерации товаров (новая редакция части 6 статьи 23 Федерального закона в связи с отменой предварительной регистрации налоговыми органами счетов резидентов, открываемых ими в банках за пределами территории Российской Федерации).
7) установление новой обязанности уполномоченных банков и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" как агентов валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом резидентом требований статьи 19 Федерального закона передавать органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, соответствующую ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения (новый абзац части 9 статьи 23 Федерального закона).
8) регламентация вопросов информационного обмена в форме электронных документов между органами и агентами валютного контроля в целях осуществления валютного контроля, защиты передаваемой информации (дополнение частью 17 статьи 23 Федерального закона).
9) уточнение обязанности резидентов по представлению органам и агентам валютного контроля документов и информации с учетом дополнения законопроектом статьи 19 Федерального закона новой частью 1.1 (изменение в пункте 1 части 2 статьи 24 Федерального закона).
Для обеспечения разработки и принятия Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации необходимых нормативных правовых актов и проведения организационно-технических мероприятий по реализации предлагаемых законопроектом мер предполагается вступление в силу принимаемого федерального закона с отсрочкой на 180 дней после дня его официального опубликования, а для обеспечения возможности проведения ФТС России необходимых организационно-технических мероприятий, связанных с представлением таможенными органами в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары в уполномоченные банки (абзац третий подпункта "в" пункта 5 статьи 1 законопроекта), предлагается установить срок вступления данной нормы с 1 января 2013 года.
Создаваемый законопроектом благоприятный режим для осуществления внешнеэкономической деятельности, в том числе для инновационных компаний, послужит ее развитию. Налаживание обмена информацией в форме электронных документов между уполномоченными банками и таможенными органами не создаст дополнительных рисков для эффективности валютного контроля, позволит сократить сроки выпуска товаров и снизить риски неопределенности по срокам поставок товаров для участников внешнеэкономической деятельности.
Принятие федерального закона будет способствовать снятию неоправданных административных барьеров во внешнеэкономической деятельности юридических лиц-резидентов, в том числе российских инновационных компаний.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля" не потребуют дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля" не повлечет необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля" потребует подготовки и принятия следующего акта Правительства Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;
постановление Правительства Российской Федерации о порядке представления таможенными органами в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам (предлагается определить головным исполнителем по разработке проекта акта ФТС России, а соисполнителями - Минфин России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, ФНС России и Росфиннадзор с участием Центрального банка Российской Федерации);
Срок подготовки проекта акта Правительства Российской Федерации будет осуществлен в пределах 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.