Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 556529-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций" (далее - законопроект) разработан Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 785 "О Российской академии наук".
Законопроектом вносятся изменения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке), в Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и в Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", направленные на обеспечение деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций.
Законопроектом определяются организационно-правовые формы государственных академий наук - некоммерческие организации, созданные в форме государственных бюджетных учреждений, а также подведомственных академиям организаций - государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.
В соответствии с действующей редакцией статьи 6 Закона о науке государственные академии наук наделены правом на создание, реорганизацию и ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы). Однако согласно статье 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Таким образом, исходя из норм ГК РФ подведомственные академиям учреждения должны быть частными, что полностью противоречит статусу этих учреждений, за которыми закрепляется имущество, находящееся в федеральной собственности.
В связи с этим предлагается внести изменения в статьи 114 и 120 ГК РФ. Согласно изменениям, вносимым в статью 114 ГК РФ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, а также по решению государственного учреждения, осуществляющего от имени Российской Федерации полномочия собственника переданного ему федерального имущества, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, уполномоченный орган или государственное учреждение, которые вправе создавать такие предприятия, обязаны произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.
В соответствии с изменениями, вносимыми в статью 120 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, государственные учреждения, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника переданного им федерального имущества, вправе осуществлять функции учредителя соответствующих их уставным целям и задачам государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, утверждать их уставы и назначать руководителей указанных организаций, а также быть учредителями и (или) участниками хозяйственных обществ.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", согласно которым утверждение устава подведомственной государственной академии наук организации, созданной в форме государственного бюджетного учреждения, осуществляется государственной академией наук, осуществляющей от имени Российской Федерации полномочия собственника переданного ей федерального имущества.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, государственные бюджетные учреждения, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника переданного им федерального имущества, вправе осуществлять функции учредителя государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Согласно изменениям, вносимым в Закон о науке, устанавливается, что Российская академия наук, отраслевые академии наук являются некоммерческими организациями, созданными в форме государственных бюджетных или автономных учреждений, которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом о науке и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), изменение типа подведомственного государственного учреждения, осуществление от имени Российской Федерации полномочий собственника федерального имущества, закрепляемого ими за подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций. Реестры федерального имущества, передаваемого указанным академиям наук, а также перечни организаций, подведомственных государственным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления государственными академиями наук от имени Российской Федерации полномочий собственника федерального имущества, закрепляемого ими за подведомственными организациями, определяется Правительством Российской Федерации.
Законопроектом также устанавливается, что государственные унитарные предприятия, подведомственные государственным академиям наук, создаются, реорганизуются и ликвидируются академиями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Организации, подведомственные государственным академиям наук, владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, закрепленным за указанными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом о науке и уставами. Реестры федерального имущества, закрепленного за указанными организациями в оперативном управлении или в хозяйственном ведении, утверждаются соответствующими академиями наук.
Распоряжение имуществом, закрепленным за подведомственными организациями, которым они не вправе, в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжаться без согласия собственника, осуществляется на основании решения соответствующей государственной академии наук, согласованного с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение объектами федеральной собственности. При сдаче в аренду без права выкупа временно не используемого имущества, в том числе недвижимого, закрепленного за организациями, подведомственными государственным академиям наук, размер арендной платы определяется договором аренды и не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Доходы, полученные организациями подведомственными государственным академиям наук, за исключением казенных учреждений, от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, используются указанными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в части государственных унитарных предприятий, создаваемых государственными академиями наук.
Согласно этим изменениям осуществление права собственника имущества федеральных государственных предприятий, подведомственных государственным академиям наук, в том числе утверждение уставов предприятий, внесение изменений в них, утверждение устава в новой редакции, регулируются положениями Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", согласно которому решение о создании подведомственного государственной академии наук автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности путем его учреждения или изменения типа, принимается государственной академией наук, осуществляющей от имени Российской Федерации полномочия собственника переданного ей федерального имущества. Указанные академии наук реализуют функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных им федеральных автономных учреждений.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций" потребует принятия проекта постановления Правительства Российской Федерации о порядке осуществления государственными академиями наук полномочий собственника в отношении федерального имущества, закрепляемого академиями за подведомственными им организациями.
Головной исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Соисполнитель - Министерство образования и науки Российской Федерации.
Срок - три месяца со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций".
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.