Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 544209-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в Федеральный закон "О науке и государственной научно- технической политике"
Досье на проект федерального закона
В 2009 году был принят Федеральный закон N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", предусматривающий внесение в статью 27 Федерального закона от 22.08. 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статью 5 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" изменений, устанавливающих право высших учебных заведений, являющихся бюджетными образовательными учреждениями и созданных государственными академиями наук, быть учредителями хозяйственных обществ. В настоящее время из текста законов следует, что вступить в уже созданное и успешно действующее хозяйственное общества высшее учебное заведение не имеет права. В тоже время, еще до принятия этого закона, были созданы инновационные предприятия, использующие результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат ВУЗам. Для исправления сложившейся ситуации законопроектом предлагается внести изменения в статью 27 Федерального закона от 22.08.1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в пункт 3.1 статьи 5 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", регулирующих отношения собственности в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Так в пункте 8 закона N 125-ФЗ и в п. 3.1 закона N 127-ФЗ предлагается добавить изменения (пункты 1, 2, 3 и 4 ст.ст. 1 и 2 законопроекта), устанавливающие, что ВУЗы имеют право быть не только учредителями, но и участниками хозяйственных обществ, вступать в уже созданные хозяйственные общества.
В настоящее время правоспособность хозяйственных обществ, созданных с участием ВУЗов, ограничена, так как их деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат ВУЗам. Иной деятельностью такие общества заниматься не вправе, что значительно снижает их финансовую устойчивость. Кроме того, подобные ограничения в правоспособности хозяйственных обществ, созданных с участием ВУЗов, противоречат положениям ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.) "Об обществах с ограниченной ответственностью", в соответствии с которыми Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества. Для устранения указанных противоречий предлагается (пункты 1 ст. ст. 1 и 2 законопроекта) деятельность хозяйственных обществ, созданных с участием ВУЗов, заключающуюся в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности законодательно установить как основную, не ограничивая ее только этим направлением.
Кроме этого, действующим законодательством о высших учебных заведениях, включая уставы ВУЗов, предусмотрено, что ректор ВУЗа вправе делегировать часть своих полномочий сотрудникам ВУЗа. В соответствии с п. 8 ст. 27 Федерального закона N125-ФЗ и п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" права участников хозяйственных обществ от имени высших учебных заведений осуществляют их руководители. Практика показывает, что необходимо законодательно предусмотреть возможность осуществлять права участников хозяйственных ВУЗов не только их руководителям (ректорам), но и другим сотрудникам ВУЗов в соответствии с доверенностью, выданной руководителем (ректором), что и предусматривается законопроектом (пункт 5 ст. ст. 1 и 2).
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.