Бизнес-модель виртуальной сети связи: настоящее и будущее
Виртуальные сети связи в России работают не первый год и уже есть первые результаты предоставления услуг подвижной связи операторами подобных сетей. Приходится констатировать, что развитие виртуальных сетей в РФ идет не такими темпами, как за рубежом, где виртуальные операторы достойно конкурируют с другими участниками рынка подвижной радиосвязи. Тем не менее в нашей стране у виртуальных сетей есть перспективы, поэтому мы решили вынести указанную тему в отдельную статью и дать читателю общее представление о виртуальных сетях, а также предложить варианты оформления договорных отношений, влияющих на бухучет и налогообложение.
Виртуальные сети за рубежом
Сегодня в мире насчитывается более сотни операторов виртуальных сетей, или MVNO (Mobile Virtual Network Operator). Они базируются на сетях действующих операторов сетей подвижной связи, имеющих частотный ресурс и предоставляющих услуги связи. Операторам MVNO не нужно тратить деньги на развитие и поддержание инфраструктуры действующих сетей связи и они стремятся к тому, чтобы себестоимость их услуг была наименьшей. Однако сверх дешевой связи для всех операторы MVNO обычно не предлагают, а специализируются на слабо освоенных другими операторами нишах, выходя в эти сегменты с выгодными предложениями.
За рубежом есть хорошие результаты внедрения виртуальных операторов и сетей. В отдельных странах (Великобритания, Австрия) они занимают до 20-25% рынка мобильной связи, что, согласитесь, немало. Кроме того, для обычных операторов подвижной связи есть положительные стороны сотрудничества с операторами MVNO. В чем они заключаются? Для базовых операторов внедрение MVN-модели открывает следующие возможности:
- освоение рынка услуг с низким значением ARPU (средняя выручка на пользователя) - показатель, используемый телекоммуникационными компаниями и означающий среднюю выручку за месяц в расчете на одного абонента;
- увеличение абонентской базы за счет привлечения новых клиентов гибкой маркетинговой политикой операторов MVNO (виртуальная сеть как модель аутсорсинга);
- апробирование новых услуг без существенного коммерческого риска;
- решение проблемы конвергенции услуг (единая SIM-карта и номер для услуг фиксированной, мобильной связи и интернет-услуг);
- реализация роуминга между операторами, использующими разный стандарт предоставления услуг подвижной радиосвязи (в частности, между сетями IMT-MC и GSM);
- выход на зарубежные рынки услуг связи, где также работают операторы MVNO.
Может показаться, что базовые операторы, предоставляющие в пользование операторам MVNO свою инфраструктуру, своими руками создают на рынке активного конкурента. На самом деле действующие операторы подвижной связи, отдавая MVNO невыгодные ниши (с низким значением ARPU), освобождают себя для работы по внедрению более доходных услуг. Кроме того, они могут использовать MVNO в качестве полигона для разработки и испытания новых видов услуг без особых вложений. Уже сейчас есть иностранные коммуникационные компании, которые занимаются лишь обслуживанием сети, имеющей базовые станции. То есть именно базовые операторы постепенно отходят от основного вида деятельности (оказание услуг связи) и ограничиваются предоставлением сети в пользование операторам MVNO. Создается базовая сеть радиодоступа для компаний MVNO, количество которых не ограничивается, что в конечном итоге повышает конкуренцию, способствует улучшению качества услуг подвижной связи и снижению их стоимости для абонентов. Таким образом, за границей виртуальные сети активно развиваются, чего пока нельзя сказать о России.
Виртуальные сети в России
Отечественные базовые операторы не без оснований считают, что бизнес-модель виртуальной сети для них невыгодна: зачем "плодить" лишних конкурентов, предоставляющих услуги связи (в частности, услуги роуминга) по более низким ценам, чем сами операторы подвижной радиосвязи? В этом есть резон, особенно для монополистов, однако у Минкомсвязи иное мнение по поводу развития виртуальных сетей. Этим ведомством изучен мировой опыт деятельности операторов подвижной радиотелефонной связи, использующих бизнес-модель виртуальных сетей связи (без использования собственного радиочастотного ресурса), и приняты во внимание положительные результаты опытной эксплуатации тестовых зон сетей связи без выделенных операторам таких сетей радиочастотных ресурсов для оказания услуг подвижной связи.
В целях развития рынка услуг связи разработан нормативный документ - Приказ Минкомсвязи РФ от 29.12.2008 N 116, которым утверждены требования к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей такой связи. Требований немного, поэтому кратко перечислим их.
Во-первых, оказание данных услуг осуществляется без выделения оператору полос радиочастот, используемых для подвижной радиотелефонной связи. Во-вторых, обеспечение доступа абонентов к сети связи виртуального оператора осуществляется с использованием элементов сетей связи других операторов, имеющих необходимые лицензии. В-третьих, услуги связи оказываются "виртуальным" оператором в соответствии со схемой взаимодействия сетей связи, согласованной с оператором (другими операторами) подвижной радиотелефонной связи, инфраструктуру радиодоступа которого (которых) планируется использовать. В документе оператор связи, оказывающий услуги с использованием бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи, именуется лицензиатом, что говорит в пользу возможности получения таким оператором лицензии. Прямого указания на это нет, но "виртуальный" оператор оказывает услуги от своего имени, а не от имени базового оператора, и лицензия все же необходима, по крайней мере, на те услуги, которые предоставляет абонентам оператор MVNO.
Следующий документ по нормативному регулированию виртуальных сетей еще не утвержден и официально не опубликован, поэтому мы можем ознакомить читателя лишь с его проектом. В нем уделено внимание мерам по дальнейшей реализации бизнес-модели виртуальных сетей подвижной связи. В частности, будут назначены коды нумерации географических неопределяемых зон для использующих бизнес-модель виртуальных сетей. Также, возможно, будут выделены коды идентификации сети подвижной связи из резерва российской системы и плана нумерации, утвержденного и введенного в действие Приказом Мининформсвязи РФ от 17.11.2006 N 142. Планируется установить две схемы построения сетей при реализации бизнес-модели виртуальных сетей подвижной связи: с использованием и без использования узла (узлов) связи.
Функции узлов связи для виртуальных сетей может выполнять различное оборудование: устройства коммутации сетей подвижной радиотелефонной связи, междугородние телефонные, зоновые, местные и комбинированные станции. Как видим, выбор у операторов MVNO есть, то есть появится, как только рассматриваемый проект будет принят и утвержден для практического применения.
Говорить о нормативной базе виртуальных сетей подвижной радиосвязи в целом еще рано, есть только ряд норм, освещающих отдельные вопросы работы операторов MVNO. Поэтому последние в большей части руководствуются нормативными документами, предназначенными для компаний, предоставляющих для виртуальных операторов станции и радиочастотные ресурсы. Речь идет о базовых операторах, предоставляющих абонентам услуги подвижной радиосвязи. При оказании таких услуг они учитывают положения Правил оказания услуг подвижной связи*(1), соблюдают условия, вносимые в лицензии согласно Постановлению Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, и принимают во внимание ряд других документов технического плана. Но главное то, что в законодательстве пока нет норм, обязывающих базовых операторов подвижной связи подключать к своим станциям виртуальных партнеров. Поэтому обычные операторы пока не торопятся внедрять в свои сети операторов MVNO. К тому же использование виртуальных сетей в настоящее время сдерживается проблемами готовности конечных пользователей к их эксплуатации. Несмотря на это у MVN-сетей в РФ есть потенциал развития.
Кто может оказаться виртуальным оператором?
Интерес к виртуальным сетям проявляют сегодня многие хозяйствующие субъекты, пользующиеся услугами подвижной радиосвязи. Один из первых операторов MVNO в России появился на базе крупного ритейлера первого эшелона (сетевого продавца средств связи и оператора по приему платежей). Не отстают от ритейлера сами базовые операторы, которые не имеют возможности выйти на рынок того или иного региона, занятого другими базовыми операторами, не заинтересованными добровольно отдавать свою инфраструктуру в аренду, терять клиентскую базу и доход от предоставления услуг связи. Именно работа в качестве оператора MVNO для региональных базовых операторов является шансом, воспользовавшись которым можно выйти в столичный регион и предлагать услуги подвижной связи, продвигая свой бренд.
Конкуренцию ритейлерам и базовым операторам, не имеющим необходимого радиочастотного спектра, составляют успешные контент-провайдеры, сетевые супермаркеты, торговые сети, имеющие постоянную клиентуру, широкую зону охвата и известный бренд. Они диверсифицируют бизнес и выходят к своим клиентам в качестве операторов MVNO, предлагающих востребованные сегодня основные и сопутствующие услуги подвижной связи. Операторы виртуальных сетей подвижной связи могут параллельно продвигать продукты и услуги уже из других сфер деятельности, чем и пользуются торговые сети. Нельзя недооценивать преимущества таких предложений MVNO, как гибкая система скидок и наценок в зависимости от дня, времени суток, продолжительности разговора, номера вызываемого абонента, сделанных в сети покупок. Базовыми операторами подобная маркетинговая политика тоже используется, но у торговых сетей есть преимущество в их основном виде деятельности (в розничной торговле), что позволяет сделать маркетинговую политику оператора MVNO более привлекательной для клиентов торговых сетей.
Помимо перечисленных существуют и другие крупные компании, которые не прочь поработать виртуальным оператором в надежде сэкономить на услугах связи и увеличить клиентскую базу за счет дополнительного сервиса. Но получить статус оператора MVNO не так просто, к тому же нужно представлять, к чему это обязывает и как работает виртуальная сеть.
Каковы принципы работы MVN-сети?
Ответ на этот вопрос позволит получить представление о том, как сотрудничают операторы связи, что, в свою очередь, поможет читателю в выборе варианта оформления договорных отношений между партнерами.
Итак, попытаемся в доступной форме охарактеризовать операторов виртуальных сетей мобильной связи. MVNO - это организации, предоставляющие услуги подвижной радиотелефонной связи и не имеющие собственных базовых станций и радиочастотного ресурса. Они на договорной основе используют инфраструктуру действующих сетей связи и фактически имеют все признаки обычной сети связи (коммутатор и номерную емкость, код сети, оборудование расчетов с абонентами и т.д.), за исключением подсистемы базовых станций и собственной радиочастоты. Это позволяет виртуальному оператору исключить огромные капиталовложения, необходимые для создания и поддержания функционирования сотовой сети.
В общем, традиционное оказание услуг подвижной связи заключается в предоставлении абоненту соединений по сети подвижной радиотелефонной связи для приема (передачи) голосовой, а также неголосовой информации независимо от местоположения абонента, в том числе при его передвижении, а также обеспечение соединений с абонентами и (или) пользователями сетей фиксированной телефонной сети связи общего пользования.
Оператор MVNO создает сеть подвижной связи с использованием подсистемы базовых станций других операторов и имеет возможность предоставлять своим абонентам такие же соединения. Это позволяет оператору MVNO самостоятельно предлагать абонентам полный набор услуг подвижной связи, вплоть до национального и международного роуминга. Из сравнения приведенных формулировок становится ясно, что "виртуальный" оператор, создавший сеть подвижной радиотелефонной связи с использованием подсистемы базовых станций других операторов, занимается той же самой деятельностью, что и базовые операторы, имеющие базовые подстанции, - оказанием услуг подвижной радиотелефонной связи.
В двух словах поясним технические моменты сотрудничества. Схема построения оператором MVNO виртуальной сети подвижной связи, как правило, предполагает наличие у него коммутационного оборудования (центра коммутации). Он соединяется с центром коммутации оператора подвижной связи, имеющего базовые станции, а также имеет соединение с узлом фиксированной зоновой связи (для соединения с абонентами фиксированной сети). Сигнал абонента оператора виртуальной сети принимается базовой станцией оператора базовой сети, затем поступает в центр коммутации этого оператора, откуда направляется в центр коммутации оператора виртуальной сети, который и обеспечивает соединение с абонентами других операторов подвижной или фиксированной сети связи, а также ведет учет стоимости соединения. По сути, коммутационное оборудование оператора виртуальной сети является смежным (промежуточным) по отношению к оборудованию оператора базовой сети, непосредственно соединенного с базовыми станциями и ретрансляторами систем подвижной радиотелефонной связи, а также с узлом связи фиксированной зоновой телефонной связи и с узлом обслуживания вызовов экстренных оперативных служб.
Таким образом, фактически услуга подвижной связи в виртуальной сети предоставляется посредством технических средств и сооружений связи операторов базовой сети, в то время как расчеты с потребителем данной услуги (абонентом), а также договорные отношения оформляются соглашением с оператором виртуальной сети подвижной связи.
Как оформить договорные отношения?
На первый взгляд может показаться, что операторы MVNO - это агенты (корпоративные клиенты), которые имеют свой процент прибыли от предоставления абонентам основных и дополнительных услуг подвижной связи. Автор не разделяет такую точку зрения, соглашаясь с тем, что, по сути, имеет место отказ базовых операторов от увеличения розничных продаж в пользу оптовых продаж трафика виртуальным операторам.
Однако сущность агентского договора заключается в том, что услуги все же оказывает принципал, а не посредник, который обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет либо от имени и за счет принципала. В рассматриваемой схеме услуги виртуальным абонентам как раз оказывают операторы MVNO, пусть и с использованием базовых станций обычного оператора. Последний оказывает услуги "виртуальному" оператору, а не абонентам.
С юридической точки зрения операторы виртуальных сетей подвижной связи ничем не отличаются от обычных, традиционных. Они разнятся только технологией предоставления услуг, что не имеет никакого значения для потребителя, которого интересуют качество услуги и ее цена. Ответственность оператора виртуальной сети подвижной связи перед своими абонентами при перерывах в связи по техническим причинам или при отказе от обслуживания не отличается от ответственности оператора базовой сети подвижной связи в аналогичных случаях. Поэтому операторы MVNO - это не посредники, а исполнители услуг.
Базовые и виртуальные операторы не всегда должны оформлять свои отношения договором, предусмотренным законодательством. Это может быть смешанное соглашение, в котором предполагается возмездное использование базовых станций и радиочастного спектра, а также оплата услуг соединения базового оператора. То есть договор может содержать обязательства сторон по нескольким стандартным и не совсем обычным операциям, и чем лучше прописана детализация, тем проще бухгалтеру понять, как организовать учет доходов и расходов. Ведь от оформления договорных отношений между базовыми операторами и операторами MVNO во многом зависит учет и налогообложение обоих участников взаимоотношений.
* * *
Итак, сегодня мы познакомили читателя с основными принципами работы виртуальных сетей и операторов MVNO, особенностями их взаимодействия с базовыми операторами подвижной связи. В следующем номере журнала мы продолжим разговор о виртуальных сетях, разберем вопросы учета и налогообложения деятельности как операторов MVNO, так и базовых операторов.
С.Н. Гордеева,
эксперт журнала
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"