С 2005 г. оплачиваю услуги водоотведения на основании счетов, выставленных МУП "Водоканал" принудительно всему частному сектору. При этом к центральной канализации не подключена, а пользуюсь выгребной ямой, которую "Водоканал" не чистит. Обратилась в "Водоканал" с вопросом о возможности подключения к центральной линии канализации, проходящей под окнами моего дома. Ответ был дан положительный. Но при это я должна оплатить нужды "Водоканала" в сумме 358 450 руб. (35 400 руб. - расходы по развитию мощности сетей, 323 050 руб. - расходы по созданию сетей от центральной линии до объекта подключения). Мой дом не входит в инвестиционную программу "Водоканала". Подключение дома планируется только 25 декабря 2012 г. при условии, что я оплачу указанную сумму и буду продолжать платить за водоотведение. Считаю, что эти требования незаконны, но управление и департамент ЖКХ, городская прокуратура уверяют в обратном, ссылаясь на подп. 2 п. 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360. Законны ли требования, предъявленные "Водоканалом"?
Из содержания вопроса следует, что требования "Водоканала" заключаются в оплате:
расходов по развитию мощности сетей и по созданию сетей от центральной линии до объекта подключения в указанном размере, а также услуг водоотведения.
Расходы по развитию мощности и созданию сетей
Подключение дома к сетям инженерно-технического обеспечения (в том числе канализационным сетям) осуществляется на основании публичного договора о подключении за плату, которая определяется в соответствии с Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360).
В вопросе указано, что "Водоканал" требует оплаты расходов на развитие мощности сетей и расходов по созданию сетей от центральной линии до объекта подключения (то есть до дома). Исходя из формулировки данных расходов можно сделать вывод, что под ними подразумевается плата за подключение.
Размер платы за подключение определяется в порядке п. 14 Правил N 360 и зависит от наличия у коммунальной организации инвестиционной программы, а также от того, требуется ли для подключения дома увеличение мощности (пропускной способности) коммунальных сетей, к которым он будет подключаться. В частности:
- при наличии в инвестиционной программе мероприятий по увеличению мощности сетей размер платы определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки дома и тарифа на подключение (подп. 1);
- при отсутствии утвержденной инвестиционной программы или отсутствия в ней мероприятий по увеличению мощности сетей, необходимой для подключения дома, размер платы определяется по соглашению сторон исходя из расходов исполнителя по созданию (реконструкции) сетей (подп. 2);
- в случае отсутствия необходимости проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети плата за подключение не взимается (подп. 3).
Поскольку ваш дом не включен в инвестиционную программу "Водоканала", размер платы за подключение будет определяться в соответствии с подп. 2 или 3 п. 14 Правил N 360 в зависимости от того, требуется ли для подключения дома увеличение мощности (пропускной способности) канализационных сетей, к которым он будет подключаться. Если не требуется, плата не взимается (подп. 3), а если требуется, то она определяется соглашением сторон исходя из расходов "Водоканала" по созданию (реконструкции) сетей на границе земельного участка (подп. 2).
О необходимости увеличения мощности (пропускной способности) канализационных сетей на границе земельного участка должно быть указано в технических условиях на подключение, выданных "Водоканалом", а также в проекте договора о подключении (постановления ФАС Поволжского округа от 25.11.2009 по делу N А49-1878/2009 и Дальневосточного округа от 06.08.2009 N Ф03-3605/2009 (Определением ВАС РФ от 12.10.2009 N ВАС-13028/09 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ)).
Обратите внимание! Порядок получения технических условий на подключение определен в Правилах определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83.
Увеличение мощности (пропускной способности) канализационных сетей осуществляется путем проведения работ по созданию или реконструкции этих сетей на границе земельного участка. Обращаем внимание, что в данном случае имеются в виду работы по созданию (реконструкции) сетей от ближайшей точки подключения центральных сетей канализации до точки подключения на границе земельного участка, а не дома. Иными словами, работы по созданию (реконструкции) канализационных сетей за пределами земельного участка выполняются "Водоканалом", а в пределах участка - собственником дома либо привлеченной им организацией. Такой вывод сделан на основе анализа п. 14 и подп. 1 п. 20 Правил N 360, а также постановления ФАС Поволжского округа от 25.11.2009 по делу N А49-1878/2009.
Итак, если для подключения вашего дома действительно требуется увеличить мощность (пропускную способность) канализационных сетей на границе земельного участка, на котором находится дом, "Водоканал" вправе требовать от вас оплаты расходов по развитию мощности сетей и расходов по созданию сетей от центральной линии канализации до границы вашего земельного участка, на котором находится дом. Размер расходов "Водоканал" обязан согласовать с вами. Если вы не согласны с предложенным размером расходов, вы вправе направить в "Водоканал" протокол разногласий. В случае его отклонения "Водоканалом" или неполучения от "Водоканала" в течение 30 дней (со дня получения им протокола) извещения о результатах рассмотрения протокола вы вправе в соответствии со ст. 446 ГК РФ обратиться в суд для урегулирования разногласий по поводу размера указанных расходов. При этом и вы, и "Водоканал" должны обосновать свои размеры расходов.
Требовать от вас оплаты расходов по созданию сетей от границы участка до дома (объекта подключения) "Водоканал" не вправе. Построить в пределах участка канализационные сети вы можете сами или обратиться к услугам иной организации. Однако если "Водоканал" настроен на то, чтобы выполнить эти работы сам и получить от вас возмещение расходов, не исключена вероятность, что при присоединении дома к канализационным сетям у вас могут возникнуть проблемы с "Водоканалом".
Если увеличения мощности (пропускной способности) канализационных сетей не требуется, требования об оплате расходов по развитию мощности сетей и расходов по созданию сетей от центральной линии до дома являются незаконными.
Плата за водоотведение
Водоотведение относится к коммунальным услугам, порядок предоставления которых определен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). Согласно п. 6 Правил N 307 под водоотведением понимается отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети (в данном случае - по канализационной сети).
В силу п. 4 Правил N 307 услуги водоотведения оказываются на основании договора, содержащего условия предоставления услуг и заключенного исполнителем (организацией, предоставляющей данные услуги) с собственником жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. В данном случае - на основании договора водоотведения.
В вопросе сказано, что отвод бытовых стоков дома осуществляется в выгребную яму, которую "Водоканал" не обслуживает, канализационные устройства дома не присоединены к центральной линии канализации "Водоканала". Из этого можно сделать вывод, что договор на водоотведение, вероятно, не заключен. Следовательно, услуги водоотведения "Водоканалом" не оказываются, а значит, и требование об их оплате является незаконным.
С. Зубарева,
"ЭЖ"
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru