Изменения в налоговом законодательстве
2 сентября 2010 года вступил в действие (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ). Представляем вниманию читателей комментарий к изменениям, внесенным законом в Налоговый кодекс, которые могут заинтересовать бухгалтеров бюджетных учреждений.
Элементы налогообложения региональных и местных налогов
Ограничены полномочия законодательных органов государственной власти субъектов РФ в части установления элементов налогообложения региональных налогов (транспортный налог, налог на имущество). Законодательными актами указанных органов определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Этим правом они могут воспользоваться только в случае, если указанные элементы налогообложения не установлены НК РФ (п. 3 ст. 12 НК РФ).
Подобные нормы действительны при установлении местных налогов законодательными органами муниципальных образований, законодательными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 4 ст. 12 НК РФ).
Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов
Законом N 229-ФЗ установлены три способа передачи информации в рамках взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Информация может быть передана налогоплательщиком (налогоплательщику) лично, по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в электронном виде, направлена по почте заказным письмом.
Обратите внимание! Применение электронного документооборота распространяется практически на все случаи взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. При этом форма и форматы соответствующего электронного документа, а также порядок его передачи в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее - ФНС). Применение электронного документооборота не исключает возможности предоставления информации в бумажном варианте (ст. 21, 23, 32, 52, 69, 80, 89 (и др.) НК РФ в новой редакции).
Так, сообщения об открытии или закрытии счетов, участии в российских и иностранных организациях, наличии обособленных подразделений, а также о ликвидации и реорганизации организации могут быть представлены в налоговый орган с использованием всех трех способов передачи информации. Электронные сообщения должны быть заверены ЭЦП лица, представившего их, или ЭЦП его представителя (ст. 23 НК РФ).
Закон N 229-ФЗ предоставил налогоплательщикам право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта указанной сверки. Соответственно, в обязанность налоговых органов вменено оформление актом результатов совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Акт может быть передан налогоплательщику указанными выше способами передачи информации (п. 5.1 ст. 21 НК РФ).
Изменены сроки представления информации об обособленных подразделениях, созданных на территории РФ. Ранее информация представлялась в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение. Со дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ сведения обо всех обособленных подразделениях организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в сведения о них, ранее сообщенные в налоговый орган, представляются (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ):
- в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения;
- в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении.
Сведения обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории РФ, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией) представляются (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ):
- в течение трех дней со дня принятия организацией решения о закрытии филиала или представительства;
- в течение трех дней со дня закрытия иного обособленного подразделения.
Налоговое уведомление и требование об уплате налога
Статья 52 НК РФ изложена в новой редакции, в результате чего стала более структурированной. Изменения коснулись правил направления плательщику налогового уведомления в случае, если обязанность по исчислению налога возлагается на налоговый орган.
Прежняя редакция ст. 52 НК РФ предусматривала передачу налогового уведомления руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить было невозможно, это уведомление должно было направляться по почте заказным письмом. Стоит отметить тот факт, что на практике налоговые органы не утруждали себя поисками вариантов иных способов передачи налогового уведомления плательщику налога, а сразу посылали его по почте заказным письмом.
Новая редакция ст. 52 НК РФ предусматривает возможность передачи налогового уведомления лично, заказным письмом по почте, в электронном виде по ТКС. Таким образом, со 2 сентября 2010 года налоговые органы вправе самостоятельно определить способ передачи налогового уведомления. Срок, по истечении которого налоговое уведомление, отправленное заказным письмом, считается полученным, остался прежним: шесть дней с даты отправления.
Кроме того, согласно новой редакции ст. 52 НК РФ в одном уведомлении можно будет указывать данные по нескольким налогам.
Подобные правила установлены для направления налогоплательщику требования об уплате налога в случае наличия у него недоимки (ст. 69 НК РФ). Кроме того, законодатель сократил срок исполнения требования об уплате налога до восьми дней. Ранее этот срок составлял десять дней.
Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию
В новой редакции ст. 59 НК РФ конкретизированы причины экономического, социального и юридического характера, по которым списывается задолженность, числящаяся за отдельными налогоплательщиками. Статья содержит перечень обстоятельств признания недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию. К ним относятся:
1) ликвидация организации в соответствии с законодательством РФ - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ;
2) признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
3) смерть физического лица или объявление его умершим - по всем налогам и сборам, а в части транспортного налога и местных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность РФ;
4) принятие судом акта, на основании которого налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, а также вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
5) иные случаи, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах.
Законом N 229-ФЗ расширен перечень органов, в компетенцию которых входит принятие решения о признании задолженности налогоплательщика перед бюджетом безнадежной к взысканию. Ранее к таким органам относились Правительство РФ (по федеральным налогам и сборам), исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации (по региональным и местным налогам).
Со 2 сентября 2010 года органами, наделенными полномочиями признания задолженности налогоплательщика безнадежной, являются:
1) налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица в случаях ликвидации организации, признания банкротом индивидуального предпринимателя и смерти физического лица;
2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в случае принятия судом акта, свидетельствующего об утрате налоговым органом возможности взыскания недоимки и вынесения определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, а также в иных случаях;
3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Обратите внимание! Дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам могут быть установлены законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 3 ст. 59 НК РФ).
Правила признания безнадежными к взысканию сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, списанных со счетов налогоплательщиков, но не перечисленных в бюджетную систему РФ, остались прежними: если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства списания задолженности налогоплательщика перед бюджетом, утверждаются ФНС, ФТС (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ).
Правила, предусмотренные ст. 59 НК РФ, применяются также при списании безнадежной задолженности по процентам на неуплаченную сумму налога в случае изменения срока уплаты налога в соответствии с гл. 9 НК РФ, а также процентов в случае заявительного порядка уплаты НДС согласно ст. 176.1 НК РФ.
Налоговая декларация
Согласно поправкам, внесенным в ст. 80 НК РФ, налоговая декларация (расчет сбора) может быть представлена как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Новация Закона N 229-ФЗ заключается в том, что электронную декларацию можно представить только путем пересылки по ТКС, то есть ее нельзя представить на диске, дискете и прочих электронных накопителях. Таким образом, бумажный вариант налоговой декларации можно представить в налоговый орган лично или через представителя, а электронный вариант должен быть передан по ТКС.
При представлении электронной налоговой декларации (расчета) копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена также в электронном виде.
Бюджетные организации, применяющие режим ЕНВД, должны обратить внимание на изменения, внесенные в п. 2 ст. 80 НК РФ. Законодатель уточнил, что налоговые декларации (расчеты) по налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, не представляются в налоговые органы только в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются ФНС по согласованию с Минфином. Ранее эти функции выполнял Минфин.
Учет организаций в налоговых органах
Уточнены правила постановки на учет организаций, в состав которых входят обособленные подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Такие организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Это правило действовало и до внесения изменений, но применялось с оговоркой: если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Указанная оговорка исключена, а это значит, что в любом случае необходимо встать на учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании (городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет осуществляется по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого ею самостоятельно. Указанное правило перенесено в новую редакцию п. 4 ст. 83 НК РФ, и к нему добавлено правило представления уведомления о выборе налогового органа. Оно должно быть представлено в налоговый орган по месту нахождения российской организации.
ФНС в своем Информационном сообщении, разъясняя изменения в ст. 23, 83-85 НК РФ в части учета организаций, обращает внимание налогоплательщиков на то, что постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения филиала, представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ в новой редакции).
Постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) осуществляются на основании сообщений, представляемых организацией согласно пп. 3 и 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ. В указанных подпунктах речь идет о представлении сведений о создании и закрытии обособленных подразделений организации и сроках их представления в налоговые органы*(1).
ФНС не рекомендует применять заявление о постановке на учет по форме 1-2-Учет, заявление о снятии с учета по форме 1-4-Учет, утвержденные Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826. В настоящее время указанный орган ведет работу по изданию соответствующих приказов, утверждающих новые редакции форм сообщений, представляемых организациями согласно п. 2 ст. 23 НК РФ, иных документов, используемых при учете организаций, а также заявлений Р13001, Р14001 и уведомления Р13002, предусматривающих возможность внесения сведений об изменении места нахождения филиала (представительства), наименования филиала (представительства).
До утверждения вышеуказанных форм ФНС рекомендует:
1) в случае изменения места нахождения филиала (представительства) одновременно с действующими формами заявлений Р13001, Р14001 и уведомления Р13002, которые заполняются с указанием сведений о создании филиала (открытии представительства) и прекращении филиала (закрытии представительства), представлять (направлять) в регистрирующий орган заявление в произвольной форме о факте изменения места нахождения данного филиала (представительства). При заполнении форм прежний и новый адреса филиала (представительства) указываются полностью (почтовый индекс, код региона, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок), номер дома (владения), номер корпуса (строения), номер квартиры (офиса));
2) сообщение, представляемое организацией в соответствии с пп. 3 и 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ, представлять (направлять) в налоговый орган по рекомендуемым формам С-09-3-1, С-09-3-2 соответственно (указанные формы прилагаются к информационному сообщению). При этом документы, подтверждающие создание обособленного подразделения, организацией не представляются;
3) если сведения об изменении места нахождения обособленного подразделения организации сообщаются налоговому органу с использованием действующей формы сообщения С-09-3 (со сведениями о закрытии и открытии обособленного подразделения), одновременно необходимо представлять в налоговый орган заявление о факте изменения места нахождения данного обособленного подразделения в произвольной форме;
4) уведомление о выборе налогового органа представлять (направлять) в налоговый орган по месту нахождения организации по рекомендуемой форме 1-6-Учет (прилагается к информационному сообщению).
Обратите внимание! Согласно заявлению ФНС в указанном выше обращении реализация положений НК РФ, дающих право организациям представлять в налоговые органы сообщения согласно п. 2 ст. 23 НК РФ, заявления о постановке на учет (снятии с учета) и уведомления о выборе налогового органа в электронном виде по ТКС, а также получать по запросу документы, подтверждающие постановку на учет (снятие с учета) в электронном виде по ТКС, возможна после утверждения соответствующих порядков, предусмотренных нормами НК РФ, наличия у организаций ЭЦП и внедрения в промышленную эксплуатацию соответствующего программного обеспечения (п. 4 Информационного сообщения).
Представление уточненной декларации
Пунктом 4 ст. 89 НК РФ установлено, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Законодатель добавил к этому правилу оговорку ("если иное не предусмотрено настоящей статьей") и дополнил п. 2 абзацем, в соответствии с которым в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Так, если в 2010 году налогоплательщик подаст уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2005 год, налоговый орган будет вправе назначить проверку за период 2005 года.
Истребование документов при проведении налоговой проверки
Изменилась процедура направления требования о представлении документов при проведении налоговой проверки (ст. 93 НК РФ). Требование может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или в электронном виде по ТКС. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления.
Налогоплательщик может представить требуемые документы указанными выше способами. Копии документов, представленных в бумажном варианте, заверяются проверяемым лицом.
По ТКС направляются документы, составленные в электронном виде по установленным форматам.
Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по ТКС устанавливаются ФНС.
Указанный выше порядок применяется и при истребовании у налогоплательщика документов о контрагентах (ст. 93.1 НК РФ). Повторное требование ранее представленных документов будет невозможно после 1 января 2011 года (п. 8 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
Оформление результатов налоговой проверки
Известно, что по результатам выездной налоговой проверки и в ходе проведения камеральной налоговой проверки (в случае выявления нарушений) должен быть составлен акт (п. 1 ст. 100 НК РФ). Законодатель обязал налоговые органы прикладывать к указанному акту документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок (новый п. 3.1 ст. 100 НК РФ).
Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Указанное положение теперь закреплено в п. 2 ст. 101 НК РФ. Кроме того, материалы дополнительных мероприятий налогового контроля должен рассматривать руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. В соответствии с указанной поправкой налоговые органы обязаны уведомлять проверяемое лицо о рассмотрении материалов дополнительных мероприятий налогового контроля.
В результате поправок, внесенных в п. 9 ст. 101 НК РФ, появилась возможность направлять решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) по почте заказным письмом в случае, если его невозможно вручить налогоплательщику лично. Решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе
В соответствии с новой редакцией ст. 116 НК нарушение срока подачи заявления о постановке на учет влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. Ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% полученных доходов, но не менее 40 000 руб.
По прежним правилам надо было заплатить 5 000 руб. за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет и 10 000 руб. за нарушение указанного срока более чем на 90 календарных дней.
Нарушение правил представления налоговой декларации
Новая редакция ст. 119 НК РФ стала более лаконичной и последовательной. Непредставление налоговой декларации в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Кроме того, Налоговый кодекс дополнен ст. 119.1 НК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета). Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
Размеры штрафов по некоторым видам правонарушений
Статья Налогового кодекса/нарушение | Санкция до вступления в силу Закона N 229-ФЗ | Санкция, предусмотренная Законом N 229-ФЗ |
Статья 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения": - если эти деяния совершены в течение одного налогового периода; - те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода; - те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы | 5 000 руб. 15 000 руб. 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб. | 10 000 руб. 30 000 руб. 20% суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. |
Статья 125 "Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога (новое название статьи)": несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога | 10 000 руб. | 30 000 руб. |
Статья 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля": - непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах; - непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ | 50 руб. за каждый непредставленный документ 5 000 руб. | 200 руб. за каждый непредставленный документ 10 000 руб. |
Статья 129 "Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода": - отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки; - дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода | 500 руб. 1 000 руб. | 500 руб. 5 000 руб. |
Статья 129.1 "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу": - неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ; - те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года | 1 000 руб. 5 000 руб. | 5 000 руб. 20 000 руб. |
Переходные положения Закона N 229-ФЗ
Статья 10 Закона N 229 устанавливает следующие переходные положения.
Налоговые проверки, не завершенные до 1 сентября 2010 года, проводятся по правилам, действовавшим до вступления в силу Закона N 229-ФЗ. Оформление результатов указанных налоговых проверок осуществляется также по прежним правилам.
Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до 2 сентября 2010 года, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона 229-ФЗ.
В случаях, если новая редакция Налогового кодекса определяет более мягкую ответственность, за правонарушение, совершенное до 2 сентября 2010 года, применяется санкция, установленная Налоговым кодексом в редакции Закона N 229-ФЗ. Взыскание налоговых санкций за данное правонарушение со 2 сентября 2010 года может быть произведено в части, не превышающей максимального размера, предусмотренного Законом N 229-ФЗ.
Акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, принятые до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ, действуют впредь до признания их утратившими силу.
Налог на добавленную стоимость
Статья 144 НК РФ, рассматривающая вопросы постановки на учет в качестве плательщика НДС, утратила силу по вполне объяснимым причинам: со 2 сентября действуют общие правила постановки организаций на учет.
Основным нововведением в отношении НДС является возможность выставления электронного счета-фактуры. Указанная поправка внесена в п. 1 ст. 169 НК РФ. В соответствии с новым абзацем указанного пункта счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной виде. Теоретически законодатель предполагает выставление счетов-фактур одним из следующих способов:
- на бумажном носителе;
- на бумажном носителе и в электронном виде;
- в электронном виде.
В электронном виде счета-фактуры составляются по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у них совместимых технических средств и возможностей для их приема и обработки в соответствии с установленными форматами и порядком.
Напомним, счет-фактура является документом, на основании которого покупатель принимает к вычету суммы налога, предъявленные продавцом товаров, работ, услуг, имущественных прав.
К числу реквизитов счета-фактуры, выставляемого в случае реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также получения оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав добавлен показатель "Наименование валюты".
Счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается ЭЦП руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью. Правила подписания счета-фактуры, выставленного в бумажном варианте, остались прежними.
В соответствии с п. 8 ст. 169 НК РФ порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством РФ. Законом N 229-ФЗ полномочия Правительства РФ расширены, к ним добавлено установление формы счета-фактуры и порядка его заполнения.
В обязанности Минфина входит разработка порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по ТКС с применением ЭЦП.
ФНС утверждает форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде (новый п. 9 ст. 169 НК РФ).
Обратите внимание! Требование об указании в реквизитах счета-фактуры наименования валюты вступило в силу со 2 сентября 2010 года. На эту дату Правительством РФ новые формы счета-фактуры разработаны и утверждены не были. Поэтому налогоплательщики обязаны самостоятельно вносить данный реквизит при выставлении счета-фактуры.
Налог на доходы физических лиц
Законом N 229-ФЗ расширен перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, приведенный в ст. 217 НК РФ. При заключении кредитного договора в большинстве случаев заемщик обязан заключить договор страхования на случай смерти или наступления инвалидности либо договор страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом).
В число необлагаемых доходов включены доходы заемщика (его правопреемника) в виде суммы задолженности по кредитному договору, процентам и штрафным санкциям, пеням, погашаемой кредитором-выгодоприобретателем за счет указанного страхового возмещения, в пределах суммы задолженности заемщика. Данное положение распространяется на правоотношения возникшие с 1 января 2010 года.
Внесенными в ст. 220 НК РФ поправками предусмотрена процедура возвращения налога в случае его удержания без учета имущественных вычетов. Если после представления налогоплательщиком заявления о получении имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных им расходов налоговому агенту окажется, что налог был удержан без учета указанных расходов, сумма излишне удержанного налога подлежит возврату налогоплательщику. Порядок возврата налога определен ст. 231 НК РФ, которая гласит, что излишне удержанные суммы налога возвращаются налогоплательщику налоговым агентом на основании соответствующего заявления налогоплательщика.
С 1 января 2011 года будет применяться новый порядок взыскания и возврата налога. Пункт 1 ст. 231 НК РФ изложен в новой редакции. Указанный пункт ранее содержал только одно предложение, суть которого мы передали выше: излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления. Это правило будет действовать с 1 января 2011 года. Кроме того, законодатель подробно расписал обязанности налогового агента в случае излишнего удержания налога.
Так, в обязанности налогового агента входит информирование налогоплательщика о каждом факте и сумме излишне удержанного налога. Информация передается налогоплательщику в течение десяти дней со дня обнаружения такого факта.
Возврат производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей, как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога. Срок возврата излишне удержанного налога равен трем месяцам со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. Излишне удержанные суммы перечисляются налоговым агентом на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.
В случае нарушения срока возврата излишне удержанной суммы налога начисляются проценты за каждый день просрочки. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока.
Если налоговый агент не имеет возможности возвратить НДФЛ в срок по причине недостаточности средств, подлежащих перечислению в бюджет, он обязан обратиться в налоговый орган по месту своего учета с заявлением на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога. Возврат НДФЛ налоговому агенту осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Вместе с заявлением на возврат НДФЛ в налоговый орган представляется соответствующая выписка из регистра налогового учета и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление налога в бюджет.
Излишне удержанную и перечисленную в бюджет сумму НДФЛ налоговый агент может погасить за счет собственных средств, не дожидаясь получения указанной суммы из бюджета.
Изменение статуса налогоплательщика. Особый порядок возврата НДФЛ предусмотрен в случае перерасчета, если физическое лицо приобрело статус налогового резидента РФ. Такой налогоплательщик подает в инспекцию по окончании налогового периода декларацию, а также документы, подтверждающие его статус, и налоговый орган возвращает налог в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).
Возврат НДФЛ налогоплательщику - резиденту РФ в связи с пересчетом налога по итогу налогового периода производится после подачи им налоговой декларации по окончании налогового периода и документов, подтверждающих статус налогового резидента в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Если статус налогоплательщика изменился в конце 2010 года и организация как налоговый агент не смогла возвратить ему в 2010 году всю сумму НДФЛ, оставшаяся часть возвращается налоговым органом согласно указанному выше порядку (Письмо Минфина РФ от 17.09.2010 N 03-04-06/6-219).
Регистры налогового учета НДФЛ. Законом N 229-ФЗ в новой редакции изложены п. 1, 2 ст. 230 НК РФ, устанавливающие правила учета налоговыми агентами доходов, полученных от них физическими лицами. В соответствии с действующей в 2010 году редакцией п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами, по форме, которая определяется Минфином. Однако указанное ведомство так и не установило требуемую форму. Налоговые агенты, следуя рекомендациям Минфина (Письмо от 21.01.2010 N 03-04-08/4-6), для учета доходов, полученных от них физическими лицами, использовали либо самостоятельно разработанную форму, либо соответствующие разделы формы 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год" (утверждена Приказом МНС РФ от 31.10.2003 N БГ-3-04/583).
С 1 января 2011 года формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. Регистры налогового учета должны обеспечить идентификацию налогоплательщика, вида выплачиваемых ему доходов, предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утвержденными ФНС, а также сумм дохода и дат их выплаты, статуса налогоплательщика, дат удержания и перечисления налога, реквизитов соответствующего платежного документа.
Представление сведений о доходах физических лиц в налоговые органы. Форма, формат и порядок представления налоговым агентом сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет за этот налоговый период налогов утверждает ФНС. Срок представления указанных сведений в налоговый орган остался прежним - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Если налоговый агент не удержал НДФЛ, физическое лицо обязано уплатить налог по месту жительства в соответствии с поданной им налоговой декларацией. НДФЛ уплачивается в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ). Положение, в соответствии с которым неудержание НДФЛ налоговым агентом влекло обязанность физического лица уплачивать налог равными долями в два платежа (первый - не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты (п. 5 ст. 228 НК РФ)) утратило силу со 2 сентября 2010 года.
Налог на прибыль организаций
Закон N 229-ФЗ расширил перечень материальных затрат (абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ). Имущество, полученное при модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, можно учесть в материальных расходах при исчислении налога на прибыль. Стоимость указанного имущества при его списании в качестве материальных расходов определяется как сумма учтенного ранее внереализационного дохода. Данные изменения вступают в силу со 2 сентября 2010 года, но распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Для бюджетных учреждений актуален вопрос: распространяется ли указанная норма на имущество, приобретенное в рамках бюджетной деятельности? Другими словами, можно ли включать в материальные расходы имущество, которое образовалось в результате модернизации основных средств, учитываемых в бухгалтерском учете в рамках бюджетной деятельности. По мнению автора, бюджетное учреждение обязано включать в состав внереализационных доходов в целях исчисления налога на прибыль стоимость имущества, полученного в результате модернизации основных средств, приобретенных за счет средств бюджета. Отсюда следует, что учреждение вправе учесть в материальных расходах указанное имущество по стоимости ранее учтенного дохода.
Обратите внимание! Налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации в 2010 году имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств и оприходованного до 2010 года, на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 10.09.2010 N 03-03-06/1/584).
Комментируемый закон повысил порог первоначальной стоимости имущества, признаваемого амортизируемым, с 20 000 до 40 000 руб. Это положение начнет действовать с 1 января 2011 года. Таким образом, в 2011 году в целях исчисления налога на прибыль амортизируемым признается имущество (основные средства, нематериальные активы) со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Обратите внимание! Указанные изменения касаются только основных средств и нематериальных активов, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2011 года. По амортизируемому имуществу, введенному в эксплуатацию в конце 2010 года (декабрь), амортизация начисляется по правилам 2010 года до полного погашения первоначальной стоимости. Этот вывод следует из Письма Минфина РФ от 28.08.2008 N 03-01-15/10-317 по поводу аналогичной ситуации при увеличении первоначальной стоимости амортизируемого имущества с 10 000 до 20 000 руб.
Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Закон N 229-ФЗ внес поправку в пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, в соответствии с которой суммы страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФФОМС и ТФОМС на обязательное медицинское страхование учитываются в составе прочих расходов на производство и реализацию. Этот вопрос волновал налогоплательщиков с момента отмены ЕСН и введения вместо него страховых взносов в указанные фонды.
Расходы обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК РФ). Напомним, что организации, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (подсобное хозяйство, объекты ЖКХ, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам), определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от основной деятельности.
С 1 января 2011 года ч. 7 ст. 275.1 (абз. 10 ст. 275) НК РФ изложена в новой редакции. В результате мы получили определение градообразующих организаций. Это организации, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Прежняя редакция указанной части содержала ссылку на Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в вопросе признания налогоплательщика градообразующей организацией. Дело в том, что градообразующая организация имеет право (не утратит его и с 1 января 2011 года) на признание в целях исчисления налога на прибыль фактически произведенных расходов обслуживающих производств и хозяйств. Поэтому четкое, однозначное определение градообразующей организации - залог правомерного применения норм ст. 275.1 НК РФ. Кроме того, в новой редакции ч. 7 указанной статьи нет упоминания о нормативах на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. То есть расходы обслуживающих производств и хозяйств градообразующая организация принимает в полном объеме без учета каких-либо нормативов.
Исключение Законом N 229-ФЗ из ст. 275 НК РФ ч. 8, 9 (абз. 11, 12) освобождает от необходимости сравнивать условия деятельности налогоплательщика и специализированной организации, которая находится на территории одного муниципального образования с налогоплательщиком. То есть не нужно применять нормативы, утверждаемые органами исполнительной власти субъекта РФ. Часть 5 (абз. 5-8) ст. 275.1 НК РФ позволяет признавать убытки от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств в размере фактических затрат, если стоимость товаров, работ, услуг подсобных производств и хозяйств, расходы на их содержание и условия оказания услуг существенно не отличаются от перечисленных показателей специализированных организаций, для которых такая деятельность является основной.
Перенос убытков на будущее (ст. 283 НК РФ). Налоговый кодекс содержит положения, позволяющие уменьшать налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму убытка (часть этой суммы), полученного в предыдущих налоговых периодах. С 1 января 2011 года указанное положение не распространяется на убытки, полученные в период обложения доходов налогоплательщика по ставке 0%.
К сведению. Налоговая ставка 0% применяется к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов. Условия применения налоговой ставки 0% приведены в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
Квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачивают организации, у которых доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превышали 3 млн. руб. С 2011 года указанная сумма увеличивается до 10 млн. руб. Бюджетных учреждений данная поправка не коснулась, поскольку они вправе уплачивать квартальные авансовые платежи только потому, что имеют такой статус (п. 3 ст. 286 НК РФ).
Транспортный налог
С 1 января 2011 года отменяются авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Соответственно, отменяется обязанность подавать расчеты по налогу по истечении каждого отчетного периода. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками, являющимися организациями, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363, 363.1 НК РФ).
Земельный налог
С 1 января 2011 года учреждения, уплачивающие земельный налог, определяют сумму налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода, как разницу между суммой налога и суммами, подлежащими уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (ст. 396 НК РФ).
Учреждения в течение налогового периода уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. Налог и авансовые платежи по этому налогу уплачиваются учреждениями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения (ст. 397 НК РФ).
Л. Салина,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, 11, октябрь, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. раздел статьи "Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"