Минимальная заработная плата и МРОТ: окончательный ответ от Верховного суда
Вопрос соотношения зарплаты и МРОТ для работников бюджетной сферы очень актуален, так как оплата их труда складывается из оклада и различных доплат. Может ли оклад или тарифная ставка быть менее МРОТ? В Определении от 23.07.2010 N 75-В10-2 Верховный суд представил свою позицию по данному вопросу. К сожалению, доводы, приведенные в определении, вряд ли будут по душе многим бюджетникам.
Трудовое законодательство о МРОТ
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вопросы по поводу возможности установления оклада (тарифной ставки) менее определенного федеральным законом МРОТ стали возникать после вступления в силу с 1 сентября 2007 года изменений в Трудовом кодексе, внесенных Федеральным законом N 54-ФЗ*(1).
Для того чтобы была понятна суть проблемы, напомним нашим читателям содержание ст. 129 ТК РФ в предыдущей редакции.
Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативны ми правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.
Итак, мы видим, что в новой редакции исключена норма, в соответствии с которой в величину устанавливаемого федеральным законом МРОТ не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты работникам, в связи с чем стали возникать вопросы по поводу возможности установления оклада (тарифной ставки) менее установленного федеральным законом МРОТ. При этом ст. 133 ТК РФ содержит требование, согласно которому месячная зарплата не может быть ниже МРОТ.
К сведению. В 2010 году МРОТ составляет 4 330 руб. согласно Федеральному закону от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"*(2).
Поскольку понятие "заработная плата" включает три составляющие (вознаграждение за труд, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты), в совокупности вышеназванные нормы работодатели вправе толковать следующим образом: оклад может быть установлен ниже МРОТ, но за полностью отработанный месяц работник должен получить (с учетом компенсационных выплат и доплат) не меньше МРОТ. По сути, из Трудового кодекса была исключена норма, гарантирующая минимальную зарплату непосредственно за труд.
Стоит ли говорить, что при такой трактовке положений законодательства многие работники бюджетной сферы значительно потеряли в зарплате.
Судебная практика о МРОТ
За решением вопроса законности соответствия заработной платы и МРОТ заинтересованные лица не раз обращались в суд. В частности, в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за IV квартал 2009 года*(3) судьи представили следующие разъяснения: из анализа норм ст. 129, 133, 135, ТК РФ следует, что размеры тарифных ставок, должностных окладов, определяющих месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных условиях, не могут быть меньше минимального размера оплаты труда. Компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты должны устанавливаться сверх МРОТ.
От редакции. В статье С.Р. Валовой "Высшие судебные инстанции об оплате труда работников и МРОТ", опубликованной в N 6, 2010, было рассмотрено Определение КС РФ от 17.12.2009 N 1557-О-О.
Вердикт Верховного суда
Ни для кого не секрет, что суд любой инстанции при принятии решения по какому-либо вопросу должен руководствоваться определениями Верховного суда, вынесенными при рассмотрении аналогичных дел.
Так вот, в Определении ВС РФ от 23.07.2010 N 75-В10-2 судьи подтвердили, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда, при условии что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ.
В Определении ВС РФ от 23.07.2010 N 75-В10-2 были приведены следующие доводы.
Судом было отмечено, что действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в ред. от 25.11.2009) установлено: месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
Далее судьи напомнили определение заработной платы, данное в ст. 129 ТК РФ, а также раскрытые в названной статье понятия, такие как:
- тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
- оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
- базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Обобщая правила ст. 129 ТК РФ, можно выделить три составляющие заработной платы, различные по своему содержанию, целям и основаниям начисления, а именно:
- оклад или тарифная ставка (вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы);
- компенсационные выплаты;
- стимулирующие выплаты.
Важным для принятия решения суд посчитал и нормы ст. 133.1 ТК РФ, согласно которой в субъекте РФ может устанавливаться свой МРОТ, который не должен быть ниже определенного федеральным законом. Размер МРОТ субъекта РФ устанавливается соглашением о МРОТ с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте.
Исходя из вышеперечисленных норм, Верховный суд вынес свой вердикт о том, что трудовым законодательством не запрещено установление окладов (тарифных ставок) ниже МРОТ.
В заключение хотелось бы отметить несколько моментов.
Во-первых, следует напомнить, что текст соглашения об установлении МРОТ в субъекте РФ, о котором идет речь в ст. 133.1 ТК РФ, должен быть опубликован в региональной печати одновременно с предложением к работодателям соответствующего субъекта РФ присоединиться к соглашению. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования такого предложения не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня его официального опубликования и подлежит обязательному исполнению ими. Например, Правительство Московской области, Московское областное объединение организаций профсоюзов и объединение работодателей Московской области заключили соглашение о минимальной заработной плате в Московской области на 2010 год, в соответствии с которым МРОТ с 01.01.2010 должен быть не менее 6 700 руб. Другой пример: согласно п. 4.2 Федерального отраслевого положения по организациям Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ на 2009-2011 годы*(4) минимальный оклад самой низкооплачиваемой профессиональной квалификационной группы (или 1-го разряда ЕТКС) не может быть ниже величины МРОТ, установленной в РФ.
Во-вторых, вопрос признания незаконным назначения окладов и тарифных ставок ниже МРОТ, скорее всего, в суде будет решен не в пользу истцов.
С.Е. Нестеров,
эксперт журнала "Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации".
*(2) Действует в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
*(3) Утвержден Постановлением Президиума ВС РФ 10.03.2010.
*(4) Утверждено Минспорттуризмом РФ, Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма РФ 08.10.2009, прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (регистрационный номер 135/09-11 от 02.12.2009).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"