Наличные расчеты при ЕНВД
С 21 июля 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 17.07.09 г. N 162-ФЗ, который внес изменения в ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Одно из новшеств напрямую затрагивает интересы организаций, которые уплачивают ЕНВД. Так, ст. 2 Закона N 54-ФЗ дополнена п. 2.1, согласно которому организации, перешедшие на ЕНВД, могут не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. Однако для этого необходимо выполнить одно условие: если покупатель попросит выдать документ, подтверждающий прием наличных средств за соответствующий товар (работу или услугу), то организация обязана выполнить требование клиента. Это может быть товарный чек, квитанция или иной аналогичный документ, который выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и в обязательном порядке должен содержать следующие сведения:
наименование документа;
порядковый номер документа, дату его выдачи;
наименование организации;
ИНН организации, выдавшей документ;
наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Однако есть один нюанс, который должны учесть организации, реализующие в розницу алкогольные напитки с содержанием этилового спирта более 15% от объема. Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 г. N 171-ФЗ (ред. от 5.04.10 г.) такие компании обязаны применять контрольно-кассовую технику, причем даже в том случае, если они переведены на ЕНВД. Аналогичная точка зрения содержится в письме Минфина России от 26.08.09 г. N 03-01-15/8-429.
Здесь следует обратить внимание, что если организация откажется выдавать по требованию покупателя документ, подтверждающий оплату товаров (работ, услуг), то ее могут привлечь к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Сумма штрафа составляет от 3000 до 4000 руб. для должностных лиц и от 30 000 до 40 000 руб. для организаций.
Если организация решит не применять кассовый аппарат при наличных расчетах, то правомерен вопрос о том, следует ли снимать его с регистрационного учета в налоговых органах. Этот вопрос недавно разъяснили специалисты Минфина России. В письме Минфина России от 25.01.10 г. N 03-01-15/1-11 отмечено, что Закон N 54-ФЗ не содержит положений, регулирующих необходимость снятия с регистрации контрольно-кассовой техники в случае, если организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные расчеты и применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, не используют контрольно-кассовую технику. Поэтому, если компания не используют кассовый аппарат, она может и не снимать его с учета в налоговой инспекции.
После введения упомянутых новшеств плательщикам ЕНВД необходимо решить вопрос, на основании каких документов следует отражать выручку от реализации за наличный расчет, если кассовый аппарат не применяется, поскольку организации, переведенные на ЕНВД, не освобождаются от ведения бухгалтерского учета (ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ), в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ все хозяйственные операции должны быть оформлены оправдательными документами. Указанные документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Как следует поступать, если организации не применяют ККТ и документы об оплате товаров (работ, услуг) покупатели требуют не всегда?
Некоторые организации решили данную проблему следующим образом: они сняли с учета в налоговой инспекции кассовый аппарат и стали использовать его для внутреннего учета выручки. Однако такой вариант может привести к негативным последствиям. Дело в том, что Минфин России считает, что за использование не зарегистрированного в установленном порядке кассового аппарата организация должна заплатить штраф (письмо Минфина России от 13.08.09 г. N 03-01-15/8-413). При этом специалисты финансового ведомства аргументировали свою точку зрения следующим образом: за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения кассового аппарата предусмотрена ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ. При этом из постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.03 г. N 16 следует, что под неприменением контрольно-кассовой техники понимается использование кассового аппарата, не зарегистрированного в налоговой инспекции.
На наш взгляд, с такой точкой зрения можно поспорить. Дело в том, что позиция Минфина России будет справедлива только в том случае, когда организация будет выдавать покупателям чеки, пробитые на незарегистрированном кассовом аппарате. Во всех остальных случаях организацию нельзя привлечь к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Поэтому использование кассового аппарата только для целей внутреннего учета наличной выручки вполне допустимо.
Однако споров можно избежать. Для этого будет достаточно на сумму полученной выручки в конце рабочего дня выписать приходный кассовый ордер и уже на его основании внести соответствующую запись в кассовую книгу.
Существует и другой выход. Если компания решит использовать ККТ только для внутреннего учета, то для избежания претензий со стороны проверяющих кассовый аппарат лучше не снимать с учета, поскольку законодательство этого не требует, и кроме того, Минфин России, как было отмечено ранее, с этим согласен.
На практике нередки ситуации, когда организация осуществляет несколько видов деятельности, одни из которых переведены на ЕНВД, а по другим уплачиваются налоги по общей или упрощенной системе налогообложения. В этом случае без кассовой техники не обойтись.
Дело в том, что действующим законодательством освобождаются от применения ККТ только организации, переведенные на уплату ЕНВД. Виды деятельности, подпадающие под действие этого специального налогового режима, перечислены в п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Только по ним можно осуществлять наличные расчеты без кассового аппарата. По всем остальным видам деятельности использование кассового аппарата обязательно.
В связи с этим советуем не снимать кассовый аппарат с учета в налоговых органах, так как это может привести к негативным последствиям. В качестве примера предположим, что организация осуществляет деятельность в сфере розничной и оптовой торговли. В отношении розничной торговли уплачивается ЕНВД, а по оптовой торговле платятся налоги по общей системе налогообложения. Организация воспользовалась правом, предоставленным п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, и при реализации товаров в розницу перестала использовать кассовый аппарат. Более того, организация сняла ККТ с учета в налоговой инспекции. Как быть, если оптовый покупатель решит, к примеру, внести аванс наличными денежными средствами? Если организация выдаст покупателю квитанцию к приходному кассовому ордеру, то ее привлекут к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Поэтому единственным выходом из рассматриваемой ситуации остается выдача оптовому покупателю кассового чека. Таким образом, при совмещении ЕНВД с другими режимами налогообложения кассовый аппарат с учета снимать нецелесообразно.
Л. Клименкова,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
"Финансовая газета", N 44, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.