Штрафные санкции за нарушение условий договоров
Случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиками и подрядчиками являются довольно распространенными. В статье будут рассмотрены некоторые аспекты обеспечения исполнения указанных обязательств.
Неустойка
Наряду с обеспечением исполнения контракта Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о государственных закупках) предусматривает включение в государственный или муниципальный контракт обязательного условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного указанным контрактом (ч. 10 ст. 9 Закона о государственных закупках).
Согласно ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ч. 1 ст. 330 ГК РФ).
Соглашение о неустойке в обязательном порядке должно быть составлено в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст. 331 ГК РФ).
Согласно ч. 11 ст. 9 Закона о государственных закупках неустойка должна начисляться за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Напомним, что согласно ст. 191 ГК РФ течение срока начинается на следующий день после наступления события, которым определено его начало.
Минимальный размер неустойки, который должен быть установлен в государственном или муниципальном контракте, не может быть менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ (по состоянию на 01.11.2010 она составляет 7,75%*(1)). Таким образом, в контракте можно установить любой размер неустойки, лишь бы он превышал минимальный. При определении размера неустойки необходимо учитывать, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, то она может быть уменьшена в судебном порядке (ст. 333 ГК РФ).
В соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами ст. 333 ГК РФ" критериями для установления явной несоразмерности в каждом случае могут быть различные обстоятельства: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммой неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; незначительная длительность неисполнения обязательств и др.
Доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств представляются лицом, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки. Необходимо отметить, что решение об уменьшении неустойки может быть принято судом независимо от того, заявлялось такое ходатайство или нет.
Обратите внимание! При отсутствии вины поставщика в ненадлежащем исполнении обязательств он вправе поставить вопрос об освобождении от ответственности на основании ч. 1 ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Кроме того, поставщик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика (ч. 11 ст. 9 Закона о государственных закупках).
Напомним, что согласно ч. 1 ст. 531 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с условиями государственного контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами, предусмотренными ст. 506-523 ГК РФ.
Обратите внимание! Если государственный или муниципальный контракт предусматривает сроки поставки отдельных товаров и окончательный срок поставки по контракту, то условие о начислении неустойки со дня, следующего после истечения срока поставки, может быть расценено судом как ответственность продавца за нарушение окончательного срока поставки и не применяться при просрочке поставки отдельной партии товара (Постановление ФАС МО от 07.04.2010 N КА-А40/2072-10).
Рассмотрим указанную ситуацию более подробно.
Между ФТС (Заказчик) и ЗАО "Техно-С.Петербург" (Поставщик) заключен государственный контракт от 05.06.2007 N 30/50/66, по которому Поставщик обязуется поставить мобильные инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) HCV-Mobile (HCVM 4028) в соответствии с техническими требованиями к оборудованию и спецификацией, а Заказчик обязуется принять и оплатить оборудование.
При заключении контракта стороны пришли к соглашению относительно даты окончания поставки - 10 декабря 2007 года.
Пунктом 7.1 контракта установлена ответственность за нарушение сроков поставки оборудования - пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты пени, от стоимости не поставленного в срок (недопоставленного) оборудования за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за истечением срока поставки.
Кроме того, сторонами была утверждена разнарядка на доставку оборудования грузополучателям в период с августа по ноябрь 2007 года.
Поставщик исполнил обязательства по доставке с нарушением срока, установленного п. 3.3 заключенного сторонами контракта, в связи с чем на основании Письма ФТС РФ от 21.03.2008 N 08-237/10553 уплатил в добровольном порядке неустойку в размере 1 997 770 руб.
Стороны подтвердили выполнение взаимных обязательств в полном объеме, подписав акт от 08.05.2008 N 108.
Полагая, что в результате нарушения сроков доставки оборудования, предусмотренных разнарядкой, подлежит начислению неустойка в размере 53 319 061 руб., ФТС обратилась к обществу "Техно-С.Петербург" с соответствующими требованиями, которые оставлены последним без удовлетворения.
Оценив условия заключенного сторонами контракта в соответствии с требованиями положений ст. 431 ГК РФ, суды пришли к выводу о согласовании сторонами ответственности за нарушение срока поставки оборудования в виде пени от стоимости не поставленного в срок (недопоставленного) оборудования за каждый день просрочки начиная со дня, следующего после истечения срока поставки.
Поскольку п. 3.3 контракта установлен срок окончания поставки - 10.12.2007, суды признали правомерным применение ответственности поставщика за нарушение окончательного срока поставки оборудования, то есть 10.12.2007, без учета сроков доставки, предусмотренных разнарядкой.
Как установлено судами, пени за нарушение вышеуказанных сроков уплачены поставщиком в добровольном порядке.
Доводы ФТС признаны несостоятельными как основанные на неверном толковании норм права и не соответствующие соглашению сторон. Данный вывод подтвердил ВАС в Определении от 12.07.2010 N ВАС-8926/10.
При определении суммы неустойки необходимо учитывать, что согласно п. 11 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н), объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ). Таким образом, сумма НДС также должна включаться в сумму неустойки. Указанный вывод подтверждается Постановлением ФАС СЗО от 13.04.2010 по делу N А21-3789/2009.
Проценты за пользование чужими денежными средствами
Итак, как мы установили выше, при заключении договора или контракта в соответствии с Законом о государственных закупках в нем в обязательном порядке должно быть предусмотрено условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного договором или контрактом. Однако на практике встречаются случаи заключения различных договоров (например, о предоставлении учреждением имущества в аренду), на которые не распространяется действие Закона о государственных закупках и, следовательно, в которых указанное условие может отсутствовать. В таком случае учреждение вправе воспользоваться нормами ст. 395 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 данной статьи за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Обратите внимание! В отличие от неустойки, проценты за пользование чужими денежными средствами могут быть взысканы и при невключении в договор (контракт) указанного условия.
Размер процентов определяется существующей в месте нахождения учреждения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Как мы уже говорили, по состоянию на 01.11.2010 ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 7,75%. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
При расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30.
Обратите внимание! Поскольку гражданским законодательством не предусмотрено одновременного применения нескольких видов ответственности за одно и то же нарушение договорных обязательств, если иное не установлено законом или договором и истцом предъявлены к взысканию наравне с неустойкой, установленной договором (контрактом), проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ, у суда отсутствуют основания для применения одновременно двух видов ответственности (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.08.1998 N 5325/97).
Бюджетный учет штрафных санкций
В соответствии с ч. 3 ст. 41 БК РФ средства, полученные в результате применения штрафных санкций за нарушение условий договоров, относятся к неналоговым доходам бюджетов.
Начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляются администраторами доходов бюджетов.
Согласно ч. 2 ст. 160.2 БК РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
- осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
- осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
- принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином;
- принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
- в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
- осуществляет иные бюджетные полномочия.
Порядок осуществления бюджетных полномочий администраторами доходов наряду с законодательством РФ устанавливается правовыми актами о наделении их полномочиями, изданными главными администраторами доходов, в ведении которых находятся соответствующие администраторы доходов (ч. 3 ст. 160.1 БК РФ).
Расчеты по суммам поступлений в бюджет, начисленным администратором доходов бюджета в момент возникновения требований к их плательщикам, учитываются на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам".
Согласно п. 150 Инструкции N 148н аналитический учет расчетов по платежам в доход бюджета ведется в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) или в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).
Операции по отражению в бюджетном учете администратора соответствующих доходов бюджета приведем в таблице:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начислены штрафные санкции за нарушение условий договоров | 1 205 04 560 | 1 401 01 140 |
Списаны излишне начисленные штрафные санкции за нарушение условий договоров* | 1 401 01 140 | 1 205 04 660 |
Поступили в бюджет штрафные санкции за нарушение условий договоров | 1 210 02 140 | 1 205 04 660 |
Списаны штрафные санкции, нереальные ко взысканию | 1 401 01 273 | 1 205 04 660 |
* Например, при уменьшении судами размера неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ. |
А. Репин,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указание ЦБ РФ от 31.05.2010 N 2450-У "О размере ставки рефинансирования Банка России".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"