Индивидуальные предприниматели: расчеты, взносы
Наличные расчеты
На основании ст. 23 ГК РФ гражданин может заниматься бизнесом только при условии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей определен Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ гражданин считается зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя с даты внесения соответствующей записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). С этого момента к предпринимательской деятельности гражданина применяются положения ГК РФ, регулирующие деятельность коммерческих организаций.
Обратите внимание: отсутствие государственной регистрации еще не значит, что гражданин не занимается предпринимательством. В ст. 23 ГК РФ прямо указано, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Фактически это означает, что при возникновении споров с участниками гражданского оборота суд может применить к таким сделкам требования ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательства.
Статьей 861 ГК РФ определено, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Следовательно, это правило в полной мере распространяется и на коммерсантов.
Индивидуальные предприниматели это знают и обычно рассчитываются со своими контрагентами в безналичном порядке. Вместе с тем бывает, что за товары (работы, услуги) они платят своим партнерам наличными. Такие действия законодательно не запрещены, но только в размерах установленного предела.
Согласно Указанию ЦБ РФ от 20.06.2007 г. N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" сегодня проводить наличные расчеты по одному договору можно только в сумме, не превышающей 100 000 рублей.
Это правило распространяется на расчеты между:
- юридическими лицами;
- юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем;
- индивидуальными предпринимателями.
Указанный предельный размер наличных денежных средств действует в пределах одного договора между контрагентами. Иначе говоря, если коммерсанты заключили между собой договор на сумму 300 000 рублей, то рассчитаться наличными в пределах данного договора можно только на сумму 100 000 рублей, оставшуюся часть средств нужно перечислить партнеру в безналичном порядке.
Нарушение данного порядка коммерсантом приводит к административной ответственности. Так, в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами сверх установленных размеров, индивидуального предпринимателя могут оштрафовать на сумму от четырех до пяти тысяч рублей. Аналогичное правонарушение организациями влечет штраф от 40 до 50 тысяч рублей.
Обратите внимание: буквальное прочтение ст. 15.1 КоАП РФ дает возможность предположить, что указанные меры ответственности могут применяться лишь к юридическим лицам, что, кстати, подтверждает и арбитражная практика. Так, например, из Постановления ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2007 г. по делу N А05-12170/2006 следует, что ответственность за нарушение предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, а также между индивидуальными предпринимателями законодательством не установлена.
В то же время согласно ст. 23 ГК РФ коммерсант, нарушающий предельный лимит расчета наличными денежными средствами, все же рискует попасть под штраф.
При ведении предпринимательской деятельности коммерсант может не только рассчитываться наличными денежными средствами, но и сам получать их за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги). В таком случае он обязан применять контрольно-кассовую технику (ККТ). Данное требование к индивидуальным предпринимателям установлено ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
Вместе с тем существует несколько ситуаций, в которых коммерсант, осуществляющий наличные денежные расчеты, может обойтись без применения ККТ.
Так, в силу п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут не применять ККТ при условии выдачи покупателям соответствующих бланков строгой отчетности.
При этом индивидуальные предприниматели обязаны руководствоваться Порядком осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Постановление N 359).
Следует иметь в виду, что Постановление N 359 разрешает индивидуальным предпринимателям использовать самостоятельно разработанные бланки строгой отчетности, в которых имеются все обязательные реквизиты, указанные в п. 3 Постановления.
Аналогичные разъяснения даны и в Письме УФНС России по г. Москве от 01.03.2010 г. N 17-15/020721 "О применении бланков строгой отчетности организацией, оказывающей услуги населению".
Кроме того, обойтись без применения ККТ могут такие категории индивидуальных предпринимателей, у которых неприменение ККТ обусловлено либо спецификой осуществляемой ими деятельности, либо отдаленностью или труднодоступностью месторасположения, на это указывает п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
В данном пункте названы виды предпринимательской деятельности, в отношении которых индивидуальные предприниматели могут не применять ККТ, причем их перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Относительно особенностей месторасположения все обстоит несколько сложнее, так как прямо законодатель не указывает, какими критериями следует руководствоваться при определении таких особенностей.
Вместе с тем анализ позиций контролирующих органов свидетельствует о том, что "географические" особенности, как правило, связываются с наличием или отсутствием средств сообщения, инфраструктуры и т.д.
Право утверждения перечня отдаленных или труднодоступных местностей (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа) Закон N 54-ФЗ предоставляет органам государственной власти субъектов РФ.
Помимо категорий коммерсантов, перечисленных в пп. 2 и 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, не применять ККТ могут индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Такое право, закрепленное п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, появилось у "вмененщиков" с 21 июля 2009 г. в связи с изменениями, внесенными в Закон N 54-ФЗ Федеральным законом от 17.07.2009 г. N 162-ФЗ "О внесении изменения в ст. 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Воспользоваться этим правом могут только коммерсанты - плательщики ЕНВД, осуществляющие следующие виды деятельности:
- оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
- оказание ветеринарных услуг;
- оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
- оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
- розничную торговлю, осуществляемую через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
- розничную торговлю, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
- оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;
- оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
- распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
- размещение рекламы на транспортных средствах;
- оказание услуг по временному размещению и проживанию, используя в каждом объекте предоставления таких услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;
- оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
- оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.
Обратите внимание: несмотря на то что система налогообложения в виде ЕНВД установлена на федеральном уровне, виды деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД, устанавливаются местными властями, но в рамках видов деятельности, определенных главой 26.3 НК РФ (Письмо ФНС России от 18.12.2007 г. N 02-7-11/478@).
Иными словами, перечень видов деятельности на местах может не совпадать с "вмененными" видами деятельности, установленными главой 26.3 НК РФ. Так, например, местные власти могут принять решение, что розничная торговля не подпадает под уплату ЕНВД, и тогда коммерсант, торгующий в розницу, будет платить налоги либо в соответствии с общей системой налогообложения, либо в соответствии с упрощенной системой. И в том, и в другом случае он как розничный продавец обязан будет применять ККТ, ведь это правило касается лишь плательщиков ЕНВД. Отказаться от применения ККТ он сможет лишь в отношении разносной торговли, а также торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах.
Надо заметить, что возможность отмены применения ККТ является правом индивидуального предпринимателя, а не обязанностью, поэтому он вправе решать сам, каким образом он будет осуществлять свою деятельность - с применением ККТ или без нее.
В то же время, если коммерсант решил отказаться от применения ККТ, ему следует помнить о том, что в этом случае закон обязывает его по требованию покупателя выдать документ, подтверждающий прием денежных средств за товар (работу, услугу). Это может быть либо товарный чек, квитанция или иной любой аналогичный документ, выдаваемый продавцом в момент оплаты.
Согласно Закону N 54-ФЗ выдаваемый коммерсантом документ в обязательном порядке должен содержать следующие сведения:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- наименование и количество оплаченных приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Контроль за соблюдением индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче покупателю (по требованию) соответствующего документа осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.03.91 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"). Они же вправе налагать на коммерсанта штрафы в случае его отказа выдать такой документ покупателю.
Так как данное требование влечет за собой дополнительные расходы, то сегодня немногие отказываются от привычной в сфере торговли ККТ. Тем более, что, по мнению контролирующих органов, отказ от применения ККТ "тянет" за собой и необходимость ее снятия с учета. В противном случае не исключены споры с фискалами, которые могут закончиться привлечением к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ: за неприменение ККТ (не снятой с учета) коммерсанта могут оштрафовать на сумму от трех до четырех тысяч рублей.
Все остальные индивидуальные предприниматели обязаны применять ККТ. Причем на территории России может использоваться не любая контрольно-кассовая техника, а лишь включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, который постоянно обновляется.
Ознакомиться с применяемыми сегодня моделями ККТ можно на официальном сайте Минпромторга России (www.minprom.gov.ru).
Следует иметь в виду, что требование закона о применение ККТ индивидуальными предпринимателями распространяется лишь на операции по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг). Это означает, что получение наличных денежных средств в рамках иных операций может производиться без применения ККТ.
Разъяснения на это счет даны в Письмах ФНС России от 08.09.2005 г. N 22-3-11/1695@ "О разъяснении законодательства о применении контрольно-кассовой техники" и от 11.05.2005 г. N 22-3-14/722@ "О применении ККТ".
Рассматривая наличные расчеты индивидуальных предпринимателей, нельзя не коснуться еще одного важного нормативного документа - Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров ЦБ РФ 22.09.93 г. N 40 (далее - Порядок).
Из буквального прочтения этого документа следует, что его положения распространяются исключительно на юридических лиц, которые в обязательном порядке должны иметь кассовую книгу, заполнять привычные приходные и расходные кассовые документы, периодически представлять кассовые документы на проверку в банк и т.д.
Нужно ли соблюдать требования Порядка коммерсанту?
На сегодняшний день единой точки зрения по этому вопросу нет. Вместе с тем в Письме от 20.02.2009 г. N 26-13-4-12/14232 "О разъяснениях по вопросам организации наличного денежного обращения" ЦБ РФ указал, что при совершении кассовых операций на индивидуальных предпринимателей распространяются требования вышеназванного Порядка, и обязал их устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе.
Иными словами, по мнению ЦБ РФ, коммерсанты, так же как и организации, обязаны соблюдать кассовую дисциплину. Причем интересно, что банкиров поддерживают и суды, на что, в частности, указывает Решение Верховного Суда РФ от 15.09.2008 г. N ГКПИ08-1000 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пп. 1, 3-7, 9, 13, 14, 19, 22-29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ 22.09.93 г. N 40".
Вместе с тем следует отметить, что в данном Решении речь идет не столько о соблюдении кассовой дисциплины как таковой, сколько об обязательном применении ККТ, поэтому делать однозначные выводы только на основании данного Решения суда, на мой взгляд, нельзя. Тем более если учесть, что у коммерсантов нет обязанности вести бухгалтерский учет. Кроме того для них отсутствуют необходимые унифицированные формы первичных документов, оформляемых организациями при осуществлении кассовых операций.
Самым весомым аргументом является то, что в отличие от организаций имущество индивидуального предпринимателя в юридическом смысле неделимо, в силу чего деньги, полученные им от ведения бизнеса, являются его собственностью и отчитываться по ним он ни перед кем не обязан. Единственное, что от него требуется, так это правильно исчислить сумму налогов с полученных доходов и заплатить их в бюджет.
Тем, кто согласен с таким подходом, нет необходимости вести кассовую книгу в общепринятом понимании и отражать движение "налички" по "кассе". Правда, не исключено, что эту точку зрения придется отстаивать в суде. Тем, кто не готов к судебному разбирательству, можно посоветовать вести кассу в том же порядке, что и организации. Это не так сложно, зато у коммерсанта всегда есть возможность проконтролировать расход денежных средств.
Обратите внимание: если учет денежных средств ведется не самим коммерсантом, а кассиром, то рекомендуем заключить договор с ним о полной материальной ответственности. Это поможет избежать недостач и нарушений по кассе, которые имеют место у большинства субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих операции с денежной наличностью.
Обязательные страховые взносы самого индивидуального предпринимателя
Индивидуальные предприниматели представляют собой особую категорию плательщиков страховых взносов на обязательные виды социального страхования. В отличие от организаций они могут уплачивать страховые взносы сразу по двум основаниям - как собственно индивидуальные предприниматели и как лица, производящие выплаты в пользу физических лиц.
В то же время основной статус плательщика страховых взносов у коммерсанта связан с его регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя. Если гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то он автоматически признается плательщиком "своих" страховых взносов на обязательные виды социального страхования, порядок исчисления и уплаты которых установлен Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с положениями данного Закона лица, признаваемые плательщиками страховых взносов, платят следующие виды страховых взносов:
- на обязательное пенсионное страхование (далее - взносы на ОПС);
- на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - взносы по ВН и материнству);
- на обязательное медицинское страхование (далее - взносы на ОМС).
На основании ст. 5 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели могут признаваться плательщиками указанных страховых взносов по двум основаниям:
1) как индивидуальные предприниматели (если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное);
2) как лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В ст. 2 Закона N 212-ФЗ указано, что для целей данного Закона под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Заметим, что эта норма, так же как и ст. 11 НК РФ, относит к числу индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Следовательно, все положения Закона N 212-ФЗ в полной мере распространяются и на них.
Следует обратить внимание, что с 1 января 2010 г. индивидуальными предпринимателями признаются и частные детективы, на что указывает п. 4 ст. 2 Федерального закона от 22.12.2008 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности".
При этом нужно иметь в виду, что Законом N 212-ФЗ прямо закреплено положение о том, что коммерсанты, ведущие бизнес, которые в нарушение требований законодательства не зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей, не вправе ссылаться на то, что они не имеют статуса индивидуального предпринимателя. Иными словами, если деятельность гражданина будет признана предпринимательской, то с него органами контроля в судебном порядке могут быть взысканы страховые взносы, даже при отсутствии государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Более того, такого гражданина заставят уплатить все необходимые налоги, а также штраф в соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ в размере от 500 до 2 000 рублей.
Далее речь пойдет о коммерсантах, ведущих бизнес в одиночку, без привлечения труда наемных работников по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера.
Итак, индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов на обязательные виды социального страхования.
Обратите внимание: п. 5 ст. 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что коммерсанты не исчисляют и не уплачивают страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ).
Следовательно, у таких индивидуальных предпринимателей обязательными платежами выступают только страховые взносы на ОПС и ОМС. Уплата страховых взносов по ВН и материнству у индивидуальных предпринимателей является правом, на что указывает п. 5 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
Если индивидуальный предприниматель добровольно вступает в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то он будет уплачивать за себя и страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Таким образом, уплата страховых взносов по ВН и материнству производится индивидуалами в добровольном порядке. Причем коммерсанты, изъявившие желание уплачивать такие взносы, должны руководствоваться Правилами уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 г. N 790 "О порядке уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Поскольку индивидуальные предприниматели признаются самостоятельными плательщиками налогов и сборов, платить налоги они могут в соответствии с так называемой общей системой налогообложения (ОСН), при которой коммерсант платит НДФЛ, НДС, налог на имущество и все иные налоги при наличии у него соответствующих объектов налогообложения, а могут применять и специальные налоговые режимы - "упрощенку", "вмененку" или же платить единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
Однако режим уплаты налогов у коммерсанта не влияет на обязанность уплачивать страховые взносы: их платят как индивидуалы, уплачивающие НДФЛ, так и "спецрежимники".
Заметим, что в отличие от такой категории плательщиков страховых взносов, как "лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам", свои взносы индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают в особом порядке, установленном ст. 16 Закона N 212-ФЗ.
Как указано в п. 1 ст. 16 Закона N 212-ФЗ, расчет суммы своих страховых взносов за расчетный период коммерсанты производят самостоятельно в соответствии со ст. 14 данного Закона.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год.
В отличие от плательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, у индивидуала-одиночки размер страховых взносов на ОПС и ОМС не зависит от величины полученного им дохода. Ему не нужно определять объекты обложения страховыми взносами и базу для их начисления. У него расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР, в федеральный и территориальные фонды медицинского страхования, производится исходя из стоимости страхового года (п. 4 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Обратите внимание: под стоимостью страхового года согласно п. 2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ понимается произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.
Напомню, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда в РФ с 1 января 2009 г. составляет 4 330 рублей в месяц.
Пунктом 4 ст. 57 Закона N 212-ФЗ установлено, что в 2010 году индивидуальные предприниматели при исчислении стоимости страхового года руководствуются общими тарифами, определенными п. 1 ст. 57 Закона N 212-ФЗ.
Причем это касается всех коммерсантов, как уплачивающих НДФЛ, так и тех, кто применяет специальные налоговые режимы, ведь п. 1 ст. 57 Закона N 212-ФЗ не содержит специальной оговорки в части индивидуальных предпринимателей - "спецрежимников". На это указывает и п. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ.
Исходя из изложенного, свои фиксированные платежи в ПФР, ФФОМС и ТФОМС предприниматели, ведущие бизнес в одном лице, определяют с помощью следующего алгоритма:
- взносы в ПФР = МРОТ х 20% х 12;
- взносы в ФФОМС = МРОТ х 1,1% х 12;
- взносы в ТФОМС = МРОТ x 2% x 12.
Таким образом, в 2010 году индивидуальные предприниматели должны заплатить обязательные страховые взносы в следующем размере:
- в ПФР - 10 392 рубля;
- в ФФОМС - 571,56 рубля;
- в ТФОМС - 1 039,20 рубля.
Отдельно следует отметить, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ТФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Общий размер страховых взносов по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение стоимости страхового года и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Имейте в виду, если коммерсант начал индивидуальную трудовую деятельность после начала очередного расчетного периода, то размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется им, исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности.
За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Месяцем начала деятельности индивидуального предпринимателя признается календарный месяц, в котором произведена государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Пример.
Гражданка Симакова О.М. (1962 года рождения) зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 10 июня 2010 г.
Стоимость страхового года в 2010 году составляет:
- по бюджету ПФР для застрахованных лиц 1966 года рождения и старше - 10 392 руб.;
- по бюджету ФФОМС - 571,56 руб.;
- по бюджету ТФОМС - 1 039,20 руб.;
Так как началом предпринимательской деятельности считается 10 июня 2010 г., то до конца расчетного периода у Симаковой осталось шесть полных календарных месяцев.
Учитывая, что в июне 30 календарных дней, Симакова О.М. вела бизнес 20 календарных дней (с 11 по 30 июня включительно).
Исходя из алгоритма расчета, установленного п. 3 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, величина фиксированных платежей, подлежащих уплате во внебюджетные фонды, составит:
- в ПФР
(10 392 руб. х 6) : 12 + ((10 392 руб. х 20 дн.) : 12 х 30 дн.) = 5 773,33 руб.;
- в ФФОМС
(571,56 руб. х 6) : 12 + ((571,56 руб. х 20 дн.) : 12 х 30 дн.) = 317,53 руб.;
- в ТФОМС
(1 039,20 руб. х 6) : 12 + ((1 039,20 руб. х 20 дн.) : 12 х 30 дн.) = 577,33 руб.
Обратите внимание: пониженными тарифами индивидуальные предприниматели пользуются лишь в 2010 году, так как с 2011 года их размер будет увеличен.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ с 1 января 2011 г. индивидуальные предприниматели определять стоимость страхового года будут уже с учетом следующих тарифов страховых взносов:
- в ПФР - 26%;
- в ФФОМС - 2,1%;
- в ТФОМС - 3%.
Если до 1 января 2011 г. минимальный размер оплаты труда в России останется прежним, то индивидуальные предприниматели с 2011 года будут уплачивать обязательные страховые взносы в следующем размере:
- в ПФР - 13 509,60 рубля;
- в ФФОМС - 1 091,16 рубля;
- в ТФОМС - 1 558,80 рубля.
В силу общего правила, закрепленного п. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ, уплатить "свои" страховые взносы за расчетный период предприниматель обязан не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФР, ФФОМС и ТФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства (п. 4 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
По окончании календарного года индивидуальный предприниматель должен отчитаться в органах контроля за уплатой страховых взносов.
Напомню, что контрольные функции в сфере страховых взносов на обязательные виды социального страхования осуществляют ПФР и ФСС РФ.
До 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, индивидуальный предприниматель должен представить в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, форма которого РСВ-2 ПФР утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 г. N 895н.
Если сумма обязательных страховых взносов не будет перечислена во внебюджетные фонды в соответствующие сроки или же в полном объеме, то у коммерсанта образуется недоимка по страховым взносам, которая подлежит взысканию с коммерсанта в порядке, предусмотренном ст. 19 и 20 Закона N 212-ФЗ.
Помимо этого на основании ст. 25 Закона N 212-ФЗ органы контроля за каждый день просрочки со дня, следующего за последним "законным" днем уплаты страховых взносов, насчитают коммерсанту пени. Причем расчет пени будет произведен в процентах от суммы недоимки исходя из процентной ставки, равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот период.
Кроме того, индивидуальному предпринимателю придется на основании ст. 47 Закона N 212-ФЗ заплатить штраф в размере 20% от суммы недоимки. В том случае, если органом контроля будет доказан умысел коммерсанта в неуплате страховых взносов, не исключено, что размер штрафа возрастет до 40% от неуплаченной суммы.
Н. Сибиряков,
аудитор
"Аудит и налогообложение", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720