О порядке расчета общей продолжительности военной службы для начисления пенсий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходившим ранее военную службу в воинских формированиях государств СНГ
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные названным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
При этом, в соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для соответствующих категорий военнослужащих засчитываются: военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы этих государств при обстоятельствах, указанных в абз. 12 п. 1 указанного Постановления: время работы офицеров и лиц начальствующего состава в органах государственной власти, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе либо в кадрах (действующем резерве) министерств внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР.
При этом, следует иметь в виду то, что в указанном порядке подлежит учету только служба в учреждениях и органах, которая в соответствии с внутренним законодательством отнесена и приравнена к военной службе.
Так, например, служба в спецназе внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Таджикистан, являющаяся в соответствии с законодательством Республики Таджикистан военной службой (см. Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное постановлением Правительства Республики Таджикистан от 11 июня 2001 г. N 257), засчитывается в общую продолжительность военной службы, в частности, и для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
По вопросу исчисления выслуги лет и порядка пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ действует Соглашение, которое подписано государствами - участниками СНГ в Ташкенте 15 мая 1992 г.
В соответствии с Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15 мая 1992 г.) пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих вооруженных сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом, уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 1 Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых военнослужащие проходили службы.
Размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых проживают военнослужащие или их семьи.
Решением Экономического суда СНГ от 20 января 2000 г. N 01-1/5-99 разъяснено, что Соглашение государств - участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15 мая 1992 г.) установило обязанность государства-участника, осуществляющего назначение военнослужащему пенсии, не только зачислять в выслугу лет его службу в другом государстве, но и применять при этом законодательство этого государства.
Если же государство, в котором военнослужащий проходил службу, устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет за период службы в этом государстве, органы государства по месту избранного жительства военнослужащего должны произвести соответствующее исчисление.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что в Российской Федерации порядок исчисления выслуги лет установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу..." от 22 сентября 1993 г. N 941, следует прийти к выводу, что в выслугу лет как для назначения пенсии, так и для назначения компенсаций и пособий следует включать наравне со службой в Вооруженных Силах Российской Федерации и службу в вооруженных силах, а также в иных силовых подразделениях государств СНГ, подписавших Соглашение государств - участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15 мая 1992 г.), в которых в соответствии с внутренним законодательством предусмотрена военная служба. При этом, не имеет значения, в качестве какой категории военнослужащих гражданин проходил военную службу (офицер, солдат, сержант), по контракту или по призыву.
Решением Экономического суда СНГ от 13 апреля 2007 г. N 01-1/5-06 было разъяснено, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии, в том числе на льготных условиях, по месту прохождения военной службы в одном из государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 года военнослужащему, уволенному с военной службы и переехавшему на постоянное место жительства в другое государство-участник, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.
В расчет выслуги лет для назначения пенсии включаются также периоды, не связанные с военной службой (учеба в гражданских учреждениях образования, служба в органах внутренних дел, прокуратуры и др.), если это предусмотрено законодательством государства-участника, в котором военнослужащий проходил военную службу и ему назначена пенсия.
Е.Н. Трофимов,
начальник группы по ведению
судебной работы юридической службы
Приволжско-Уральского военного округа,
соискатель института философии и права
Уральского отделения РАН,
подполковник юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О порядке расчета общей продолжительности военной службы для начисления пенсий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходившим ранее военную службу в воинских формированиях государств СНГ
Автор
Е.Н. Трофимов - начальник группы по ведению судебной работы юридической службы Приволжско-Уральского военного округа, соискатель института философии и права Уральского отделения РАН, подполковник юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2010, N 9