Вопрос-ответ
- Я никогда ранее не сталкивалась с добровольным медицинским страхованием. Однако наш руководитель нацелен заключить такие договоры и "вложить" их в социальный пакет. Насколько я знаю, ведь есть и обязательное медицинское страхование, куда бухгалтерия перечисляет взносы? В чем тогда состоит разница?
- Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Согласно ст. 1 Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. N 1499-1 медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
- Недавно получили от страховой компании текст договора добровольного медицинского страхования и были крайне удивлены, что текст занимает всего один лист, и то практически в каждом пункте идет ссылка на правила страхования (эти правила нам, к слову сказать, не выдали для ознакомления). Руководитель сделал однозначный вывод, что с нами собирается заключить договор организация-мошенник. Насколько необходимо познакомиться с правилами страхования? Есть опасения, что они тоже занимают 1-2 странички текста.
- Необходимо заметить, что договор добровольного медицинского страхования, как это часто бывает, не содержит детальной информации по всем вопросам взаимоотношения сторон по страхованию. Действительно, другим важным документом в сфере страхования являются правила страхования. Именно в этом документе мы находим в развернутом виде всю интересующую нас информацию: что считать страховым случаем и страховым риском, порядок обращения в медицинское учреждение, порядок установления страховой суммы, страхового тарифа и т.д.
Правила страхования определяют общие условия и порядок осуществления страхования. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно. Соответственно, у разных страховщиков Правила различаются. Правила необходимо запросить и внимательно с ними ознакомиться еще до подписания договора. Ведь именно здесь содержится основная информация. Очень часто бывает, что договор лишь содержит условия, которые не имеются в правилах, либо уточняет отдельные моменты Правил. Поэтому не договор дополняет Правила, а наоборот.
В Правилах в обязательном порядке должна содержаться информация о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения. При чтении Правил обратите внимание, как трактуется в них страховой случай; какие обстоятельства не расцениваются как страховые случаи.
Хочется верить, что все эти сведения занимают хотя бы несколько листов_ Согласитесь, чем подробнее расписаны все нюансы взаимоотношения сторон, тем прозрачней будет их сотрудничество, тем меньше спорных ситуаций возникнет. Договор, в котором говорится о жизни и здоровье людей, действительно не может быть лаконичным.
- Изучила предложения по медицинскому страхованию уже многих компаний, но никак не могу остановиться на чем-то одном или хотя бы отобрать 2-3 варианта. С первого взгляда практически все предложения интересные. Что посоветуете, как сделать правильный выбор?
- Думается, что надо прежде всего обратить внимание не на привлекательность медицинской программы, а на разрешительную документацию, в первую очередь на наличие лицензии. В соответствии со ст. 32 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию. Поэтому право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Порядок получения лицензии подробно урегулирован в приказе Министерства финансов РФ от 11 апреля 2006 г. N 60н "Об утверждении положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела".
Лицензия, как правило, выдается без ограничения срока ее действия (ст. 32.5. Закона о страховании). Временная лицензия может выдаваться на срок:
- указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года;
- от одного года до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.
На момент заключения договора страховая компания должна обладать действующей лицензией.
- Как мне кажется, до кризиса предложений по добровольному медицинскому страхованию было намного больше. Неужели у многих страховых компаний возникли настолько серьезные финансовые проблемы, что они ушли с рынка? Наша компания сейчас снова возвращается к обсуждению этой темы. Главный бухгалтер проявляет осторожность и требует навести справки о финансовом благополучии страховой компании. Но кто же расскажет о своих проблемах?
- Думается, главный бухгалтер вашей компании прав. Один из критериев надежности страховой компании - ее финансовая устойчивость. Да, в последние несколько лет на этом рынке действительно произошли изменения. Некоторые "игроки" покинули этот бизнес.
Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования; собственные средства; перестрахование.
Собственные средства страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование исключительно своих членов) включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.
Загляните в раздел устава "Уставной капитал". Ведь законодательство РФ предъявляет специальные требования к уставному капиталу страховой компании (ст. 25 Закона о страховании). Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала и дополнительных коэффициентов, которые различаются в зависимости от объекта страхования. Внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается. Уставной капитал страховой компании должен быть полностью оплачен.
Проверить эти данные несложно. Запросите направить вам устав по факсу или в отсканированном виде по электронной почте. Напомните партнеру, что учредительные документы не могут составлять коммерческую тайну.
- Посоветуйте, как лучше выбрать программу. У меня совершенно нет опыта по ведению переговоров со страховыми компаниями. Какие вообще программы бывают?
- Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:
1) с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);
2) с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).
Объектом добровольного медицинского страхования являются имущественные интересы застрахованных лиц (работников), связанные с оказанием им медицинских услуг. Под медицинскими услугами в целях добровольного медицинского страхования понимается медицинская помощь, предполагающая обеспечение в течение действия договора страхования дополнительными медицинскими услугами. Медицинская помощь включает в себя: лечебно-диагностическую, консультативную, реабилитационно-восстановительную, лечебно-профилактическую, лекарственную помощь, медико-социальные услуги в отношении застрахованных лиц.
Объем, перечень медицинских услуг при оказании медицинской помощи и условия их получения определяются выбранной работодателем страховой медицинской программой.
Программы добровольного медицинского страхования бывают двух видов: индивидуальные и корпоративные. Индивидуальная программа будет стоить дороже, чем корпоративная. Разница в тарифах объясняется тем, что индивидуальный полис в большинстве случаев предполагает наличие у клиента проблем со здоровьем. При корпоративном страховании число обращений в медицинские учреждения, как правило, бывает меньше, соответственно меньше затраты страховщиков.
- Уже несколько дней изучаю программы медицинского страхования. Мы провели анкетирование сотрудников компании, чтобы узнать их предпочтения. Выяснилось, что у всех интересы абсолютно разные. Даже не знаю, смогу ли учесть интересы всех. Можно ли как-то классифицировать страховые программы, чтобы я могла отобрать наиболее общие?
- Согласна с вами: предложений много, но если внимательно присмотреться, то многие из них повторяются.
Основные программы по добровольному медицинскому страхованию подразумевают: амбулаторно-поликлиническое обслуживание; вызов врача на дом; медицинское обслуживание в условиях стационара; услуги семейного (личного) врача; круглосуточную скорую (неотложную) помощь по экстренным показаниям. Специальные программы медицинского страхования включают специализированную стоматологическую помощь (без протезирования); ведение беременности и родовспоможение; санаторно-курортное лечение; медицинское обслуживание в регионах РФ и в странах СНГ.
Стандартный пакет предполагает выезд на дом врача терапевта/педиатра либо врача общей практики. Расширенный вариант страховки может включать выезд узких специалистов на дом, услуги среднего медицинского персонала, медицинские манипуляции и забор материала для анализов на дому.
Например, при выборе программы "амбулаторное лечение" страховщик гарантирует застрахованному лицу предоставление медицинской помощи при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения, определенных договором страхования в объеме страховой медицинской программы.
При выборе программы "стационарное лечение" застрахованному гарантируется предоставление медицинской помощи в случае его обращения для лечения, в том числе восстановительно-реабилитационной, в стационарные, санаторно-курортные учреждения здравоохранения, определенные договором страхования, в объеме страховой медицинской программы.
При выборе программы "лекарственное обеспечение" застрахованному лицу гарантируется обеспечение лекарственными препаратами, назначенными учреждениями здравоохранения для лечения заболевания, послужившего причиной страхового случая.
- У нас был неудачный опыт работы с одной страховой компанией (не буду называть ее, уверена, что это не единственный недобросовестный партнер на страховом рынке), после чего руководство очень скептически относится к моему предложению заключить новый договор. Проблема, в частности, возникла оттого, что страховая компания отказалась оплатить некоторые обращения сотрудников к врачам. Есть ли какая-то статистика, какие услуги чаще всего не покрывает страховка?
- Как правило, полис обязательного медицинского страхования не покрывает следующие услуги:
- иммунологическая профилактика для взрослого клиента (детский пакет включает все необходимые прививки);
- профилактический осмотр - поводом для обследования являются только медицинские показания (врач назначит обследование только при наличии у пациента конкретной проблемы, если посчитает нужным);
- высокотехнологичные исследования (такие как магниторезонансная, компьютерная томография и пр.);
- при экстренной госпитализации - дорогостоящие операции (в страховку, как правило, входят операции, связанные с травмами, удаление аппендикса, иногда инсульт);
- в гинекологии - анализы на инфекции.
У всех полисов добровольного медицинского страхования, продающихся в России, есть одна общая особенность - они не защищают от так называемых "болезней, ведущих к гибели", трудноизлечимых болезней и многого другого.
- Хочется понять, какие расходы понесет работодатель, заключая договор добровольного медицинского страхования своих сотрудников?
- Вопрос о том, сколько будет стоить сотрудничество со страховой компанией, подчас справедливо выдвигается на первое место.
Страховая сумма - денежная сумма, которая установлена федеральным законом и (или) определена договором страхования и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая. При осуществлении личного страхования страховая сумма устанавливается страховщиком по соглашению со страхователем. Вот почему у разных страховых компаний эта сумма варьируется.
От страховой суммы надо отличать страховую выплату. Страховая выплата - денежная сумма, установленная федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.
При осуществлении личного страхования страховая выплата (страховая сумма) производится страхователю или лицу, имеющим право на получение страховой выплаты (страховой суммы) по договору страхования, независимо от сумм, причитающихся им по другим договорам страхования, а также по обязательному социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда.
Страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Конкретный размер страхового тарифа определяется договором добровольного страхования по соглашению сторон.
Страховая премия по договору страхования может быть уплачена страхователем единовременно за весь срок страхования или уплачиваться в рассрочку в течение срока страхования. Порядок и сроки уплаты страховой премии определяются в договоре страхования. В случае неуплаты страхователем очередного взноса (при уплате страховой премии в рассрочку) страховщик вправе потребовать расторжения договора страхования.
- На что следует обратить внимание при заключении договора медицинского страхования работников? Какие могут быть "подводные камни"?
- Страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования. Но это совсем не значит, что руководитель организации обязан безоговорочно подписывать такой текст.
Проверьте, содержит ли договор медицинского страхования все необходимые условия и реквизиты, к которым относятся:
- наименование сторон;
- сроки действия договора;
- численность застрахованных;
- размер, сроки и порядок внесения страховых взносов;
- перечень медицинских услуг, соответствующих программам добровольного медицинского страхования;
- права, обязанности, ответственность сторон.
- В нашей компании договор добровольного медицинского страхования заключается впервые. Может, имеет смысл организовать какое-то собрание и рассказать, какие обязательства приняла на себя наша компания по договору и как обязаны вести себя сотрудники, которые обращаются за медицинской помощью? Очень не хочется каждому говорить одно и то же. Но, с другой стороны, если не информировать сотрудников, то потом у компании возникнут ненужные проблемы. О чем я должна наших сотрудников предупредить в первую очередь?
- Думается, действительно следует проинформировать сотрудников на какой-либо общей встрече. Во-первых, расскажите им про полис. Известите ваших коллег, что после заключения договора каждый работник, который включен в список на получение услуг добровольного медицинского страхования, получит "именной" страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного, и он не вправе передавать страховой полис иным лицам.
При вручении работнику полиса необходимо разъяснить ему порядок взаимоотношения со страховой компанией при возникновении страхового случая. Как правило, телефон "горячей линии" и телефон экстренной связи выбит на полисе. Проинформируйте работника о том, что необходимо делать в случае возникновения необходимости обращения в медицинское учреждение. Работодатель обязан довести до каждого застрахованного работника сведения о объемах, характере и условиях оказания медицинской помощи по их страховым медицинским программам. Целесообразно даже выдать работникам копии правил страхования, иные документы, связанные с медицинским страхованием (программу медицинских услуг и т.д.). Ведь страховая компания вправе требовать от застрахованного лица выполнения обязанностей по договору страхования, включая обязанности, лежащие на страхователе, но не выполненные им.
Во-вторых, опишите порядок обращения за медицинской помощью. Для получения медицинской помощи застрахованное лицо обращается в учреждения здравоохранения, только предусмотренные договором страхования.
При взаимодействии сторон в ходе выполнения обязательств по договору добровольного медицинского страхования очень важно организовать оперативную и эффективную "обратную связь". В случае непредоставления медицинской помощи, а равно в случае оказания неполной или некачественной медицинской помощи работодатель либо застрахованное лицо обязан незамедлительно поставить об этом в известность страховую компанию.
В-третьих, напомните, что застрахованный сотрудник обязан соблюдать предписания лечащего врача, а также распорядок, установленный медицинским учреждением.
Страховая компания вправе потребовать от страхователя компенсации расходов, возникших в связи с неявкой застрахованного на заранее согласованные с учреждением здравоохранения процедуры, приемы и исследования, необоснованным или ложным вызовом скорой медицинской помощи, нарушением лечебного режима. Об этом тоже целесообразно поставить в известность ваших коллег.
- Мой знакомый, работающий в службе персонала, недавно сообщил мне, что помимо категории "персональные данные" есть еще понятие "биометрические персональные данные". Что это такое?
- Биометрические персональные данные - это сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность.
К таким данным относят, к примеру, отпечатки пальцев. К тому же вы должны были слышать, что в настоящее время Россия перешла к изготовлению биометрических загранпаспортов.
Биометрические персональные данные могут обрабатываться по общему правилу только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Однако есть и исключения. Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
- Должен ли подписывать положение о защите персональных данных работника профком или согласовывать (разумеется, помимо утверждения генеральным директором)?
- Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (профсоюза, например) только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями (часть вторая ст. 8 ТК). Аналогичное правило мы читаем в ст. 372 ТК.
Так ст. 87 ТК не обязывает работодателя согласовывать проект локального нормативного акта о работе с персональными данными сотрудников с профкомом. Поэтому если такая обязанность не установлена коллективным договором либо соглашением, то работодатель не обязан уточнять мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии положения о защите персональных данных работника.
- Какая информация о работниках является закрытой для руководителя? А какая информация о работниках должна быть у руководителя? Мы, например, не предоставляем начальникам отделов никакую информацию об их подчиненных, не относящуюся к работе.
- Законодательством РФ не установлено, какую информацию и в каком объеме должны знать начальники о своих подчиненных. Этот вопрос должен быть урегулирован в локальном нормативном акте. То есть задача работодателя - определить, какие сведения относить к персональным данным работника, и установить правила передачи персональных данных работника как внутренним пользователям (например, начальникам отделов), так и внешним пользователям. При этом руководитель организации не является исключением. Особенности передачи данных руководителю нужно специально оговорить, если это необходимо. Причем, при установлении этих правил следует иметь в виду требования ст. 88 Трудового кодекса РФ.
- Фонд социального страхования проверял правильность оплаты больничных листов. В устной форме затребовали заверенные копии трудовых книжек тех, кто болел. На мой взгляд, это персональные данные. Можем мы просто так передавать информацию во время проверок или нужен официальный запрос от них?
- Перечень сведений, которые могут составлять персональные данные работника, на уровне закона не установлен. Поэтому каждый работодатель самостоятельно определяет перечень таких сведений. Если в вашей организации информация о предыдущей трудовой деятельности специалиста отнесена к персональным данным, то при передаче такой информации следует руководствоваться теми правилами, которые действуют у вас. Однако относить к числу персональных данных сотрудника сведения, содержащиеся в трудовых книжках работников, нелогично: ведь эти данные служат для принятия решения о правильности исчисления пособий и не могут быть "закрытыми" для контрольно-ревизионных целей.
- Правомерно ли в положение по защите прописать такой пункт: на основании персональных данных работников решается вопрос о допуске работника к информации, составляющей коммерческую и служебную тайну (судимость, например)?
- Теоретически такой пункт уместен, но многое зависит от того, какие именно сведения вы относите к числу персональных данных. Вряд ли семейное положение, например, повлияет на доступ к конфиденциальной информации. Другое дело, как Вы пишете, наличие судимости. Здесь важно не ущемлять интересы и не нарушать права работников. Целесообразно, например, установить, какие именно сведения анализируются и как они могут повлиять на решение о допуске.
Кадровое агентство обратилось с письменным запросом о предоставлении характеристики (рекомендации) на бывшего работника. Должен ли работодатель получить согласие бывшего работника на представление такой характеристики? Не может ли так получиться, что, выдав характеристику без согласия работника, в наших действиях может быть усмотрено нарушение действующего законодательства? Новый работодатель считает, что нарушения не будет и ссылается на анкету, заполненную работником, в которой работник расписался под словами: "Не возражаю против проверки сведений, указанных мною в анкете".
Порядок передачи сведений третьим лицам определяет работодатель. Поэтому многое зависит от того, как эти вопросы регулируются локальными нормативными актами. Но письменное согласие работника нужно в любом случае. Если работник письменно согласился на проверку данных о себе, это, безусловно, хорошо. Однако приведенная вами из анкеты фраза носит слишком общий характер. Статья 86 Трудового кодекса РФ требует, чтобы работодатель также сообщил работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение. Так что, правильнее было бы дополнительно указать, что сведения будут запрашиваться у предыдущих работодателей на основании письменного запроса и интересовать нового работодателя будет, например, наличие или отсутствие у работника дисциплинарных взысканий.
- Является ли обязательным составлять специальный документ о защите персональных данных?
- Статья 87 Трудового кодекса РФ определяет, что порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем. Таким образом, локальный нормативный акт о порядке работы с персональными данными - обязательный документ.
- Сотрудника хотят уволить по подп. "в" п. 6 ст. 81 за разглашение конфиденциальной информации. Как работодатель должен доказать факт разглашения информации?
- Доказывать факт нарушения - обязательная задача работодателя. Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" обращает внимание судов на то, что в случае оспаривания работником увольнения по подп. "в" п. 6 части первой статьи 81 ТК работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, либо к персональным данным другого работника. Эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения.
Ясно, что если работодатель не будет готов представить эти доказательства, то расторжение трудового договора по соответствующему основанию нельзя признать законным.
Причем при увольнении по этому основанию необходимо также соблюдать процедуру расторжения трудового договора, установленную ст. 193 Трудового кодекса РФ.
Кроме того, важно, чтобы у работодателя были приняты локальные нормативные акты по вопросам защиты информации и чтобы на них стояла подпись работника. А условие о защите коммерческой тайны должно быть оговорено в трудовом договоре (см. часть четвертую ст. 57 ТК).
- Менеджер по продажам спецтехники передавал информацию конкурирующей фирме, занимался продажей техники для собственной прибыли. Есть электронная переписка, где оговариваются предложения по сделкам, предложения перевести деньги на его расчетный счет с указанием счета. На момент обнаружения всего этого руководитель фирмы находился в командировке. Поэтому мы подготовили к его приезду документы:
- коммерческий директор составил акт о совершении дисциплинарного поступка в присутствии свидетелей;
- составлен акт об отказе предоставления объяснений и об отказе ознакомления с актом.
Менеджер, видя, что в отношении него готовятся документы, встал и ушел с работы. И в тот же день нам вручили от него письмо с просьбой уволить его по собственному желанию.
Все ли документы мы подготовили для оформления увольнения менеджера за разглашение коммерческой тайны? Менеджер перед началом работы был ознакомлен и подписал "Положение о коммерческой тайне".
- Должна признать, что работников за разглашение коммерческой тайны увольняют нечасто. Основная проблема состоит в том, что надо доказать факт нарушения. При этом очень важно, чтобы у работодателя были приняты локальные нормативные акты по вопросам защиты информации и чтобы на них стояла подпись работника. Кроме того, условие о защите коммерческой тайны должно быть оговорено в трудовом договоре (см. часть четвертую ст. 57 Трудового кодекса РФ).
Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" обращает внимание судов на то, что в случае оспаривания работником увольнения по подп. "в" п. 6 части первой ст. 81 ТК работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, либо к персональным данным другого работника, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения.
Ясно, что если работодатель не будет готов представить эти доказательства, то увольнение по соответствующему основанию нельзя признать законным.
- Я слышала, что есть специальный закон о персональных данных, и определение этого понятия там дается иначе, чем в Трудовом кодексе. Это действительно так?
- В самом деле, Федеральным законом "О персональных данных" от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных.
В ст. 3 указанного закона под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Вы правы в том, что приведенное определение отличается от того, что имеется в ст. 85 Трудового кодекса РФ. Разница, в частности, состоит в том, что федеральный закон N 152-ФЗ конкретизирует, к акая именно информация относится к персональным данным.
Л. Французова,
юрист по трудовому праву ООО
"Кадровый Холдинг "Бета Пресс"
"Вопросы трудового права", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы трудового права"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18249 от 30 августа 2004 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru