"1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений 8": групповой ввод счетов-фактур на авансы
Далеко не всегда бухгалтер бюджетного учреждения, разносящий платежи из выписки, помнит о необходимости ввода счетов-фактур на полученные авансовые платежи. Да и вводить счет-фактуру на каждый такой платеж при большом обороте по лицевому счету по приносящей доход деятельности довольно хлопотно. Для облегчения работы бухгалтера по регистрации счетов-фактур на полученные авансы в программе "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" предусмотрена специальная обработка "Регистрация счетов-фактур на аванс". Рекомендации по ее использованию дают методисты фирмы "1С". В данной статье рассмотрен порядок групповой регистрации счетов-фактур в бюджетном учреждении.
Согласно пункту 1 статьи 167 главы 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость" "моментом определения налоговой базы... является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав".
То есть, налоговая база по реализации возникает также в момент получения предварительной оплаты (аванса) от покупателя.
Согласно пункту 16 главы III Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "в книге продаж регистрируются выписанные... счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость..., в том числе при отгрузке (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)...".
Следовательно, при получении аванса организация-продавец, являющаяся плательщиков НДС, обязана выписать счет-фактуру на полученный аванс и зарегистрировать его в книге продаж, начислить и уплатить в бюджет НДС с полученного аванса.
Вводить счет-фактуру на каждый такой платеж при большом обороте по лицевому счету по приносящей доход деятельности довольно хлопотно.
Порядок групповой регистрации счетов-фактур в "1С:Бухгалтерии для бюджетных учреждений 8"
Для облегчения работы бухгалтера по регистрации счетов-фактур на полученные авансы в программе "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" предусмотрена специальная обработка Регистрация счетов-фактур на аванс.*(1)
Указанная обработка предназначена для группового ввода счетов-фактур на полученные авансы (документов Счет-фактура выданный) за выбранный пользователем период.
В программе "1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений 8" также предусмотрена возможность управления порядком регистрации счетов-фактур на авансы.
Порядок регистрации счетов-фактур на авансы задается в программе в форме учетной политики учреждения в реквизите Порядок регистрации счетов-фактур на аванс (см. рис. 1).
Рис. 1
Можно указать один из трех вариантов порядка регистрации счетов-фактур:
регистрировать счета-фактуры всегда при получении аванса;
не регистрировать счета-фактуры на авансы, зачтенные в течение 5-ти календарных дней;
не регистрировать счета-фактуры на авансы (п. 13 ст. 167 НК РФ).
Если порядок регистрации счетов-фактур на авансы не задан в учетной политике учреждения, то программа по умолчанию применяет порядок - Регистрировать счета-фактуры всегда при получении аванса.
Порядок регистрации счетов-фактур на авансы в программе можно также задать для конкретного договора в карточке договора (элементе справочника Договоры и иные основания возникновения обязательств), в реквизите Порядок регистрации счета-фактуры на аванс (например, можно их не регистрировать - см. рис. 2).
Рис. 2
Порядок, заданный на уровне договора, имеет более высокий приоритет, чем порядок, заданный на уровне учетной политики.
Тем самым в программе появляется возможность для договоров длительного производственного цикла указать значение порядка Не регистрировать счета-фактуры на авансы (п. 13 ст. 167 НК РФ). Соответственно, по расчетам в рамках таких договоров счета-фактуры на аванс формироваться не будут.
В форме обработки Регистрация счетов-фактур на аванс следует:
указать период, за который будут подбираться полученные авансы и формироваться счета-фактуры на аванс (реквизиты Период с и по);
указать учреждение, расчеты которого будут анализироваться и от имени которого будут формироваться счета-фактуры;
нажать кнопку Заполнить, расположенную на панели инструментов табличной части.
По нажатию на кнопку Заполнить табличная часть будет заполнена документами, которыми были отражены полученные авансы за период, указанный в шапке обработки (см. рис. 3).
Рис. 3
Заполнение табличной части производится с учетом порядка регистрации счетов-фактур для каждого договора, по которым были получены авансовые платежи. Если в договоре не указан порядок, то для договора действует порядок, установленный в учетной политике, а если указан, - то порядок, указанный в договоре.
Обращаем внимание на правила попадания авансового платежа в обработку при ее автозаполнении:
1. Подбираются только документы, оформленные в рамках внебюджетной деятельности (КВД = 2).
2. Если аванс зачтен в день его получения, то аванс не попадает в таблицу, независимо от порядка регистрации, определенного для данного договора.
3. Если порядок регистрации по договору Регистрировать счета-фактуры всегда при получении аванса, то аванс попадет в таблицу в любом случае, за исключением случая закрытия аванса "день в день".
4. Если порядок регистрации по договору Не регистрировать счета-фактуры на авансы, зачтенные в течение 5-ти календарных дней, то:
если аванс закрыт в течение 5-ти дней, включая день его получения, то аванс в таблицу не попадет;
если аванс не закрыт в течение 5-ти дней, включая день его получения, то аванс будет добавлен в таблицу;
если дата получения аванса отстоит от даты конца периода, заданного в обработке, менее чем на пять дней, и аванс не закрыт, то аванс в таблицу также не попадет. Такие авансы будут дополнительно анализироваться в следующем периоде формирования обработки. Для этого обработка начинает анализ авансов не с начальной даты периода, указанного в обработке, а с даты, на пять дней более ранней. Поэтому, чтобы не пропустить авансы, обработку надо запускать периодами без пропусков дат. Наиболее оптимально запускать обработку в конце каждого месяца за период с начала месяца по конец месяца.
Процесс регистрации счетов-фактур на авансы включен в качестве этапа закрытия периода в обработку Закрытие периодов.
В таблице документа Регистрация счетов-фактур на аванс (рис. 4) отражаются покупатель (Контрагент), договор - основание расчетов, сумма аванса, ставка НДС и сумма НДС с аванса, наименование, номер и дата документа, которым в программе зарегистрировано поступление аванса (документы Кассовое поступление, Приходный кассовый ордер), далее - документ аванса, а также реквизиты счета (документа Счет), если он есть.
Рис. 4
В таблицу попадают документы авансов с проводками по кредиту счетов 205.ХХ.АВ.
Следует отметить, что обработка Регистрация счетов-фактур на аванс позволяет не только ввести новые счета-фактуры на аванс, но и обновить - актуализировать ранее зарегистрированные.
Если за указанный период есть документы Счет-фактура выданный с признаком авансового платежа, они также будут отражены в табличной части (в колонке Счет-фактура).
После заполнения табличной части для формирования счетов-фактур пользователю следует нажать на кнопку Сформировать.
При нажатии на кнопку Сформировать производится формирование и при возможности проведение документов Счет-фактура выданный. В счете-фактуре в качестве причины налогообложения будет указано Аванс полученный.
При этом для документов аванса, у которых еще нет счета-фактуры, они будут сформированы, а для тех, у которых есть, счета-фактуры будут обновлены (см. рис. 4).
После формирования счетов-фактур в колонке без названия (вторая слева) будут выставлены флажки для тех документов, для которых формирование и проведение или актуализация завершились успешно. В противном случае флажок выставлен не будет.
Сформированный счет-фактуру можно открыть для просмотра в соответствующей строке таблицы (с помощью кнопки с изображением лупы или пункта Открыть контекстного меню, открываемого по правой клавише мыши).
Дата сформированного документа Счет-фактура выданный будет равна дате соответствующего документа аванса.
Следует отметить, что в обработке Регистрация счетов-фактур на аванс можно устанавливать любой период. Разрешено пересечение периодов для двух последовательных регистраций счетов-фактур. При этом исключено дублирование счетов-фактур.
Пример
10 октября 2010 года обработкой были сформированы счета-фактуры за период с 01.10.2010 по 10.10.2010. Затем, 15.10.2010 обработку "Регистрация счетов-фактур на аванс" необходимо провести за период с 05.10.10.2010 по 15.10.2010.
Как видно, временные интервалы пересекаются. Несмотря на это, при повторной обработке будут введены только новые счета-фактуры за период с 11.10.2010 по 15.10.2010, а за период с 05.10.2010 по 10.10.2010 счета-фактуры будут обновлены: если за период с 05.10.2010 по 10.10.2010 данные авансов задним числом были изменены, то счета-фактуры за этот период будут актуализированы.
Групповая печать счетов-фактур
При необходимости вывода на печать сразу нескольких сформированных счетов-фактур на аванс можно воспользоваться универсальной обработкой Групповая обработка справочников и документов. Обработка вызывается из меню Сервис - Групповая обработка справочников и документов.
Для вывода на печать нескольких счетов-фактур на аванс в обработке Групповая обработка справочников и документов на закладке Объекты отбора следует указать критерии отбора документов.
В реквизите Тип объекта - из выпадающего списка выбрать значение Документы.
Далее в списке документов для отбора (верхняя часть обработки) следует добавить вид документа Счет-фактура выданный, отметив его флажком в обработке Отбор по документам (обработка Отбор по документам вызывается при добавлении нового вида документа для отбора) и нажав кнопку Выбрать.
В нижней части обработки следует установить отбор по реквизитам документа.
Для этого необходимо добавить новую строку параметров отбора.
В новой строке следует:
в графе Поле выбрать реквизит Причина налогообложения;
в графе Тип сравнения указать Равно;
в графе Значение из выпадающего списка выбрать Аванс полученный.
Если необходимо отбирать документы за определенный период, то следует добавить новую строку параметров отбора, в которой в графе Поле выбрать реквизит Дата, в графе Тип сравнения указать Интервал (>=, <=) (в данном случае границы интервала включаются в отбор), а в графе Значение указать дату начала и дату окончания интервала отбора.
После заполнения закладки Объекты отбора универсальной обработки Групповая обработка справочников и документов необходимо нажать кнопку Отобрать.
На закладке Обработка будет сформирован список документов, удовлетворяющих заданному критерию отбора.
Для групповой печати отобранных документов необходимо в группе реквизитов Действие выбрать из выпадающего списка действие Печать документов, указать вариант печати - Печать с предварительным отбором, Печать без предварительного отбора или Реестр документов и нажать кнопку Выполнить.
В зависимости от выбранного в программе варианта печати:
будут сформированы печатные формы отобранных счетов-фактур на экране при выборе Печать с предварительным просмотром;
будут выведены на печать отобранные пользователем счета-фактуры при выборе Печать без предварительного просмотра;
будет сформирован список отобранных счетов-фактур при выборе Реестр документов.
Методисты фирмы "1С"
"БУХ.1С", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Аналогичный порядок реализован в других конфигурациях на платформе "1С:Предприятие 8", поддерживающих учет налога на добавленную стоимость.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667