Охрана труда и производственная безопасность - важнейшая составляющая защиты населения от ЧС природного и техногенного характера (доклад на ежемесячном областном Дне охраны труда 13 июля 2010 г. в г. Туле)
Поднимается вопрос о важности формирования у работающего населения представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Приведены сведения о направлениях работы по профилактике чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Подчеркнута необходимость своевременной замены технологического оборудования и оснащения системами охранной и противопожарной защиты производственных помещений.
Охрана труда и производственная безопасность формируют у работающего населения сознание о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в различных экстремальных условиях.
Производственная безопасность изучает:
- основные научно-технических проблемы технологической безопасности производственных процессов и оборудования;
- источники опасных и вредных факторов современного производства и их интенсивность;
- перспективные направления совершенствования и развития безопасных технологических процессов в свете научно-технического прогресса;
- перспективы развития техники средств защиты, повышения безопасности с учетом мировых тенденций.
Производственная безопасность и охрана труда в рамках РСЧС предполагают последовательное изучение основ техники безопасности, электробезопасности, безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением, компрессорных и котельных установок, безопасности эксплуатации подъемно-транспортных машин, взрывной и пожарной безопасности и ряд других направлений.
В результате изучения у работающего населения формируется представление о следующих вопросах:
- принципах и методах обеспечения производственной безопасности;
- организационных и технических основах разработки мероприятий по снижению опасных и вредных факторов на производстве;
- электробезопасности;
- безопасности сосудов и аппаратов, работающих под давлением, компрессорных установок, паровых и водогрейных котлов;
- безопасности подъемных и транспортных машин;
- пожарной и взрывобезопасности;
- современных компьютерных технологиях и системах в области технологической безопасности.
В рамках работы по охране труда на территории Тульской области создана и функционирует межведомственная комиссия по охране труда под председательством одного из заместителей губернатора Тульской области.
Одним из главных направлений в области охраны труда и в целом защиты населения является предупреждение возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Основные усилия в работе по профилактике ЧС техногенного характера направлены на проведение заблаговременных мероприятий по недопущению и (или) устранению причин и предпосылок возникновения ЧС антропогенного происхождения, а также по ограничению полученного от них ущерба.
В субъектах Российской Федерации основными направлениями деятельности по профилактике ЧС техногенного характера являются:
- совершенствование нормотворческой деятельности по профилактике ЧС техногенного характера;
- получение и использование для профилактики ЧС информации от систем мониторинга и диагностики;
- выполнение комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на повышение защищенности ПОО от источников ЧС различного характера;
- снижение уровня опасности ПОО за счет выполнения в полном объеме запланированных мероприятий по их эксплуатации, модернизации, применения безопасных технологий и используемого сырья;
- создание в районах размещения потенциально опасных объектов (ПОО) локальных систем оповещения населения, поддержание их в постоянной готовности;
- проведение мероприятий, направленных на поддержание на достаточном уровне резервов финансовых и материальных ресурсов;
- проведение комплекса мероприятий по уменьшению количества источников потенциальной опасности, а также масштабов потенциальных очагов поражения;
- обеспечение действенного контроля за состоянием работы по профилактике ЧС на ПОО. Примечательно, что аналогичные мероприятия проводятся в рамках охраны труда.
В целях профилактики ЧС техногенного характера и повышения устойчивости функционирования производственных объектов проводятся следующие инженерно-технические и организационные мероприятия:
- плановая замена технологического оборудования и оснащение системами сигнализации производственных помещений с опасными концентрациями паров аммиака на химически опасных объектах;
- ремонт или замена систем охранной и противопожарной защиты на всех производственных объектах;
- оснащение техническими средствами противопожарной защиты и модернизация технических средств пожаротушения на всех производственных объектах;
- ремонт пожарных водоводов, пеноводов, пожарных насосных станций, станций пенного тушения, резервуаров хранения нефтепродуктов на объектах, хранящих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости и др.
Для обеспечения надежной и безаварийной работы объектов, повышения безопасности эксплуатации технологического оборудования потенциально опасные объекты оснащены системами предотвращения аварий. Для контроля соблюдения параметров безопасной эксплуатации оборудования предусмотрено применение систем контроля, в том числе автоматизированной системы контроля за аварийными выбросами.
Основная направленность решений, принимаемых на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, - заблаговременное проведение мероприятий по профилактике ЧС, связанных с авариями на ПОО, снижение возможного ущерба, обеспечение безопасности населения страны. В ходе заседаний комиссий и в принятых ими решениях особое внимание обращается на активизацию работы с руководителями организаций, эксплуатирующих ПОО, по вопросам обеспечения безопасности персонала и населения, проживающего вблизи данных объектов, на завершение паспортизации ПОО и территорий муниципальных образований, разработку планов по предупреждению и ликвидации ЧС, создание локальных систем оповещения, создание аварийно-спасательных формирований, резервов материальных ресурсов и финансовых средств.
Принятые решения способствуют своевременному решению вопросов предупреждения возможных ЧС межмуниципального и регионального характера.
Проводимые проверки состояния оснащенности промышленных объектов, в том числе ПОО, системами предотвращения аварий осуществляются в ходе комплексных проверок органов управления, сил и средств территориальных подсистем РСЧС комиссиями региональных центров, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также по докладам руководителей ПОО и гидротехнических сооружений.
С целью принятия достаточных мер по профилактике аварийных ситуаций, планирования действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на всех опасных производственных объектах разработаны и действуют планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций. ПОО с учетом конкретных условий эксплуатации, уровня и характерных факторов опасности технологических объектов оснащены системами противоаварийной защиты и сигнализации (ПАЗ и С), которые неразрывно связаны с вопросами охраны труда.
Проведение планово-предупредительных ремонтных работ и техническое обслуживание оборудования (его обновление) на производственных ПОО позволяют предотвратить возникновение аварий и обеспечивают контроль выполняемых технологических процессов. За счет своевременного выполнения перечисленных мероприятий удается поддерживать работоспособность и техническую надежность объектов промышленности, топливно-энергетического комплекса, бесперебойное и безопасное движение автотранспорта.
В целях повышения защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводится государственная и негосударственная (независимая) экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Объектами государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являлись: проекты комплексных и целевых научно-технических и иных федеральных и региональных программ; градостроительная документация, обоснование инвестиций в строительство, технико-экономическое обоснование и проекты нового строительства, реконструкции зданий и сооружений, в том числе защитных зданий и сооружений; декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов; проекты нормативно-технических и нормативно-методических актов.
Экспертиза в системе МЧС России осуществляется Федеральным государственным учреждением "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" МЧС России (Госэкспертиза МЧС России) и его территориальными экспертными органами, дислоцированными в федеральных округах и субъектах Российской Федерации.
В соответствии с решением руководства министерства на Госэкспертизу МЧС России также возложена обязанность рабочего органа Комиссии МЧС России по аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по независимой оценке рисков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
В ходе проведения экспертизы и составления экспертных заключений по проектной документации потенциально опасных объектов сотрудниками и экспертами Госэкспертизы МЧС России вносятся предложения, реализация которых позволяет повысить надежность и безопасность рассматриваемых объектов, уменьшить вероятность возникновения аварий, снизить возможные потери среди населения и материальный ущерб, создать оптимальные условия для ликвидации возможных ЧС.
В рамках производственной безопасности происходит постоянное повышение эффективности деятельности сил и средств РСЧС для ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствование подготовки поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований.
Основные мероприятия по совершенствованию сил и средств РСЧС для ликвидации ЧС в настоящее время направлены на повышение их возможностей, мобильности и оснащение современными техническими средствами и средствами малой механизации.
В Российской Федерации функционирует и развивается единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, которая представляет собой совокупность взаимодействующих органов управления, образовательных, научных и других учреждений, реализующих преемственные программы обучения всех категорий населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Обучение всех категорий населения в области защиты от ЧС осуществляется в образовательных учреждениях МЧС России, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по ГОЧС субъектов Российской Федерации (УМЦ) и на курсах гражданской обороны муниципальных образований (курсы ГО), а также непосредственно по месту работы и жительства.
В Институте развития МЧС России в течение 2009 г. повысили квалификацию более 900 должностных лиц руководящего состава и специалистов РСЧС, в том числе 20 председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) субъектов Российской Федерации.
Введена практика подготовки руководящего состава муниципальных образований, учреждений, организаций, предприятий и руководителей формирований методом выезда преподавателей УМЦ и курсов ГО непосредственно в районы и на объекты экономики по заявкам руководителей администраций этих районов и организаций.
При организации обучения населения выездным методом слабым звеном является недостаточность учебной материальной базы и современных средств обучения. Устранить этот пробел планируется путем оснащения УМЦ и курсов ГО мобильными учебными комплексами.
Подготовка населения, занятого в сфере производства и обслуживания, проводится в организациях на плановых занятиях по программе в объеме 14 часов, а также путем самостоятельного изучения материала с последующим закреплением полученных знаний и навыков в ходе практических занятий, объектовых тренировок и комплексных учений. В 2009 г. в Российской Федерации проведено более 150 тыс. учений и тренировок, в которых приняли участие более 12 млн. чел.
Вместе с тем, повсеместно отмечается недостаточное организационное и финансовое обеспечение таких мероприятий.
Совершенствование единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций позволило увеличить охват и повысить эффективность обучения всех категорий населения способам защиты от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера. Наметились положительные тенденции в организации обучения председателей КЧС и ОПБ федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в улучшении качества изучения нормативных правовых и планирующих документов и совершенствовании практических навыков по выполнению функциональных обязанностей.
Вместе с тем, не решены вопросы, влияющие на комплексное и качественное решение задач подготовки специалистов и обучения населения в области защиты от ЧС. Основными из них являются:
- учебно-материальная база образовательных учреждений профессионального образования не в полной мере соответствует федеральным государственным образовательным стандартам профессионального образования по базовым профилям подготовки, связанным с защитой от ЧС;
- материально-техническая база учебных центров ФПС морально устарела, здания и сооружения требуют реконструкции или ремонта; более 70% пожарной техники и пожарно-технического вооружения и снаряжения учебных центров ФПС изношено и требует замены;
- не в полной мере решен вопрос повышения квалификации должностных лиц и специалистов функциональных подсистем РСЧС, решение его возможно за счет организации повышения квалификации этой категории обучаемых на базе учебных центров ФПС;
- значительная часть учебного материала в области защиты от ЧС, разрабатываемого и подаваемого на рынок организациями, не подведомственными МЧС России, - низкого качества.
Многолетний опыт показывает, что эффективным механизмом компенсации ущерба от ЧС, снижения нагрузки на бюджеты всех уровней, а также экономического принуждения хозяйствующих субъектов к снижению риска ЧС, замене изношенных производственных фондов является система страховой защиты населения от ЧС.
Страховую защиту населения и территорий осуществляют страховые организации.
Страховые компании на основании действующих лицензий в рамках страховых случаев, наступающих от ЧС природного и техногенного характера, обладают правом на более 100 видов страхования, в том числе:
- обязательное страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и окружающей среде;
- страхование расходов по локализации и ликвидации последствий аварий и ЧС на опасных производственных объектах;
- страхование гражданской ответственности перевозчика перед третьими лицами при транспортировании радиоактивных веществ, ядерных материалов, изделий на их основе и их отходов;
- страхование гражданской ответственности организаций - объектов атомной энергетики;
- страхование имущества, в том числе арендованного (здания, помещения, сооружения, объекты незавершенного строительства и культурного наследия, оборудование, техника и пр.);
- страхование гражданской ответственности владельцев гидротехнических сооружений;
- экологическое страхование;
- страхование гражданской ответственности при строительстве объектов жилья;
- страхование от несчастных случаев работников предприятий.
Все перечисленные выше виды страхования при наступлении страхового случая предусматривают не только денежную компенсацию потерпевшим, но и оплату проводимых страхователем согласованных со страховщиком работ по локализации и ликвидации последствий от страхового события. В итоге предприятиям может быть оказана существенная финансовая поддержка при ликвидации ЧС.
Главными целями внедрения страховой защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера являются:
- предупреждение и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера за счет повышения эффективности защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, обеспечения компенсации убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате природных явлений, техногенных аварий, катастроф и других ЧС;
- снижение затрат бюджетов всех уровней на предупреждение и ликвидацию ЧС;
- компенсация ущерба пострадавшему населению и территориям в объемах, адекватных масштабам ЧС.
Одним из направлений страховой защиты населения и территорий является страхование гражданской ответственности за причинение вреда физическим и юридическим лицам.
В целях дальнейшего совершенствования защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, повышения уровня охраны труда и производственной безопасности необходимо продолжение проведения комплекса мероприятий по следующим направлениям:
- совершенствование государственного регулирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование мероприятий, средств и способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- повышение эффективности системы реагирования на чрезвычайные ситуации.
Е.К. Гейкин,
заместитель начальника Главного управления
МЧС России по Тульской области, полковник,
член-корреспондент Международной академии
инновационных социальных технологий
"Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15720 от 20 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомится на сайте www.panor.ru