Зарплатные комиссии: и овцы целы, и волки сыты
Законодательство стремительно меняется, и предпринимательству оказывают всё большую "поддержку", указывая на просчёты и "журя" на своеобразных партсобраниях, именуемых в народе "зарплатными комиссиями". Что делать бизнесмену? Работать, реализуя основные цели предприятия, или посещать контрольно-ревизионные органы, оправдываясь даже в том, что бизнесмен имеет право делать на собственное усмотрение? Ответ на этот вопрос искала Дина Сверчкова, юрист компании "Налоговик".
Закономерно, но незаконно
Так, например, заработная плата - это денежное вознаграждение за труд, определяемое сторонами трудового договора. Трудовое законодательство определяет его минимальный размер на сегодняшний день в сумме 4 330 рублей в месяц.
Итак, в соответствии с ТК РФ в России определен МРОТ, ниже которого не может быть заработная плата работника, отработавшего весь месяц и выполнившего свои обязанности в полном объеме.
Однако от суммы начислений в пользу работников зависит сумма налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды. Потому борьба государства с предприятиями, выплачивающими "серую" зарплату или зарплату "в конвертах" набирает ход. Однако не всегда эти действия со стороны государства направлены на повышение уровня жизни рядовых граждан, которые в соответствии с Конституцией имеют право на достойную оплату за свой труд. Вероятно, именно поэтому ни трудовое, ни налоговое законодательство не содержит определения, полномочий и статуса этих самых "зарплатных комиссий". Чиновники столичного налогового управления в Письме от 08.08.2007 г. N 15-08/075418 утверждают, что повышение заработной платы сотрудникам организаций задачей "зарплатных" комиссий не является. Работа комиссий по легализации объектов налогообложения в части повышения ФОТ предприятий нацелена только на вывод из "тени" скрытых форм оплаты труда.
Закономерность же в том, что упразднив ЕСН и заменив его страховыми взносами, законодатель повысил ставки последних и расширил круг предприятий, признаваемых плательщиками. Поскольку база для начисления взносов - именно выплаты в пользу наемников по трудовым договорам, а необлагаемая сумма начинается с 415 000 рублей, работодатели сделали вывод: будем платить больше, но в конвертах. Преследуя цель минимизации налогов, они одновременно соблюдают конституционные права граждан-работников если не на достойную старость, то на обеспеченную молодость. Если сумма налога зависит от налоговой базы, значит нужно добиваться увеличения последней, решили чиновники.
Теперь о законности
Межведомственная комиссия Правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов создана по распоряжению Правительства г. Москвы от 24 мая 2006 г. N 867-РП.
Постановление от 17 июня 2008 N 528-ПП "О дополнительных мерах по защите интересов города Москвы в сфере экономики при работе с убыточными организациями" утверждает Порядок организации работы с убыточными организациями и организациями, имеющими низкий уровень оплаты труда, в городе Москве. Появление этого документа обусловлено убыточностью пятой части крупных и средних организаций, расположенных на территории г. Москвы. В Постановлении отмечено, что существование убыточных организаций наносит ущерб экономике города, поскольку снижает поступление налогов в бюджетную систему всех уровней.
Управление ФНС России по г. Москве приказом от 22 февраля 2008 N 96 с целью усиления работы налоговых органов с убыточными организациями создает свои Комиссии по легализации объектов налогообложения.
"Зарплатные" комиссии сегодня
Хочется отметить, что прогнозы предпринимательства об ужесточении борьбы с "серыми зарплатами" сбываются. Так, 10 августа 2010 года Постановлением Правительства Москвы N 701-ПП внесены изменения в Постановление от 17.06.2008 N 528-ПП "О дополнительных мерах по защите интересов города Москвы в сфере экономики при работе с убыточными организациями".
Документом подробно расписан порядок работы "зарплатных" и убыточных комиссий (рабочих групп по работе с убыточными организациями и организациями, имеющими низкий уровень оплаты труда). Даны распоряжения департаментам по реализации мер, направленных на уменьшение количества убыточных организаций, в том числе организаций, имеющих низкий уровень оплаты труда.
Современная редакция Постановления устанавливает новый порядок работы с убыточными организациями и организациями, которые выплачивают своим работникам заработную плату ниже уровня прожиточного минимума трудоспособного населения.
Данные перемены назрели в связи с изменениями Федерального законодательства, а именно в связи с введением страховых взносов во внебюджетные фонды, администратором которых стал Пенсионный Фонд.
Именно на последний возложена обязанность ежеквартально сообщать в Департамент экономической политики и развития г. Москвы сведения об организациях, имеющих низкий уровень оплаты труда. Кроме этого от Пенсионного фонда в Департамент экономической политики и развития г. Москвы будут поступать сведения об организациях, не представляющих в Пенсионный Фонд расчеты о начисленных и уплаченных страховых взносах либо сведения персонифицированного учета на своих работников, и организациях, не уплативших страховые взносы в течение двух и более отчетных периодов.
Эти сведения и станут основой для вызова руководителей и главных бухгалтеров на заседания рабочих групп по работе с убыточными организациями и организациями, имеющими низкий уровень оплаты труда и Комиссии УФНС России по г. Москве по легализации объектов налогообложения.
Указанным нормативным актом оговорен порядок заполнения так называемых опросных листов (приложения 2, 3 к Порядку организации работы с убыточными организациями и организациями, имеющими низкий уровень оплаты труда в городе Москве). Их должны заполнять организации (юридические лица) и представлять отделение Пенсионный Фонд по месту регистрации вместе с отчетностью за отчетный период.
Опросные листы содержат обширную информацию от финансовых результатов деятельности организации до численности и состава работников. Кроме того, компании при заполнении опросного листа должны указать прогноз роста заработной платы в процентах в течение расчётного периода.
Кто в группе риска
Для вызова на комиссию по легализации заработной платы нужны достаточные основания. Мы уже описали, что теперь поводом для разговора со "скупым" предпринимателем станут данные опросных листов, прилагаемых последним к отчетности в Пенсионный фонд.
Ранее данные о начисленной за период заработной плате черпались из деклараций по ЕСН и отчетности в Фонд социального страхования. На основе имеющихся данных рассчитывалась средняя заработная плата на одного работника. Если эта сумма не дотягивает до размера МРОТ, прожиточного минимума по региону или среднеотраслевого уровня по региону, тогда предприниматель вызывался на комиссию. Вызов возможен и в случае несопоставимости финансовых результатов деятельности компании с затратами на оплату труда.
Чиновники финансового ведомства определяют необходимость работы с компаниями, применяющими общую систему налогообложения или совмещающими специальные режимы с общим, с численностью работников от 10 человек. В первую очередь налоговикам интересны компании, с которыми "воспитательная" работа еще не проводилась или была проведена безрезультатно.
Заседания комиссий производятся различными способами. Это или зал, в котором собираются представители нескольких компаний. Или тесный кабинет, в котором представителей компаний отчитывают, как нерадивых школьников. В каждом регионе свои способы воздействия. "Зарплатные" комиссии в Московском регионе, как правило, проводятся в форме коллективного собрания. Это объясняется большой численностью зарегистрированных предприятий. Уделять внимание каждой отдельной организации созданные комиссии не в силах.
После посещения комиссии в компании должна быть обязательно повышена заработная плата. По мнению чиновников, если размер выплачиваемой работникам заработной платы не дотягивает до уровня прожиточного минимума или среднеотраслевого уровня, значит необходимо зарплату скорректировать. Небольшое увеличение заработной платы, а, следовательно, и увеличение поступлений в бюджет НДФЛ и внебюджетные фонды страховых взносов, будет положительным результатом работы комиссии. А ведь цель работы любого государственного органа - получение результата от проведённой работы. Увеличивая заработную плату, компания защищает себя от дальнейших неприятностей. Конечно, в том случае, если на предприятии практикуется "конвертная" выплата зарплаты, не следует повышать её сразу до фактического уровня, ведь это будет признанием факта занижения объектов налогообложения. Однако обозначить своё намерение выполнить "советы" комиссии мы рекомендуем. Составьте новое штатное расписание, пусть повышение коснется той категории работников, которая этого заслуживает. Такие действия в любом случае приведут к повышению средних показателей по предприятию, цель комиссии будет достигнута. "Овцы целы, волки сыты" - народная мудрость, наиболее точно выражающая смысл произведённых на предприятии изменений после посещения комиссии по легализации объектов налогообложения.
Идти или не идти
Каждый определяет для себя самостоятельно, принять или нет приглашение на комиссию по легализации объектов налогообложения.
Теоретически должностное лицо компании, в случае неявки на "зарплатную" комиссию без уважительных причин, можно привлечь к ответственности по статье 19.4 КоАП РФ, как за "неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор или контроль". Однако привлечь к ответственности можно только через суд, налоговикам дано право только составить протокол о выявленном нарушении (пп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Мировой судья на основании переданного ему документа может принять решение о привлечении должностного лица к ответственности (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Мерой ответственности является предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 4 000 рублей.
Однако межведомственная комиссия не есть контролирующий орган, это орган координирующий, именно поэтому ее требованиями и распоряжениями можно пренебречь.
Аргументы, защищающие компанию
Если Вам пришло приглашение на "зарплатную" комиссию, то не лишним будет знать ряд вопросов, которые Вам зададут и к ответам на которые следует подготовиться.
Главный вопрос касается причин несоответствия выплачиваемой Вами работникам заработной платы среднеотраслевому уровню вашего типа предприятий и региона.
Далее задаются вопросы, ответы на которые косвенно подтверждают, что Вы выплачиваете заработную плату в "конверте". Они касаются материальной обеспеченности Ваших работников, причин их увольнения с прежнего места работы при наличии там более высокой зарплаты.
Если организация производит выдачу наличных денег под отчёт, прозвучит вопрос о причинах и направлений их расходования. При наличии в организации займов, выданных работникам, особенно беспроцентных, работодателю предстоит объяснить причину образования таких займов и рассказать о порядке их погашения. Расхождение между облагаемыми и необлагаемыми страховыми взносами суммами тоже вызовет подозрения у членов комиссии.
В общем-то, низкая заработная плата в компании может быть обусловлена объективными причинами.
Если на предприятии работают совместители, работникам установлен неполный рабочий день или особенная система премирования, тогда обосновать низкую, по мнению налоговых органов, заработную плату не составляет труда. В этом случае в трудовых договорах или локальном нормативном акте организации должен быть зафиксирован режим работы "особенных" сотрудников, порядок их премирования. Заработная плата может оказаться невысокой и в случае большой текучести кадров.
Еще одним аргументом является "возраст" компании. Ведь молодые, развивающиеся предприятия не готовы платить высокую заработную плату. Компании могут иметь временные финансовые трудности, в этом случае низкие заработки можно объяснить, указав на низкую рентабельность предприятия.
Для небольших компаний с нестабильной деятельностью несоответствие заработной платы среднеотраслевым цифрам также характерно. Не может, например, швейное предприятие с численностью работающих до 20 человек конкурировать с огромной швейной фабрикой с числом рабочих мест 2000.
Аргумент со ссылкой на нормы статьи 133 Трудового кодекса об установлении минимального размера оплаты труда на членов комиссии впечатления не произведет.
Как говорилось ранее цель комиссии не поднять заработную плату на Вашем предприятии, а найти и выявить "серую" зарплату и заставить Вас эту часть обелить.
Если на предприятии выплачивается фактическая заработная плата и полностью учитывается при исчислении НДФЛ и страховых взносов, тогда претензий к организации не будет.
Последствия комиссий и их эффективность
Отметим, что выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе - один из критериев самостоятельной оценки рисков, поименованных в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года N ММ-3-06/333@. Платите низкую заработную плату - готовьтесь к выездной налоговой проверке.
В Постановлении Правительства Москвы от 17 июня 2008 года N 528-ПП перечислены другие меры, принимаемые по отношению к убыточным предприятиям. Среди них:
- запрет на заключение и пролонгацию договоров аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, с организациями, более двух лет имеющими убытки по результатам финансовой отчетности;
- запрет на установление особых ставок арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы, арендаторам, имеющим более чем за два отчётных периода просроченную задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды.
Однако, по словам Сергея Шульгина, заместителя руководителя ФНС России, из выступления на VII Ежегодной научно-практической конференции Палаты налоговых консультантов, "зарплатные комиссии" перестанут быть карающим органом. Компаниям по итогам посещения комиссии будут даны рекомендации, направленные на улучшение ее финансового состояния.
Налоговики считают комиссии по легализации объектов налогообложения одним из эффективных методов налогового администрирования. По данным УФНС России по г. Москве на заседаниях рабочих групп в 2010 году было заслушано более 8 тысяч руководителей и собственников убыточных организаций, выплачивающих работникам зарплату, ниже среднеотраслевых показателей.
"Зарплатные" комиссии существуют с 2006 года и, по мнению налоговиков, оправдывают себя. Руководителям предприятий следует игнорировать приглашения налоговых органов хотя бы для того, чтобы понять, какие цели преследует вызов на комиссию. Обязать повысить заработную плату Вас никто не вправе. Однако пренебрегать рекомендациями налоговых органов себе дороже.
Д. Сверчкова,
юрист компании "Налоговик"
"Московский бухгалтер", N 19-20, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007