Изменения в налогообложении с 2011 года
С 2011 года вступают в силу изменения, внесенные во вторую часть Налогового кодекса Федеральным законом N 229-ФЗ*(1) и Федеральным законом N 83-ФЗ*(2). О том, какие изменения внесены и каких налогов эти изменения касаются, поговорим в данной статье.
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ в настоящее время при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется налоговым агентом по каждому арендованному объекту имущества как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговыми агентами в данном случае признаются арендаторы указанного имущества, в обязанности которых входит исчисление и удержание НДС из доходов, уплачиваемых арендодателю, а также уплата налога в бюджет. С 2011 года данное правило будет применяться также и при сдаче в аренду имущества казенными учреждениями (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ в редакции Федерального закона N 83-ФЗ).
К сведению. В связи с принятием Федерального закона N 83-ФЗ с 2011 года все бюджетные учреждения будут разделены на казенные, бюджетные и автономные.
Изменения, внесенные в гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ Федеральным законом N 229-ФЗ, уже вступили в силу с 02.09.2010. Одно из основных введенных новшеств касается составления и выставления счетов-фактур. Согласно добавленным в ст. 169 НК РФ абзацам и пунктам счет-фактура может быть составлен и выставлен не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. При этом счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.
Счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации (иных лиц, уполномоченных на это приказом по организации или доверенностью от имени организации).
Выставление и получение счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи осуществляется в порядке, установленном Минфином. Однако стоит учитывать, что форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налог на доходы физических лиц
Изменения, внесенные Федеральным законом N 229-ФЗ в гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, касаются порядка возврата НДФЛ, излишне удержанного налоговым агентом, а также применения им форм регистров налогового учета.
Возврат излишне удержанного НДФЛ. Пунктом 4, введенным в ст. 220 НК РФ, предусмотрена обязанность налогового агента после принятия от налогоплательщика заявления о получении имущественного вычета возвращать последнему неправомерно или излишне удержанный у него НДФЛ. При этом возврат налога осуществляется в порядке, установленном ст. 231 НК РФ.
Стоит отметить, что положения ст. 231 НК РФ также претерпят изменения с 2011 года. Так, новой редакцией п. 1 данной статьи предусмотрено, что излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом налоговый агент должен в течение десяти дней со дня обнаружения факта излишнего удержания НДФЛ сообщить налогоплательщику о каждом таком факте, а также о сумме излишне удержанного налога. Указанная сумма налога возвращается налоговым агентом в течение трех месяцев со дня получения соответствующего заявления от налогоплательщика. При нарушении этого срока налоговым агентом на сумму излишне удержанного налога, не возвращенного налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата).
Возврат налога осуществляется:
- за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей, как по указанному, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание данного налога;
- в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.
Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему РФ, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной суммы налога, налоговый агент в течение десяти дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета:
- заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога;
- выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ.
Напомним, что возврат налоговому агенту НДФЛ, перечисленного в бюджетную систему РФ, осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
Из новой редакции ст. 231 НК РФ также следует, что в случае недостаточности средств для возврата налогоплательщику излишне удержанной у него суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.
При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и ранее перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода (абз. 10 п. 1 ст. 231 НК РФ в редакции Федерального закона N 229-ФЗ).
К сведению. Возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента РФ в этом налоговом периоде, в порядке, установленном ст. 78 НК РФ (п. 1.1 ст. 231 НК РФ в редакции Федерального закона N 229-ФЗ).
Применение форм регистров налогового учета. С 2011 года налоговые агенты обязаны вести учет не только доходов, выплачиваемых в пользу физических лиц, и исчисленных и удержанных сумм НДФЛ, но и учет предоставленных физическим лицам налоговых вычетов (п. 1 ст. 230 НК РФ в редакции Федерального закона N 229-ФЗ)
При этом если сейчас налоговые агенты ведут учет доходов в налоговых карточках по учету доходов и НДФЛ, форма которых утверждена Приказом МНС РФ от 31.10.2003 N БГ-3-04/583, то начиная с 2011 года для организации данного учета налоговые агенты должны самостоятельно разработать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и первичных учетных документов. Кроме того, указанные формы регистров должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать:
- налогоплательщика;
- вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
- суммы дохода и даты их выплаты;
- статус налогоплательщика;
- даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему РФ;
- реквизиты соответствующего платежного документа.
Налог на прибыль
Изменения, внесенные Федеральным законом N 229-ФЗ в гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ, касаются:
- порядка отнесения имущества к амортизируемому имуществу. Так, в соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 256 НК РФ, действующей с 2011 года, амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. Напомним, что в 2010 году стоимостное ограничение для признания имущества амортизируемым составляет 20 000 руб.;
- порядка признания отдельных доходов при методе начисления и кассовом методе. С 2011 года в ст. 271 НК РФ добавлен п. 4.2, а в ст. 273 НК РФ - п. 2.2, согласно которым определяется порядок учета доходов в виде средств, полученных организациями кинематографии из Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии на производство, прокат, показ и продвижение национального фильма, источником которых являются бюджетные ассигнования. Стоит отметить, что и при методе начисления, и при кассовом методе указанные средства учитываются в составе внереализационных доходов пропорционально предусмотренным условиями получения указанных средств расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более трех налоговых периодов с момента получения указанных средств.
Данный порядок учета указанных средств не распространяется на случаи приобретения за счет этого источника амортизируемого имущества. В случае приобретения за счет указанных средств амортизируемого имущества данные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов на приобретение амортизируемого имущества.
В случае нарушения условий получения средств, предусмотренных настоящим пунктом, полученные средства в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных средств превысит сумму учтенных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов этого налогового периода;
- сроков уплаты налога на прибыль организациями - налоговыми агентами и порядка предоставления ими налоговых деклараций. Речь идет об организациях, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство и выплачивающих доход иностранной организации, в данном случае являющихся налоговыми агентами и обязанных удержать сумму налога на прибыль из доходов этой иностранной организации. В соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 287 НК РФ с 2011 года указанные налоговые агенты обязаны перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации. Стоит отметить, что ранее на перечисление налога отводилось три дня после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации.
Согласно изменениям, внесенным в гл. 25 НК РФ Федеральным законом N 83-ФЗ, расширен перечень:
- доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 251 НК РФ). С 2011 года к ним будут относиться доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (введен пп. 33.1 п. 1);
- расходов, не учитываемых в целях обложения налогом на прибыль, предусмотренных ст. 270 НК РФ. К ним добавятся расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (введен п. 48.11).
Наиболее значимым изменением, внесенным Федеральным законом N 83-ФЗ в гл. 25 НК РФ, является исключение из нее с 2011 года ст. 321.1, учитывающей особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями. Это означает, что с указанной даты бюджетные учреждения исчисляют налог на прибыль в общеустановленном порядке.
Государственная пошлина
Федеральным законом N 229-ФЗ с 2011 года отменяется уплата государственной пошлины за:
- постановку иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в размере 2 руб. за каждые сутки пребывания, но не более 200 руб. (утрачивает силу пп. 20 п. 1 ст. 333.28 НК РФ);
- продление срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в размере 2 руб. за каждые сутки пребывания, но не более 600 руб. (утрачивает силу пп. 21 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).
Бюджетные учреждения с 2011 года не освобождаются от уплаты государственной пошлины, установленной гл. 25.3 НК РФ, поскольку они исключены из перечня организаций, для которых ст. 333.35 НК РФ установлена льгота по уплате государственной пошлины (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ в редакции Федерального закона N 83-ФЗ).
Транспортный налог
Изменения, внесенные Федеральным законом N 229-ФЗ в гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ, касаются предоставления отчетности по транспортному налогу: с 2011 года налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств только декларацию по налогу. Расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу с указанной даты не предоставляются (утрачивают силу п. 2, абз. 2 п. 3 ст. 363.1 НК РФ).
При этом положения Налогового кодекса о том, что форма декларации по транспортному налогу утверждается Минфином, также утрачивают силу с 2011 года.
Земельный налог
В отношении земельного налога Федеральным законом N 229-ФЗ в ст. 398 НК РФ вносятся изменения, согласно которым с 2011 года отменена обязанность налогоплательщиков-организаций предоставлять расчеты по авансовым платежам по земельному налогу. С указанной даты юридические лица будут предоставлять только налоговую декларацию по земельному налогу, форма которой не будет утверждаться Минфином (абз. 2 п. 1 ст. 398 НК РФ с 2011 года утрачивает силу).
Л. Морозова,
эксперт журнала
"Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования".
*(2) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"