"1С:Предприятие 8": взаимодействие с российскими железными дорогами
Компания ООО "Уралконтракт" с 2003 г. занимается сбором, переработкой и реализацией лома черных металлов, а также оказывает транспортные услуги. В сентябре 2005 г. компания вошла в состав холдинга ЗАО "Профит". В рамках холдинга предприятие увеличило количество производственных площадок, а также получило необходимые возможности для быстрого развития и наращивания объемов производства. Сегодня компании принадлежат 28 производственных участков, которые оснащены погрузо-разгрузочными механизмами и оборудованием для переработки металлолома. Объем ежемесячной отгрузки металла составляет около 12 тыс. т. Для отправки металла используется автомобильный и железнодорожный транспорт. На предприятии работают около 350 человек.
Для ведения управленческого, бухгалтерского и налогового учета, управления производством, планирования, а также решения многих других задач на предприятии используется автоматизированная система, разработанная специалистами компании "ИНПРО" (1С:Франчайзи, г. Оренбург) на основе типового прикладного решения "1С:Управление производственным предприятием 8" на платформе "1С:Предприятие 8".
При разработке информационной системы были учтены особенности деятельности заказчика. Так, в системе реализован раздельный учет операций с транзитным и собственным ломом. При отражении операций по транспортировке лома ведется учет номеров вагонов и железнодорожных тарифов. Для целей управленческого учета в системе хранятся данные о ломе в пути, регистрируется момент перехода права собственности на лом. Операции поступления и отгрузки лома сопровождаются оформлением приемосдаточных актов. В системе ведется учет технологических потерь, а также учет затрат на хранение лома.
Для лучшего взаимодействия компании с ОАО "Российские железные дороги" (далее - "РЖД") руководство "Уралконтракт" приняло решение об использовании программного продукта "Этран" ("Электронная транспортная накладная").
Решение "Этран" является автоматизированной системой централизованной подготовки и оформления перевозочных документов. Ее особенность состоит в возможности включения грузоотправителя, грузополучателя и экспедитора в технологический цикл приема заявок и оформления перевозок. Программа позволяет автоматизировать ввод заявок на подачу вагонов, отслеживать прохождение грузов, получать данные о страховых сборах и штрафах, получать из накопительных ведомостей расшифровку оказанных услуг - по подаче и уборке вагонов, переводу стрелок, взвешиванию грузов, маневренной работе локомотива и т.д.
Со временем рост объемов выпуска и отгрузки продукции железнодорожным транспортом привели к появлению новых требований к информационной системе предприятия. Возникла потребность в автоматизации процесса по извлечению из системы "Этран" данных по услугам, которые были оказаны "РЖД", а также по переносу и корректному отражению этих данных в информационной базе "1С:Управление производственным предприятием 8".
Требовалось автоматизировать получение из "Этран" информации о номерах вагонов, железнодорожных тарифах, первичных документах об оказанных услугах, а также ввод полученных данных в информационную систему. В результате ввода данных в системе должны были автоматически формироваться соответствующие бухгалтерские и управленческие документы.
Целями проекта автоматизации являлись полноценный контроль и анализ затрат по вагонам и подразделениям. Предполагалось также, что автоматизированная, без участия персонала, загрузка данных по услугам "РЖД" в систему учета предприятия обеспечит своевременное поступление данных по затратам и приведет к кратному снижению трудозатрат ряда сотрудников.
Проект по разработке системы для извлечения данных из "Этран", преобразования их в требуемые форматы, а также последующей трансляции в "1С:Управление производственным предприятием 8" был поручен компании "ИНПРО" (1С:Франчайзи, 1С:Центр компетенции по производству, г. Оренбург).
На первом этапе проекта специалисты "ИНПРО" провели анализ требований заказчика и специфики взаимодействия с "Этран". В результате выполнения работ по проекту была разработана информационная система "Шлюз" на платформе "1С:Предприятие 8". В разработке системы совместно со специалистами "ИНПРО" принимали участие компания "Севавтотранс" (г. Череповец), имеющая большой опыт работы с информационными базами "РЖД", а также компания "Бизнес-Интегратор" (г. Москва) в части постановки задач.
На данный момент система "Шлюз" введена в промышленную эксплуатацию. В результате на предприятии полностью отлажен и автоматизирован процесс передачи необходимых данных, который выполняется практически без участия сотрудников. Это привело к значительному сокращению количества операций, выполняемых ранее в ручном режиме, а также к существенному снижению времени, необходимого для сопоставления и проверки документов, полученных от "РЖД".
Особенности системы
Сегодня центральный офис, а также десятки удаленных производственных площадок компании ведут учет в едином информационном пространстве. Получение данных из "Этран" выполняется с использованием системы "Шлюз" автоматически, с заданной периодичностью. В системе хранятся документы, которые являются аналогами соответствующих документов "РЖД", например накладные, накопительные ведомости, заявки, а также вспомогательные данные и другая информация. С помощью интерфейса системы сотрудник может выполнять поиск документов за определенный период и формировать на их основании в "1С:Управление производственным предприятием 8" документы на поступление услуг, а также счета-фактуры.
Учет оказанных услуг реализован в разрезе подразделений, которые являются их получателями. При этом определение подразделения выполняется по номеру вагона или исходя из других данных накопительной ведомости.
Кроме того, система "Шлюз" позволяет сотрудникам формировать документы по услугам, оказанным "РЖД", до фактического получения счетов-фактур из отделения железной дороги. Эта возможность востребована для предварительного планирования и анализа результатов работы в управленческом учете, а также для расчета себестоимости в бухгалтерском учете.
Результаты автоматизации
В настоящее время информационная система "Уралконтракт" полностью интегрирована с "Этран". Выполняется формирование транспортных накладных, документов "Поступление товаров и услуг" и "Счет-фактура полученный". При этом участие сотрудников в процессах загрузки, преобразования и выгрузки данных об услугах "РЖД" в решение "1С:Управление производственным предприятием 8" сведено к минимуму.
Разработанное решение позволило исключить операции, которые выполнялись ранее вручную, связанные с поиском и сопоставлением собственных данных с данными "РЖД", а также операции по вводу документов, полученных от "РЖД". Система также обеспечивает отражение операций по услугам, полученным от "РЖД", в разрезе статей затрат и подразделений.
Т. Федорова,
1С: Франчайзи "ИНПРО"
"Финансовая газета", N 50, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.