"Прежде чем ФНС России будут переданы функции по ведению реестра дисквалифицированных лиц, необходимо внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях" (интервью с В.Г. Колесниковым, начальником Управления информатизации ФНС России)
В распоряжении Федеральной налоговой службы скоро может появиться новый мощный ресурс, который сделает процедуру государственной регистрации еще более эффективной. О том, что это за ресурс, и о проведенной подготовительной работе в интервью нашему журналу рассказал начальник Управления информатизации ФНС России Виталий Григорьевич Колесников.
Виталий Григорьевич, недавно появилась информация о том, что Федеральная налоговая служба готова взять на себя ведение реестра дисквалифицированных лиц. Это правда? Ведь сейчас его ведет Министерство внутренних дел...
- Да, мы рассматриваем такую возможность. МВД России и Минэкономразвития России обратились к нам и в Минфин России с просьбой рассмотреть вопрос о передаче Федеральной налоговой службе функции по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц. Сегодня уполномоченным органом по ведению реестра является МВД. Но, как известно, это ведомство серьезно реформируется, и данная деятельность для милиции становится непрофильной.
А для Федеральной налоговой службы?
- В настоящее время налоговая служба ведет свой ведомственный реестр дисквалифицированных лиц, содержащий сведения о тех, в отношении кого судами вынесены постановления о дисквалификации по составленным налоговыми органами протоколам об административных правонарушениях (такая информация в соответствии с установленным законодательством порядком направляется в налоговые органы судами и органами МВД). Но это примерно четверть от общего количества данных, содержащихся в реестре МВД. Информация об остальных дисквалифицированных лицах нам недоступна, и соответственно мы не можем использовать эти сведения в полной мере в своей работе.
Для каких целей используются указанные сведения?
- Прежде всего при государственной регистрации организаций. Ведь ответственность в виде дисквалификации предусматривает лишение физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Если лицо дисквалифицировано, внесение соответствующих записей в Государственный реестр юридических лиц необоснованно и не соответствует закону.
Сегодня программные комплексы ФНС России автоматически при вводе информации, представленной в заявлении о государственной регистрации, проверяют наличие сведений об указанных физических лицах в нашем реестре дисквалифицированных лиц и информируют об этом инспектора регистрирующего органа. Также информация о дисквалифицированных лицах используется нашими коллегами из Контрольного управления при проведении мероприятий налогового контроля.
Что представляет собой реестр?
- Это примерно 10 000 записей о дисквалифицированных лицах, из них четверть - действующие записи, то есть срок дисквалификации упомянутых лиц не истек. Реестр достаточно компактный. Он формируется органами МВД в виде таблицы на основании документов на бумажном носителе - копий постановлений судов о дисквалификации.
Информация из указанного реестра в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах представляется заинтересованным юридическим и физическим лицам за плату - 100 руб. Порядок формирования и ведения реестра, как и размер упомянутой платы, определяется Правительством РФ.
Виталий Григорьевич, не предполагается ли включить в реестр сведения о лицах, лишенных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на основании норм Уголовного кодекса?
- Мы выступали с такой инициативой. Здравый смысл говорит в пользу открытости всех сведений, необходимых участникам гражданского оборота при ведении своей деятельности и оценке рисков, в том числе о возможности наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Но получение налоговыми органами указанной информации о конкретных лицах возможно лишь в рамках соглашения о взаимодействии Министерства внутренних дел и ФНС России и по запросам в отношении этих лиц. Надеюсь, когда-нибудь мы придем к открытости указанной информации.
Виталий Григорьевич, каким образом ФНС России могут быть переданы полномочия по ведению реестра?
- В июле на встрече с представителями МВД и Минэкономразвития мы озвучили и зафиксировали в протоколе нашу концепцию нормативного оформления передачи функции по формированию и ведению реестра. Ее суть в том, что сначала должны быть внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и только затем соответствующие функции могут быть переданы Федеральной налоговой службе.
Какие поправки необходимо внести в КоАП РФ?
- Во-первых, мы предлагаем нормативно закрепить в КоАП РФ положение о том, что открытые и общедоступные сведения из реестра размещаются в Интернете на официальном сайте уполномоченного федерального органа. Этот же орган определяет состав этих сведений и порядок их размещения.
Во-вторых, ввести норму о предоставлении заинтересованным лицам указанных сведений о конкретном дисквалифицированном лице бесплатно в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в соответствующем запросе. Документ будет подписан ЭЦП должностного лица налоговой инспекции. Таким же образом предлагаем представлять сведения органам государственной власти, местного самоуправления, судам - и только по электронному запросу. Предоставление открытой и общедоступной информации на бумажном носителе предполагается в виде выписки за плату.
В-третьих, порядок формирования и ведения реестра, перечень включаемых в него сведений, порядок предоставления информации из реестра, включая формы запросов и выписок, должны устанавливаться не Правительством РФ, а уполномоченным органом.
И наконец, очень хочется закрепить электронное представление сведений для включения их в реестр судом.
Если коротко - следует максимально уйти от бумажной формы документов, а также установить максимальную открытость и максимальную самостоятельность уполномоченного органа. За правительством оставить функции по установлению размера платы за сведения на бумажном носителе и, конечно, по определению уполномоченного органа.
В какие сроки это возможно сделать?
- Федеральная налоговая служба и МВД России предположительно указали их в протоколе: "в течение 2011 года". Чем быстрее Государственная Дума примет изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, тем скорее мы возьмем на себя функцию ведения реестра. Кстати, проект соответствующего федерального закона мы направили в сентябре в Министерство внутренних дел и Минфин России.
Но ведь рассмотрение проекта федерального закона в правительстве, а затем в Госдуме достаточно длительная процедура...
- Да, это так. Но, думаю, если мы заручимся поддержкой коллег из МВД и Минэкономразвития, процесс пойдет быстрее.
Виталий Григорьевич, спасибо за интересные ответы!
Беседовали Н. Попова и О. Смолина
"Российский налоговый курьер", N 21, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99