Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от организационно-правовой формы и формы собственности учреждения, а также от видов осуществляемой деятельности, связанной с природопользованием. В этой статье рассмотрим порядок расчета суммы этой платы, срок ее внесения, предоставления отчетности, а также уточним, предусмотрена ли ответственность учреждений за невнесение в установленный срок платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Общие положения
Статья 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определяет негативное воздействие на окружающую среду как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии со ст. 16 Закона N 7-ФЗ основными негативными видами воздействия на окружающую среду являются:
- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, на рельеф местности, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
- размещение отходов.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Федеральным законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами (п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ). Так, установление платы за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух регулируется Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", плата за размещение отходов - Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Установление и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду также регулируются:
- Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок N 632);
- Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление N 344);
- Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Правила N 461). В настоящее время Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 утвержден новый порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В соответствии с п. 3 данного приказа указанный документ начнет действовать со дня вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившими силу Правил N 461. На момент написания статьи такого постановления не издано;
- Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Методические рекомендации N 703);
- Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Приказ N 204);
- Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626 "Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух" (далее - Методические рекомендации N 626).
Нормативы платы
Из положений Порядка N 632 следует, что при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду используются базовые нормативы платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы установлены по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени их опасности для окружающей природной среды и здоровья населения (приложение 1 к Постановлению N 344). Например, нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками для различных видов топлива таковы:
Вид топлива | Единица измерения | Норматив платы (в руб. за единицу измерения) |
Бензин неэтилированный | т | 1,3 |
Дизельное топливо | т | 2,5 |
К базовым нормативам платы для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Их значения приведены в приложении 2 к Постановлению N 344. Например, для нижеприведенных экономических районов значения коэффициентов для атмосферного воздуха и почвы следующие.
Экономические районы РФ | Значение коэффициента | |
Для атмосферного воздуха | Для почвы | |
Северный | 1,4 | 1,4 |
Северо-Западный | 1,5 | 1,3 |
Центральный | 1,9 | 1,6 |
Волго-Вятский | 1,1 | 1,5 |
Центрально-Черноземный | 1,5 | 2 |
Поволжский | 1,9 | 1,9 |
Северо-Кавказский | 1,6 | 1,9 |
Уральский | 2 | 1,7 |
Западно-Сибирский | 1,2 | 1,2 |
Восточно-Сибирский | 1,4 | 1,1 |
Дальневосточный | 1 | 1,1 |
Калининградская область | 1,5 | 1,3 |
Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
В отношении платы за загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух на территории городов, применяется дополнительный коэффициент 1,2. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления применяются с коэффициентом экологической ситуации, учитывающим загрязнение почв. Например, в Центральном экономическом районе он равен 1,6, в Поволжском - 1,9.
Подпунктом "б" п. 4 Постановления N 632 установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ при согласовании своих действий с территориальными органами Минприроды и Госкомсанэпидемнадзора могут понижать размеры платы или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также бюджетные организации. Однако следует отметить, что положения данного подпункта признаны не соответствующими Конституции РФ и с 01.01.2010 утратили силу (Постановление КС РФ N 8-П*(1)). Такое решение было принято на основании анализа положений Закона N 7-ФЗ, согласно которым установление порядка определения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду относится к полномочиям органов государственной власти. При этом формы платы за негативное воздействие на окружающую среду должны определяться Законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами, а порядок ее исчисления и взимания должен устанавливаться Правительством РФ. С учетом этих положений в Постановлении КС РФ N 8-П указано, что, предоставляя органам исполнительной власти субъектов РФ право освобождать отдельные категории плательщиков от внесения платы за загрязнение окружающей природной среды, не установленное Законом N 7-ФЗ, Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции, установленной Конституцией РФ и законодательством РФ в области охраны окружающей среды.
Напомним, что согласно ст. 18 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды распространяются:
- на обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- на принятие мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
- на организацию деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ;
- на координацию деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Согласно п. 1 Положения N 401*(2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, в сфере деятельности по охране окружающей среды, является Ростехнадзор, в обязанности которого входит:
1) контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды;
2) выдача разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
3) утверждение нормативов образования отходов и установление лимитов на размещение отходов.
Действия учреждения по определению платы
В целях определения платы за негативное воздействие на окружающую среду учреждениям следует согласовать с территориальным управлением Ростехнадзора проект нормативов по загрязнению окружающей природной среды (составляется один раз в пять лет). Указанные проекты разрабатываются учреждением самостоятельно или с привлечением специализированных организаций исходя из норм Правил N 461, Методических рекомендаций N 703, N 626.
Если нормы проекта обоснованны, управление выдает учреждению соответствующее разрешение, которое устанавливает перечень отходов, образуемых предприятием, и их количество, допустимое к размещению. Например, в соответствии с п. 4 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288 (далее - Административный регламент), в разрешении на выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду указываются:
а) количества (нормативы) вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю:
- в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
б) количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в окружающую среду (в водные объекты) (допустимая концентрация вещества в пределах нормативов допустимых сбросов, допустимая концентрация вещества в пределах лимита на сброс, массовые показатели сброса загрязняющих веществ (г/ч; т/м; т/г)), и утвержденный расход сточных вод (куб. м/час) для установления нормативов допустимых сбросов отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод:
- в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов;
- в пределах установленных лимитов на сбросы.
В случае отсутствия у учреждения оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная (п. 6 Порядка N 632).
Алгоритм расчета платы
Порядком N 632 представлен алгоритм расчета суммы платы за загрязнение окружающей природной среды. В соответствии с ним размер платежей за загрязнение:
- в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (п. 3 Порядка N 632);
- в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (п. 4 Порядка N 632);
- сверх лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (п. 5 Порядка N 632).
В соответствии с Порядком N 632 и Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды РФ от 26.01.1993, сверхлимитным загрязнение является в случаях:
- превышения установленных предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов;
- отсутствия у учреждения оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, утвержденных лимитов на размещение отходов;
- превышения установленных лимитов выбросов, сбросов, размещения отходов, а также при их отсутствии - превышения предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится по форме, утвержденной Приказом N 204. Расчеты предприятие делает самостоятельно, хотя по своему усмотрению вправе воспользоваться услугами специалистов.
Форма расчета состоит из следующих частей:
- титульный лист (единый для всего расчета);
- расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет (заполняется по каждому объекту негативного воздействия);
- раздел 1 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами";
- раздел 2 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами";
- раздел 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты";
- раздел 4 "Размещение отходов производства и потребления".
Разделы 1, 3 и 4 оформляют по каждому объекту негативного воздействия отдельно. Раздел 2 заполняется по совокупности передвижных объектов, зарегистрированных на территории одного муниципального образования.
Поскольку в учреждениях культуры и искусства самыми распространенными видами негативного воздействия на окружающую среду являются выбросы от передвижных источников (транспортных средств) и размещение отходов, укажем, какие данные используются при расчете платы по разд. 2 и 4.
Для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду при заполнении разд. 2 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами" указывается вид топлива и фактически израсходованное количество топлива.
Количество израсходованного топлива определяется по данным бухгалтерского учета. Учет ведется, как правило, в литрах и подлежит переводу в тонны (путем умножения объема топлива на его плотность). Для получения данных о плотности можно воспользоваться:
а) накладной на отпуск топлива или спецификациями;
б) средними значениями топлива (Письмо ФНС РФ от 24.03.2005 N 03-3-09/0412/23@) в зависимости от марки автомобильного бензина:
- для А-76(АИ-80) - 0,715 г/куб. см;
- для АИ-92-0,735 г/куб. см;
- для АИ-95-0,750 г/куб. см;
- для АИ-98-0,765 г/куб. см.
Указываются единицы измерения (тонны) и коэффициенты:
- экологический значимости;
- дополнительный коэффициент 2;
- дополнительный коэффициент 1,2 (для выбросов в воздух городов);
- коэффициент инфляции.
Сумма платы рассчитывается по видам топлива и объему сгоревшего (израсходованного) топлива в каждом муниципальном образовании отдельно. Плательщиком является лицо, фактически эксплуатирующее передвижной источник.
В разделе 4 "Размещение отходов производства и потребления" указывается наименование отхода, его код по ФККО *(3), класс опасности отхода для окружающей среды и установленный лимит на размещение отходов (на собственных объектах или на объектах, переданных для размещения).
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Именно эти классы указываются в тринадцатом разряде кода по ФККО.
Напомним, что несортированный мусор от бытовых помещений учреждений относится к IV классу, к V классу опасности относится:
- крупногабаритный мусор от бытовых помещений организаций;
- несортированные пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания;
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений: объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами, учебно-воспитательных учреждений, культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий;
- отработанные и бракованные электрические лампы накаливания.
На отходы I-IV класса опасности должен быть оформлен паспорт. Он составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, полученных в результате оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ.
К сведению. Паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ).
Расчеты подписываются руководителем (руководителем обособленного подразделения, действующего на основании доверенности) и главным бухгалтером (бухгалтером обособленного подразделения, действующего на основании доверенности) и сдаются в Ростехнадзор (в единственном экземпляре) лично или направляются по почте не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является квартал (Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду").
Учреждение заполняет только те разделы расчета, которые ему необходимы.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрено, что за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
Обязанность учреждения по ведению учета отходов
На учреждения возложена обязанность по ведению в установленном порядке учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (п. 1 ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ).
В Письме Ростехнадзора от 04.06.2007 N 04-09/673 указано, что учреждения обязаны вести учет движения отходов в журнале образования и движения отходов, в который заносится фактический объем отходов, размещенный в отчетном периоде. Этот показатель учитывается при расчете платы. В то же время журнал позволяет отслеживать соблюдение лимитов. Лимиты на отходы устанавливаются в расчете на один год. Ежеквартально годовой лимит размещения отходов должен сопоставляться с объемом отходов, фактически размещенным с начала года (рассчитывается нарастающим итогом). Если окажется, что в каком-либо квартале лимиты превышены, последующее размещение отходов учитывается как сверхлимитное.
Данные о фактическом объеме размещенных отходов могут быть подтверждены справкой организации, с которой заключен договор на вывоз отходов, или такую информацию можно получить из самого договора, если в нем указывается ежедневный или ежемесячный объем накопления отходов. Но поскольку договор характеризует только намерения сторон, потребуется также представить документы, подтверждающие факт вывоза (например, акты выполненных работ).
Бухгалтерский учет
Платежи, начисленные за загрязнение окружающей среды, в бухгалтерском учете отражаются следующими проводками:
Дебет счетов 1 401 01 290 "Прочие расходы", 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит счета 1 (2) 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
Уплата сумм, начисленных за загрязнение окружающей среды, в бухгалтерском учете отражается следующими проводками:
Дебет счета 1 (2) 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
Кредит счетов 1 304 05 290 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим расходам", 2 201 01 610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов"
Налоговый учет
Плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов, образовавшихся в процессе приносящей доход деятельности, уменьшает базу по налогу на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Платежи за сверхнормативные выбросы при расчете налога на прибыль в расходах не учитываются.
И. Зернова,
эксперт журнала
"Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление КС РФ от 04.05.2009 N 8-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда республики Татарстан".
*(2) Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401.
*(3) Федеральный классификационный каталог отходов, утв. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"