Новые подходы к социальному страхованию в 2011 году
Переход в 2010 году внебюджетных фондов - пенсионного, социального и обязательного медицинского - на страховые принципы прошел практически незаметно. Пожалуй, лишь профессиональное сообщество в полной мере понимает, что теперь страховое обеспечение застрахованных граждан осуществляется только за счет страховых взносов, иными словами, ресурс для выплат ограничивается суммой поступлений страховых взносов. Вероятно, именно поэтому обнародованные цифры дефицита бюджета Фонда социального страхования РФ и меры по его устранению вызвали в обществе некоторый резонанс.
Дефицит ФСС - в чем причины?
За два последних года произошла заметная "разбалансировка" бюджета Фонда социального страхования РФ. Его дефицит сегодня составляет более 75 млрд. руб. И чтобы выплачивать пособия всем, кто имеет на них право, в 2011 году фонду необходимо ликвидировать дефицит и найти собственные резервы, поскольку страховые принципы не предполагают дотаций из государственной казны.
Чтобы понять причины дефицита бюджета ФСС, стоит вспомнить, что с переходом на страховые принципы увеличился размер пособий, но ставка отчислений страховых взносов в ФСС, в отличие от других внебюджетных фондов, осталась без изменений: как и прежде, она составляет 2,9% и снижена для таких плательщиков, как сельхозтоваропроизводители, организации, использующие труд инвалидов, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, а также имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны. Кроме того, в период экономического кризиса многие предприятия снизили свои отчисления, поскольку сократился фонд оплаты труда. При этом система начисления пособий, то есть расходы ФСС, в отличие от доходов сориентирована не на фонд оплаты труда, а на среднюю заработную плату, которая существенно выросла. В итоге, по данным Минздравсоцразвития России, сегодня Фонд социального страхования РФ собирает на одного застрахованного 6,6 тыс. руб., а тратит - 8 тыс. руб. в год. Совершенно очевидно, что нужны новые подходы к социальному страхованию, которые будут соответствовать новым принципам его работы.
Меры для обеспечения бездефицитности
Эти подходы были предложены при формировании представленного в Государственную думу РФ бюджета Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов. Он сверстан в строгом соответствии со страховыми принципами. Предусматривается, что средства федерального бюджета будут использоваться лишь на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов по обязательному социальному страхованию (5,37 млрд. руб.) и на выполнение государственных функций.
Бездефицитность бюджета ФСС, по замыслу разработчиков, предполагается обеспечить за счет следующего комплекса мер. Во-первых, распространить обязательное социальное страхование на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. В крупных организациях на выплаты по таким договорам приходится до 16% оплаты труда, на предприятиях среднего бизнеса - до 26%. Новая норма, с одной стороны, позволит повысить социальную защищенность этой категории граждан, поскольку до сих пор они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. С другой стороны, бюджет ФСС, по расчетам его специалистов, получит на этом дополнительно 3,7 млрд. руб., а по мнению экспертов Минздравсоцразвития - не менее 7 млрд. руб. Кроме того, это даст возможность унифицировать базу для начисления страховых взносов во все страховые фонды.
Во-вторых, вводится начисление пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам из среднего заработка не за 12 месяцев работы, как это происходит сейчас, а за два календарных года, предшествующих страховому случаю. Логика этой меры основана на том, чтобы учитывать не краткосрочный, а устойчивый заработок, с которого поступали взносы. Предполагается, что для стабильно работающих и страхующихся граждан ухудшений не произойдет, но зато эта мера позволит исключить случаи злоупотребления правом как со стороны работодателя, так и со стороны работника, и будет более справедливой с точки зрения возмещения утраченного дохода и принципа эквивалентности страхового возмещения уплаченным взносам.
Третья новация, заложенная в бюджете ФСС, касается изменения трудового стажа при определении размера пособия. Основа для этой новации - изменения в законодательстве, по которым с 2007 года при определении процентной ставки пособия учитывается не непрерывный трудовой стаж, а страховой, включающий все периоды трудовой деятельности, в том числе и отпуск по беременности и родам, военную службу и т.д. Авторы предлагаемой меры исходили из того, что сегодня 80% застрахованных граждан имеют право на получение пособия в размере 100% заработка, и это не способствует стремлению работников скорее выздороветь и возвратиться на работу. Поэтому предлагается повысить "стажевые пороги" следующим образом: выплачивать 60% заработка тем, кто проработал не менее 8 лет (сейчас - 5 лет), 80% - при стаже от 8 до 15 лет, 100% - при стаже от 15 лет (сейчас - 8 лет). Эта норма должна сэкономить 10,6 млрд. руб.
И, наконец, четвертая новация в социальном страховании - оплата пособий по нетрудоспособности за счет средств ФСС не с третьего дня, как сейчас, а с четвертого. По мнению экспертов Минздравсоцразвития, эта мера будет экономически стимулировать работодателей обеспечивать своим работникам безопасные и комфортные условия труда, что в свою очередь позволит снизить заболеваемость. Кроме того, это должно усилить контроль работодателя за обоснованностью больничных листов. При этом, считают эксперты, если уровень заболеваемости в результате принятых работодателем мер будет ниже среднего, его расходы будут сопоставимы с теми, которые он несет сейчас при оплате первых двух дней больничного листа.
Итоги дискуссии
Последние три новации встретили неоднозначную реакцию и в Государственной думе РФ, и в среде работодателей, и у граждан. Насколько оправданны и единственно возможны предложенные решения? Это предмет отдельной дискуссии. В Государственной думе их обсуждение состоялось при внесении законопроекта. Фракция "Единая Россия" создала специальную рабочую группу, которая провела ряд консультаций с Правительством РФ, профсоюзами и работодателями. В результате родился компромиссный вариант, который должен позволить сбалансировать бюджет ФСС и избежать резких изменений для тех, кого он страхует.
Так, останутся прежними "стажевые пороги", повышение которых могло бы привести к снижению размеров пособий по временной нетрудоспособности для значительного числа застрахованных граждан. Как и раньше, чтобы получить максимальное возмещение по больничному листу, нужно будет отработать не менее 8 лет. Кроме того, исходное положение законопроекта о расчете пособия по временной нетрудоспособности на основе заработка, полученного не за один, а за два года, предшествующих страховому случаю, будет дополнено мерами, учитывающими особенности исчисления пособий для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Представители правительства при обсуждении этого пункта согласились с тем, что при введении новой нормы нужно обратить особое внимание на защиту материальных интересов семей с детьми и откорректировать предложенную формулу.
В итоге бюджет ФСС на 2011 год спланирован с учетом названных позиций. Его оптимизация позволяет провести предусмотренную индексацию пособий. В частности, среднедневной размер пособия по беременности и родам увеличится с 413,69 до 438,30 руб., размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет - с 4634,95 до 5547,30 руб. Впервые предусмотрен в соответствии с требованием 130-й Конвенции Международной организации труда минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности на уровне минимального размера оплаты труда.
В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохранится прежний порядок формирования расходов и доходов. Тариф страхового взноса по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составит 0,51%. Будут проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции максимальный размер ежемесячной страховой выплаты (до 52 740 руб.) и сумма, с которой исчисляется единовременная страховая выплата (до 68 586 руб.). Также предусмотрен рост расходов на медицинскую реабилитацию пострадавших на производстве.
Г.Н. Карелова,
заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ
по бюджету и налогам
"Бюджет", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджет"
Ежемесячный финансово-экономический журнал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Издательский Дом "Бюджет"
Свидетельство о регистрации печатного СМИ: ПИ N ФС 77 - 50718 от 17.07.2012 года.
Редакция:
107078, Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1.
подъезд 6, а/я 104
Тел.: (495) 632-23-22, 628-47-88,
тел./факс: 628-35-08
Представителем автора публикаций в журнале "Бюджет" является издатель.