Исчисление косвенных налогов в Таможенном союзе
В статье освещаются основные положения косвенного налогообложения в Таможенном союзе, в частности, ставки налогов, налоговая база; порядок и сроки уплаты НДС и акцизов, представления налоговой декларации, ответственность за нарушение правил применения косвенного налогообложения и правовые основы информационного обмена между налоговыми органами, необходимого для администрирования косвенных налогов во взаимной торговле.
Общие положения
С введением Таможенного союза порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при импорте и экспорте изменился. Правовой основой их регулирования с 01.07.2010 являются следующие документы:
- Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" в редакции от 11.12.2009 (далее - Соглашение о принципах косвенных налогов от 25.01.2008);
- Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (далее - Порядок об экспорте и импорте товаров);
- Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Порядок налогообложения работ и услуг).
С этой даты Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 09.10.2000 "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле", Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" (далее - Соглашение от 15.09.2004), Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 23.03.2007 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" (далее - Протокол от 23.03.2007) будут применяться только в той мере, в которой их положения совместимы с Соглашением о принципах косвенных налогов от 21.01.2008.
НДС
НДС - налог внутреннего пользования. Ставки НДС в каждой стране - участнике Таможенного союза остаются свои, и НДС уплачивается в национальные бюджеты. Например, российское налоговое законодательство предусматривает ставки НДС в размере 0, 10, 18% (ст. 164 НК РФ). В Казахстане и Белоруссии - другие ставки. Различный уровень ставок НДС на взаимоотношения в рамках Таможенного союза влияние не окажет, так как действует зачетный метод, принцип "страны назначения" без участия таможенных органов, который позволяет при экспорте товаров применять нулевую ставку.
Вместе с тем в отношении налогового регулирования в Таможенном союзе предусмотрена возможность каждой из стран устанавливать собственные ставки косвенных налогов. Поэтому не исключается возможность сближения национального налогового законодательства стран-партнеров по Таможенному союзу в части выравнивания ставок налогов.
Принципы взимания НДС в Таможенном союзе с 01.07.2010 заключаются в следующем.
Во-первых, при экспорте товаров на территорию другого государства - члена Таможенного союза, как правило, применяется нулевая ставка НДС. Правом на применение нулевой ставки по НДС обладает налогоплательщик государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары. Он же имеет право на вычеты в обычном порядке, как если бы товары были экспортированы за пределы Таможенного союза.
Во-вторых, при импорте товаров налоги взимаются налоговыми органами государства, на территорию которого ввозятся товары, по ставке, действующей в государстве-импортере.
В-третьих, при выполнении работ, оказании услуг НДС перечисляется в том государстве, территория которого признается местом реализации работ или услуг.
Новый порядок во многом повторяет положения Соглашения от 15.09.2004 и Протокола от 23.03.2007. Рассмотрим новые положения более детально.
...при экспорте товаров
Особенности налогообложения товаров при экспорте регулируются ст. 2 Соглашения о принципах косвенных налогов от 25.01.2008, а порядок уплаты косвенных налогов и механизмы контроля за их уплатой - ст. 1 Порядка об экспорте и импорте товаров.
1. При экспорте товаров (перемещении товаров между странами-участницами) применяется нулевая ставка НДС. Условием освобождения являются: документальное подтверждение факта экспорта и подача в налоговые органы установленных документов.
Перечень документов, которые представляются в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС, остался почти тем же, что и в Соглашении от 15.09.2004. К перечню относятся:
- договор поставки товаров на экспорт и все изменения к нему;
- документы, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера;
- документы, подтверждающие факт перемещения товаров на территорию другого государства - члена Таможенного союза. В отношении транспортных, товарно-сопроводительных документов уточнено, что они должны быть предусмотрены законодательством государства, из которого товар вывозится, а также должны подтверждать, что товар переместился именно из одного государства в другое. Если в каких-то случаях перемещения товаров данным государством не предусмотрены товарно-сопроводительные документы, то и представлять их не надо;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов покупателем (по установленной форме) вместо ранее представлявшейся ГТД;
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС.
Заявление должно быть составлено по форме, приведенной в приложении 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза. Оно содержит 20 реквизитов, аналогичных реквизитам ГТД. Заявление состоит из трех разделов и приложения: первый и третий разделы заполняет сам налогоплательщик, а второй обязателен для заполнения налоговым органом.
В первом разделе указываются продавец и покупатель товара, наименование товара, а также его количество и стоимость. Кроме того, указываются налоговые ставки, налоговая база, сумма налогов и т.д. Раздел имеет 20 основных количественных и качественных показателей (граф), обязательных для заполнения.
Во втором разделе должна стоять отметка о регистрации заявления при представлении в налоговый орган и отметка налогового органа об уплате косвенных налогов.
Третий раздел содержит данные о продавце, комитенте, доверителе или принципале, а также о покупателе, комиссионере, поверенном или агенте. Как и в первом разделе, в строках "Покупатель" или "Продавец" для налогоплательщиков Республики Беларусь указывается УНП (учетный номер плательщика), для налогоплательщиков Республики Казахстан - РНН (регистрационный номер налогоплательщика), либо БИН (бизнес-идентификационный номер), либо ИИН (индивидуальный идентификационный номер), для налогоплательщиков Российской Федерации - ИНН/КПП (идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет) (Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов).
Если продавец или покупатель не являются резидентами Республик Беларусь, Казахстан или Российской Федерации, а товар перемещается между названными государствами, в графах "Продавец" и "Покупатель" указываются реквизиты лиц, отгружающих (получающих) товары в Республиках Беларусь, Казахстан или Российской Федерации.
Заявление должно представляться налогоплательщиком на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде в налоговый орган по месту постановки на учет.
Заявление обязательно должно быть подписано руководителем организации или ее представителем и главным бухгалтером или индивидуальным предпринимателем. Полномочия представителя должны быть подтверждены в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.
Заявление первоначально подготавливает импортер другого государства - члена Таможенного союза в свой налоговый орган на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде. Два экземпляра с отметкой налогового органа того государства он передает своему контрагенту-экспортеру, а тот включает их в число подтверждающих документов. Об этом говорится в п. 1 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, которые являются Приложением 2 к Протоколу об обмене.
На бумажном заявлении должна стоять отметка о том, что покупатель товаров оплатил в стране-импортере косвенный налог. Такую отметку ставит налоговый орган того государства-члена Таможенного союза, где находится покупатель - импортер товаров. Таким образом, применение ставки НДС 0% возможно только при исполнении налоговых обязательств контрагента, без этого экспортер не сможет принять свой входящий НДС к вычету.
Минфин России приказом от 26.07.2010 N 80н утвердил Порядок проставления налоговыми органами отметок на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Федеральная налоговая служба РФ в своем в письме от 13.08.2010 N ШС-37-2/9030@ разъяснила отдельные вопросы взимания косвенных налогов при импорте и экспорте товаров в Таможенном союзе. В данном письме разъяснения даны и в отношении заявления. Указано, что заявление представляется в налоговый орган по месту постановки на учет в четырех бумажных экземплярах и в электронном виде вместе с декларацией. Соответствие указанных в нем сведений данным декларации и иных документов проверяется в течение 10 рабочих дней. Если никаких нарушений не будет выявлено, то во втором разделе всех экземпляров ставится итоговая сумма НДС и акцизов (равна значениям граф 19 и 20). Отметка заверяется подписями ответственного должностного лица и руководителя и печатью налогового органа. Также приводятся даты завершения проверки документов и постановки отметки. Три экземпляра заявления с отметками передаются налогоплательщику, один остается в налоговых органах. При выявлении несоответствий налогоплательщику направляется отказ с приложением трех экземпляров заявления. В этом случае необходимо устранить нарушения и заново подать заявление.
ФНС России представила на своем сайте Программу подготовки заявлений налогоплательщика при уплате косвенных налогов в Таможенном союзе. На сайте ГНИВЦ ФНС доступна в данный момент версия 1.1 от 21.07.2010. Программа "ТС-Обмен НП" предназначена для подготовки заявлений налогоплательщика на бумажном носителе и в электронном виде для передачи в налоговые органы при взимании косвенных налогов в Таможенном союзе (Россия, Республика Беларусь, Республика Казахстан). На сайте ФНС РФ размещены инструкция по установке, аннотация к версии 1.0 и сам файл установки программного обеспечения.
Пример 1
Российский налогоплательщик экспортировал в Казахстан строительные материалы. Казахстанский импортер после бухгалтерского оприходования имущества до 20-го числа следующего месяца как получатель груза должен подойти в налоговую инспекцию по месту постановки на учет и заполнить налоговую декларацию и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, на котором делается отметка налогового органа. Как указано в п. 8 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров, импортеры представляют в налоговый орган заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде. Налоговый орган должен на всех бумажных заявлениях сделать отметки и вернуть налогоплательщику-импортеру три экземпляра.
Два экземпляра заверенного заявления импортер из Казахстана обязан направить российскому экспортеру по почте. Этот документ будет основным для подтверждения обоснованности применения экспортером нулевой ставки НДС (освобождения от уплаты акцизов).
Дублируют заявление и налоговые службы по каналам электронной связи.
Главное удобство в том, что на границе груз не останавливают. Товар не досматривают, заполнять таможенную декларацию не нужно. Импортер платит НДС по законодательству своей страны, а экспортер получает возврат налога, то есть нулевую ставку.
Собранный пакет документов должен быть представлен экспортером в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
Напомним, что в соответствии с Соглашением от 15.09.2004 срок представления документов составлял 90 дней для операций с Белоруссией. С Казахстаном норма о 180 днях действовала и прежде. Увеличение срока предоставления документов о подтверждении экспорта с 90 до 180 дней связано с тем, что нужно успеть представить заявление партнера с отметкой налоговой службы страны назначения.
2. Если комплект подтверждающих применение нулевой ставки документов не будет представлен в установленный срок, то НДС необходимо уплатить по ставке 10 или 18% за тот налоговый период, на который приходится дата отгрузки. Таковой признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя товаров или первого перевозчика (п. 3 ст. 1 Порядка об экспорте и импорте товаров). То есть как и по внутренним правилам, установленным НК РФ, исчисление косвенных налогов производится по внутренним ставкам страны-экспортера с одновременным применением налоговых вычетов.
В случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов, уплаты таких налогов с нарушением установленного срока, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленном законодательством государства-экспортера, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.
Если налогоплательщик в дальнейшем представит соответствующие документы, уплаченные суммы косвенных налогов подлежат вычету (зачету), возврату. При этом суммы пеней, штрафов, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат.
3. Вопрос о возмещении НДС при экспорте товаров между странами - участницами Таможенного союза решается следующим образом. Налогоплательщик вправе получить налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства - члена Таможенного союза, применяемом в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы Таможенного союза.
Налоговые органы страны-экспортера осуществляют возмещение НДС по экспорту товаров на основании информации, полученной от налоговых органов страны-импортера, без подтверждения таможенными органами факта осуществления экспорта.
4. Экспортерам внутри Таможенного союза разрешено осуществлять расчеты в неденежной форме, если законодательством государства, где зарегистрирован экспортер, разрешено такое прекращение обязательств по договорам.
Еще один важный нюанс, о котором договорились страны - расчеты отныне могут быть не только в денежной форме или бартером, но и путем зачета однородных требований при различных формах завершения хозяйственных операций, которые допускают национальные законодательства. Иными словами, если российская компания поставила белорусской организации товар, а взамен получила другой товар по встречной поставке, то необходимости перегонять деньги со счета на счет для целей получения нулевой ставки НДС нет. Два договора можно соединить и произвести взаимозачет требований и получить нулевую ставку на экспорт.
5. Разрешается не представлять в налоговый орган документы, подтверждающие факт экспорта, если они были ранее представлены с налоговой декларацией по НДС.
Кстати, если покупатель российского товара, находящийся в Белоруссии или Казахстане, перечислил предоплату, то НДС с него платить не надо. Ведь в комментируемых документах особая процедура не прописана. Тогда согласно ст. 7 НК РФ следует руководствоваться российским законодательством. А по правилам п. 1 ст. 154 НК РФ предоплата, полученная в счет предстоящих экспортных поставок, от НДС освобождена.
При экспорте товаров в Белоруссию и Казахстан счета-фактуры оформляют в общем порядке (п. 3 ст. 169 НК РФ). Но регистрировать их в налоговой инспекции с 1 июля 2010 г. не нужно. В Соглашении и Протоколе требование об отметках налоговиков в счетах-фактурах отсутствует (письмо ФНС России от 13.08.10 N ШС-37-2/9030@). Однако в письме отмечено, что налоговые органы вправе по просьбе налогоплательщиков (их представителей) проставлять отметки на счетах-фактурах в отношении товаров, экспортированных на территорию Республики Беларусь и Республики Казахстан.
...при импорте товаров
Особенности налогообложения товаров при импорте регулируются ст. 3 Соглашения о принципах косвенных налогов от 25.01.2008, а порядок уплаты косвенных налогов и механизмы контроля за их уплатой - ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров.
Основные принципы уплаты НДС в случае импорта товаров остались те же, что и в Соглашении от 15.09.2004.
1. Установлено, что налоги подлежат уплате на территории страны-импортера (в которой товар будет находиться в свободном обращении). Налоги взимаются налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщика-импортера собственника товаров, включая тех, кто применяет специальные режимы налогообложения и не уплачивает НДС. Собственником товара является лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусмотрен договором.
Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства. Иными словами, суммы НДС при импорте исчисляются налогоплательщиком по внутренним налоговым ставкам своего государства. В РФ в данной ситуации применяются пп. 2 и 3 ст. 164 НК РФ.
Налоговая база у налогоплательщика определяется на дату принятия на учет импортированных товаров исходя из его стоимости, которой признается цена сделки, подлежащая перечислению поставщику согласно условиям договора.
Импортер самостоятельно представляет налоговую декларацию в налоговые органы и уплачивает НДС до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.
Начиная с декларации за июль 2010 г., импортерам следует сдавать налоговую декларацию по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) по специальной новой форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н. Этим же приказом утвержден и порядок заполнения декларации. Декларацию можно подать на бумажном носителе, в том числе по почте, а также с приложением дискеты (магнитного диска) либо отправить по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде.
При импорте одновременно с налоговой декларацией представляется пакет документов, предусмотренных в п. 8 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров. Это:
- договоры (контракты), в соответствии с которыми осуществляется импорт товаров, в т.ч. посреднические, если они заключались;
- документы, подтверждающие факт перемещения товаров на территорию другого государства - члена Таможенного союза;
- документы, подтверждающие фактическую уплату косвенных налогов по импортируемым товарам (если иное не предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза);
- заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде.
- счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза при отгрузке товаров, если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством.
Также в определенных случаях требуется представление нового документа - информационного сообщения поставщика товаров о лице, у которого было приобретено данное имущество. Это сообщение представляется, если товары были отгружены с территории одного государства, а контракт был заключен с компанией другого государства (подп. 6 п. 8 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров). Данное информационное сообщение должно содержать: номер, идентифицирующий лицо в качестве налогоплательщика; полное наименование налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя); место нахождения (жительства) налогоплательщика; номер и дату договора (контракта); номер и дату спецификации. В случае представления информационного сообщения на иностранном языке обязательно наличие перевода на русский язык.
2. Суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по импортируемым товарам, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства, на территорию которого импортированы товары.
Право на вычет есть только у плательщиков НДС (ст. 171 НК РФ). Если организация освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС или применяет специальный налоговый режим, то сумму НДС, начисленную при ввозе имущества на территорию РФ, она включает в фактическую себестоимость этого имущества.
Пример 2
В рамках Таможенного союза российское предприятие импортирует зерно из Казахстана. Российский налогоплательщик - собственник товаров перечисляет НДС своему налоговому органу.
Российская организация - импортер должна до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, уплатить косвенные налоги и представить в налоговый орган по месту нахождения соответствующую декларацию с приложением заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и первичных документов, подтверждающих ввоз товаров.
Заявление является документом, подтверждающим как уплату косвенных налогов при ввозе товаров, так и совершение оборотов по экспорту, облагаемых по нулевой ставке, НДС по которым подлежит возврату из бюджета. Оно представляется в четырех экземплярах. Налоговый орган должен на всех из них сделать отметки и вернуть налогоплательщику-импортеру три экземпляра, два из которых он обязан направить экспортеру из другого государства - члена Таможенного союза.
Сумму уплаченного в российский бюджет НДС российский налогоплательщик вправе поставить к вычету.
По мнению автора, бухгалтерские записи у коммерческой организации - плательщика НДС могут быть следующими:
Дебет счета 41 Кредит счета 60 - получены товары от поставщика;
Дебет счета 19 Кредит счета 68 - отражена задолженность по уплате НДС в бюджет при ввозе товаров из Республики Казахстан;
Дебет счета 68 Кредит счета 51 - уплачен НДС в бюджет;
Дебет счета 68 Кредит счета 19 - принят к вычету НДС, уплаченный в бюджет по данным операциям.
3. Следует отметить, что Порядок об экспорте и импорте товаров не устанавливает особенностей уплаты обязательных платежей при транзите товара и не освобождает от перечисления налогов при ввозе товаров для переработки с целью последующего вывоза продуктов переработки за пределы Таможенного союза.
Налоговая база при ввозе на территорию одного государства - члена Таможенного союза с территории другого государства - члена Таможенного союза продуктов переработки определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья (п. 2 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров). То есть в этом случае уплачивает налог импортер, а экспортер, предъявив договор на переработку давальческого сырья, подтверждает свое право на применение нулевой ставки. О том, как подтвердить обоснованность применения нулевой ставки по работам по переработке давальческого сырья, сказано в ст. 4 Порядка налогообложения работ и услуг. Об этом положении мы поговорим в соответствующем разделе статьи.
4. Отдельно следует сказать о ситуации возврата некачественных импортированных товаров. Если импортные товары были приняты на учет в месяце их ввоза и в этом же месяце были возвращены из-за ненадлежащего качества, то такие товары в налоговую декларацию не включаются.
Если же налогоплательщик вернул товары по истечении месяца, в котором они были приняты на учет, то в этом случае необходимо будет представить уточненную декларацию (п. 9 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров).
Напомним, что реэкспортировать некондицию можно в течение целого года с момента выпуска товара для внутреннего потребления (п. 2 ст. 297 ТК ТС). Согласно ст. 299 ТК ТС российский покупатель должен представить на таможне документы:
1) об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки);
2) о неисполнении условий внешнеэкономической сделки;
3) о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
4) об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
5. Также обращаем внимание читателей на новые положения, установленные в подп. 2 п. 8 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров. Переплату НДС с реализации товаров на территории России можно зачесть в счет перечисления "импортного" налога. В этом случае выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, не представляется. Отметим, что Соглашение от 15.09.2004 возможность проведения такой операции не предусматривало, что вызывало многочисленные споры налогоплательщиков с налоговыми органами.
6. В пп. 1.1-1.5 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров приведены некоторые особенности уплаты косвенных налогов в различных ситуациях. При этом, в частности, допускается возможность, что плательщиком становится комиссионер, поверенный или агент.
7. Обращаем внимание читателей на письмо Минфина России от 27.05.2010 N 03-07-09/31. Как известно, графа 10 счета-фактуры "Страна происхождения" заполняется при реализации импортных товаров (подп. 13 п. 5 ст. 169 НК РФ, приложение 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914).
При этом, как установлено в п. 1 ст. 30 Таможенного кодекса РФ, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. Под страной происхождения товаров может пониматься не только отдельная страна, но и группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны.
Исходя из этих положений в Минфине, и об этом свидетельствует указанное письмо, заключили, что при заполнении счета-фактуры в графе 10 можно указать Таможенный союз стран, например, Европейский союз (Евросоюз). Предъявленный по такому счету-фактуре НДС покупатель может заявить к вычету.
...при лизинге товаров и товарном кредите
В Порядке об экспорте и импорте товаров предусмотрены некоторые особенности подтверждения правомерности применения нулевой ставки при вывозе товаров по договору лизинга, предусматривающему переход права собственности на товары к лизингополучателю, а также по договору товарного кредита (товарного займа). Это новые положения, ранее такие сделки не регулировались, а нулевая ставка предоставлялась в двух случаях: когда на счет экспортера поступали валютная выручка либо товар по бартеру.
1. Лизинг.
1.1. При вывозе товаров (предметов лизинга) с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов (п. 9 ст. 1 Порядка об экспорте и импорте товаров).
Условие освобождения - представление в налоговый орган соответствующих документов. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 1 Порядка об экспорте и импорте товаров в целях подтверждения нулевой ставки, лизингодатель представляет выписку банка, подтверждающую фактическое поступление лизингового платежа (в части возмещения первоначальной стоимости предмета лизинга).
Налоговая база по НДС по экспортируемому, вывозимому лизинговому имуществу определяется на дату получения каждого лизингового платежа в размере части первоначальной стоимости предметов лизинга, но не более фактически полученного платежа (п. 9 ст. 1 Порядка об экспорте и импорте товаров). Это очень удобно: платить НДС не на всю стоимость поставленного товара, техники, а по частям.
При этом "входной" НДС по экспортированному лизинговому имуществу принимается к вычету лишь в той части такого имущества, которая приходится на стоимость предметов лизинга по полученному лизинговому платежу.
1.2. При ввозе товаров по договору лизинга налоговая база определяется в размере части стоимости предмета лизинга, предусмотренной на дату ее оплаты договором, независимо от фактического размера и даты осуществления лизингового платежа (п. 3 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров). Лизинговый платеж в иностранной валюте пересчитывается в национальную валюту по курсу центрального (национального) банка государства - члена Таможенного союза на дату, соответствующую моменту (дате) определения налоговой базы.
При импорте лизингового имущества налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится срок платежа по договору (пп. 7 и 8 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров). Декларация представляется за месяц, в котором наступает срок лизингового платежа, предусмотренный договором (контрактом) лизинга, в отношении товаров (предметов лизинга). Если в отчетном месяце срок лизингового платежа не наступил, декларацию представлять не надо.
2. Товарный кредит.
2 .1. При экспорте, вывозе имущества по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) также применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров.
Для подтверждения нулевой ставки при предоставлении товарного кредита налогоплательщик-экспортер вместо выписки банка должен представить документы, подтверждающие импорт товаров, приобретенных им по данной сделке. Получается, что собрать необходимые документы займодавец сможет только после возврата займа.
Налоговая база будет определяться как стоимость передаваемых товаров, указанная в договоре. При ее отсутствии - как стоимость согласно товаросопроводительным документам. Если же стоимость не указана и там, то в расчет будут приниматься данные бухгалтерского учета. Для обеспечения полноты уплаты налогов п. 10 ст. 1 Порядка об экспорте и импорте товаров предусматривает возможность определения цены сделки в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ.
2.2. Стоимость импортных товаров, полученных по договору товарного кредита, определяется так же, как и при экспорте (п. 2 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров).
...при выполнении работ, оказании услуг
Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с Порядком налогообложения работ и услуг (ст. 5 Соглашения о принципах косвенных налогов от 25.01.2008). Новый порядок налогообложения работ и услуг в целом повторяет положения действующего Протокола от 23.03.2007.
Порядком налогообложения работ и услуг, в частности:
- установлен единый порядок определения места реализации работ (услуг) в целях избежания двойного обложения НДС;
- закреплен перечень документов, подтверждающих факт выполнения работ (оказания услуг), и порядок их представления в налоговые органы;
- установлен особый порядок применения НДС в отношении услуг по переработке давальческого сырья;
- расширен перечень работ (услуг), местом реализации которых признается место нахождения покупателя.
Порядок налогообложения работ и услуг выделяет следующие виды услуг и дает их определения (ст. 1):
- аудиторские услуги - услуги по проведению аудита бухгалтерского учета, налоговой и финансовой отчетности;
- бухгалтерские услуги - услуги по постановке, ведению, восстановлению бухгалтерского учета, составлению и (или) представлению налоговой, финансовой и бухгалтерской отчетности;
- дизайнерские услуги - услуги по проектированию художественных форм, внешнего вида изделий, фасадов зданий, интерьеров помещений; художественное конструирование;
- инжиниринговые услуги - инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ их результатов);
- консультационные услуги - услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в т.ч. налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом;
- маркетинговые услуги - услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы;
- научно-исследовательские работы - проведение научных исследований, обусловленных техническим заданием заказчика;
- опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы - разработка образца нового изделия, конструкторской документации для него или новой технологии;
- рекламные услуги - услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме;
- услуги по обработке информации - услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;
- юридические услуги - услуги правового характера, в т.ч. предоставление консультаций и разъяснений, подготовка и экспертиза документов, представление интересов заказчиков в судах.
В Протоколе от 23.03.2007 такие определения не были приведены.
В соответствии со ст. 2 Порядка налогообложения работ и услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Определение места реализации работ и услуг осуществляется следующим образом:
1) если осуществление работ и услуг непосредственно связано с недвижимым/движимым имуществом, находящимся на территории государства - члена Таможенного союза, или если это имущество отдано в аренду, то местом реализации работ, услуг признается территория данного государства;
2) если при осуществлении работ, услуг используются транс портные средства, находящиеся на территории государства - члена Таможенного союза, то местом реализации также признается территория данного государства;
3) если на территории государства - члена Таможенного союза оказываются услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, спорта и т.п., то территория данного государства является местом реализации работ и услуг;
4) если налогоплательщиком государства - участника Таможенного союза приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы; работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных*(1); услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя, то местом реализации признается территория данного государства.
Эти же положения применяются: при передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав.
Кроме того, выделены новые виды услуг, которые ранее особо не оговаривались в Протоколе от 23.03.2007. Это дизайнерские услуги и опытно-технологические работы. Данные работы и услуги облагаются НДС в России, если они приобретаются российскими налогоплательщиками-заказчиками (подп. 4 п. 1 ст. 3 Порядка налогообложения работ и услуг).
В остальных случаях место реализации признается по месту выполнения работ, оказания услуг налогоплательщиком (плательщиком) соответствующего государства.
Однако обращаем внимание на налогообложение оборотов по передаче движимого имущества в аренду (лизинг): местом реализации услуг по передаче в аренду (лизинг) движимого имущества (за исключением транспортных средств) признается государство нахождения арендатора (лизингополучателя), а по передаче транспортных средств - государство нахождения арендодателя (лизингодателя).
Если налогоплательщиком (плательщиком сборов) выполняются, оказываются несколько видов работ, услуг и реализация одних работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ, услуг, то местом реализации вспомогательных работ, услуг признается место реализации основных работ, услуг (ст. 5 Порядка налогообложения работ и услуг).
Для подтверждения места реализации работ и услуг подаются такие документы, как договор (контракт) на выполнение работ и оказание услуг, документы, подтверждающие выполнение работ и оказание услуг, иные документы, предусмотренные законодательством государства - члена Таможенного союза.
Следует отметить, что новый порядок налогообложения работ и услуг не предусматривает особенностей налогообложения ремонта транспортных средств. Теперь данные работы будут облагаться по месту нахождения движимого имущества (подп. 2 п. 1 ст. 3 Порядка налогообложения работ и услуг).
Статья 4 Порядка налогообложения работ и услуг определяет порядок налогообложения НДС переработки сырья, вывезенного из России в Беларусь или Казахстан с последующим вывозом продуктов переработки в другие страны. В данном случае работы облагаются НДС в том же порядке, что и экспорт товаров. Мы уже говорили, что при этом налоговая база определяется как стоимость переработки давальческого сырья (п. 2 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров). Предусмотрен особый комплект документов, который необходим для подтверждения обоснованности нулевой ставки (п. 2 ст. 4 Порядка налогообложения работ и услуг). В него входят: договор на переработку; документы, подтверждающие выполнение работ; документы, подтверждающие вывоз давальческого сырья; заявление о ввозе и уплате налогов с отметкой налогового органа; таможенная декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки; иные документы.
...специальная налоговая декларация
Начиная с декларации за июль 2010 г., импортерам из Белоруссии и Казахстана следует сдавать налоговую декларацию по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) по специальной новой форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н. Этим же приказом утвержден и порядок заполнения декларации.
Новую декларацию должны представлять организации и индивидуальные предприниматели - российские импортеры, на которых возложена обязанность по исчислению, уплате в бюджет НДС и акцизов по немаркируемым подакцизным товарам. Причем налогоплательщики единого налога при УСН, ЕСХН и ЕНВД не освобождаются от обязанности уплаты налога при импорте товаров и представления декларации.
Документ подается ежемесячно в налоговые органы по месту постановки на учет налогоплательщиков в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга).
Уточненные декларации подаются при обнаружении неточностей или ошибок.
Декларация включает в себя титульный лист и два раздела - "Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, импортированных на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза" и "Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет в отношении подакцизных товаров, импортированных на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза". Кроме того, имеется приложение к декларации "Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара".
Титульный лист и первый раздел декларации заполняют все налогоплательщики, принявшие на учет в отчетном месяце импортированные товары, или у которых в отчетном месяце наступил срок лизингового платежа, предусмотренный договором (контрактом) лизинга. А вот второй раздел и приложение включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации только если налогоплательщик осуществляет соответствующие операции.
Декларацию можно подать на бумажном носителе, в том числе по почте, а также с приложением дискеты (магнитного диска) либо отправить по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде.
Приказом ФНС России от 05.08.2010 N ЯК-7-6/374@ утвержден формат представления в электронном виде.
...в переходный период
18 июня 2010 г. Комиссия Таможенного союза ЕврАзЭС установила в решении от 18.06.2010 N 293 переходные положения. Установлено, что если соответствующий таможенный режим или процедура по таким товарам не были завершены до 01.07.2010, то НДС и акцизы перечисляются таможенным, а не налоговым органам.
Это положение касается уплаты косвенных налогов по товарам, ввезенным в Россию из Казахстана. Оно не распространяется на случаи ввоза товаров в Россию из Белоруссии, так как и до вступления в силу Соглашения о принципах косвенных налогов от 25.01.2008 соответствующие обязательные платежи перечислялись также налоговым органам (п. 1 раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, приложение к Соглашению от 15.09.2004).
Комиссия определила также переходные положения о товарах, предварительно задекларированных импортером до 01.07.2010, а отгруженных экспортером уже после этой даты. В такой ситуации для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов экспортер не сможет представить Заявление об уплате косвенных налогов, поскольку импортер на момент декларирования товаров еще не был обязан оформлять указанное заявление (подп. 3 п. 2 ст. 1 Порядка об экспорте и импорте товаров). Поэтому вместо заявления экспортер представляет копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение.
Акцизы
Принципы взимания акцизов в Таможенном союзе с 01.07.2010 заключаются в следующем.
Согласно ст. 1 Соглашения о принципах косвенных налогов от 25.01.2008 при перемещении товаров между странами-участницами при экспорте товаров применяется освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов). Правом на освобождение обладает налогоплательщик государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары.
В целях исчисления акцизов по подакцизным товарам, произведенным из собственного сырья, датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя (получателя) товаров.
Объем товаров, ставки акцизов, действующие на дату передачи вывозимых в государства-участники подакцизных товаров, а также суммы акцизов подлежат отражению в соответствующей налоговой декларации по акцизам.
Условием освобождения является документальное подтверждение факта экспорта и представление в налоговые органы установленных документов. Документы (контракт, банковские документы о поступлении выручки) подаются одновременно с налоговой декларацией. Документы не представляются с соответствующей налоговой декларацией по акцизам, если они были представлены с налоговой декларацией по НДС.
В случае непредставления в налоговый орган Заявления налоговый орган вправе принять (вынести) решение об освобождении от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза, при наличии в налоговом органе одного государства - члена Таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства - члена Таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождение от уплаты косвенных налогов).
При выполнении работ, оказании услуг акцизы перечисляются в том государстве, территория которого признается местом реализации работ или услуг.
Налоговая база для обложения акцизами товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) о переработке давальческого сырья, определяется как объем, количество (иные показатели) подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо как стоимость подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов (п. 4 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров).
По подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья, датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-участника, на территории которого произведены подакцизные товары.
При импорте товаров на территорию одного государства-участника с территории другого государства-участника косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).
Налог взимается налоговыми органами государства, на территорию которого ввозятся товары, по ставке, действующей в государстве-импортере. Согласно ст. 3 Соглашения о принципах косвенных налогов от 25.01.2008 и п. 1 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров при ввозе в Россию товаров из Белоруссии и Казахстана российский импортер перечисляет акцизы налоговому органу.
Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.
В п. 4 ст. 202 НК РФ указано, что сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиками, осуществляющими первичную реализацию подакцизных товаров, происходящих и ввезенных с территории государств - участников Таможенного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве), определяется в соответствии со ст. 194 НК РФ.
Налоговая база определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных подакцизных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы подакцизные товары).
Декларация представляется плательщиками акцизов (по немаркируемым подакцизным товарам) в налоговые органы по месту учета. Срок - до 20-го числа месяца, следующего за принятием товаров на учет. Начиная с декларации за июль 2010 г., импортерам следует сдавать налоговую декларацию по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) по форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н. Декларация представляется за месяц, в котором осуществлено принятие на учет у налогоплательщика импортированных товаров.
При этом заполняется второй раздел "Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет в отношении подакцизных товаров, импортированных на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза", а также приложение к декларации "Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара". Приложение к декларации заполняется в отношении подакцизных товаров, ставка акциза на которые установлена в расчете на безводный этиловый спирт, а также по автомобилям легковым и мотоциклам.
Уплата акцизов по маркируемым подакцизным товарам производится в сроки, установленные законодательством государства-импортера.
Свободные экономические зоны
Особые (специальные, свободные) экономические зоны (далее - СЭЗ) действуют во всех трех государствах Таможенного союза, и в подходе к налогообложению товаров, ввозимых на их территории, есть существенные различия.
В ст. 3 Соглашения о принципах косвенных налогов от 25 января 2008 г. указано, что особенности уплаты косвенных налогов при импорте в СЭЗ устанавливаются отдельными между народными договорами. Они будут регулировать вопросы функционирования СЭЗ, определения порядка налогообложения товаров, ввозимых на территории СЭЗ, и таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
18 июня 2010 г. по данному вопросу были приняты следующие документы:
- Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны";
- Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада".
Согласно данным международным договорам порядок взимания косвенных налогов при ввозе товаров, установленный ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров, не распространяется на товары Таможенного союза, помещенные под таможенные процедуры СЭЗ и свободного склада.
Соответственно для подтверждения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов экспортер таких товаров должен предоставить вместо Заявления о ввозе товаров копию таможенной декларации, заверенную таможенным органом.
Данные правила содержатся в ст. 21 Соглашения "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны" и ст. 18 Соглашения "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада".
Рассматриваемые соглашения подлежат ратификации. ФТС России телетайпограммой от 02.07.2010 N ТФ-576 информировало таможенные органы, что данные соглашения применяются в отношении контрагентов из Казахстана с 01.07.2010 г. В отношении Белоруссии они будут применяться после их ратификации в Республике Беларусь.
Ответственность налогоплательщиков
За нарушение импортером срока подачи декларации по импортированному товару теперь предусмотрена ответственность, установленная национальным законодательством (п. 9 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров). Иными словами, налогоплательщик может быть оштрафован по правилам ст. 119 НК РФ. Отметим, что в Соглашении от 15.09.2004 такая ответственность прямо не была установлена.
Если импортированные товары, ввезенные по льготному налогообложению, использованы налогоплательщиком в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено освобождение или иной порядок уплаты, импорт таких товаров облагается косвенными налогами в общем порядке.
При подаче экспортером документов по истечении установленного срока уплаченные суммы косвенных налогов подлежат вычету (зачету), возврату в соответствии с законодательством государства-участника, с территории которого экспортированы товары. Суммы пеней, штрафов, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат.
В случае неуплаты, неполной уплаты либо уплаты косвенных налогов с нарушением установленного срока при экспорте налоговый орган взыскивает их и пени в порядке и размере, установленных законодательством государства-участника, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств в соответствии с законодательством этого государства. Этот же порядок применяется, если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств-участников обмена информацией.
Споры и разногласия между государствами-участниками, связанные с толкованием и (или) применением Порядка об экспорте и импорте товаров и Порядка налогообложения работ и услуг, разрешаются путем консультаций или переговоров. При недостижении согласия в течение шести месяцев с момента начала таких консультаций или переговоров спор передается по инициативе любой из заинтересованных сторон на рассмотрение в суд ЕврАзЭС.
Информационный обмен между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза
Введение новых норм требует от налоговых органов государств - членов Таможенного союза улучшения качества налогового администрирования. Вопросы совершенствования процедуры подтверждения факта экспорта и упрощения процедуры возврата налога хозяйствующим субъектам вызывают необходимость в обеспечении информационного обмена между налоговыми органами государств - участников Таможенного союза.
Правовую основу обмена информацией между налоговыми органами составляют межведомственный Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 г., а также форма заявления и правила (порядок) заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, являющиеся приложениями к данному порядку. Документ размещен на http://www.tsouz.ru.
Протокол определяет порядок обмена информацией в электронном виде по каналам связи с применением средств ее защиты. Обмен информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств, осуществляется между налоговыми органами в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в виде файлов в соответствии с требованиями к составу и структуре информации в электронном виде. Обмен информацией осуществляется ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена отметка налогового органа на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Прием информации каждым из государств подтверждается уведомлением со стороны получателя в течение трех дней.
В случае представления налогоплательщиком в налоговые органы третьего экземпляра заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе и отсутствии его в электронном виде сторона - получатель информации направляет стороне-отправителю запрос о предоставлении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде. Сторона-отправитель не позднее 10 рабочих дней обязана направить стороне-получателю ответ на запрос в форме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов либо уведомление о его отсутствии. При этом взаимный обмен информацией по запросам осуществляется между сторонами по каналам связи ежемесячно не позднее 25-го числа. Ответ на запрос в форме заявления либо уведомление о его отсутствии направляется стороне-получателю не позднее 10 рабочих дней с момента получения запроса.
Таким образом, указанным Протоколом предусматривается процедура ежемесячного обмена информацией между налоговыми органами сторон о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - участников Таможенного союза, в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также взаимных запросов о предоставлении дополнительной информации.
Реализация этих процедур потребует создания электронной системы передачи данных и дополнительного технического оснащения налоговых служб, ведь передаваемые друг другу данные, в том числе заявления, содержат конфиденциальную информацию о налогоплательщиках.
В целях сохранения целостности и неизменности передаваемой информации, соблюдения интересов налогоплательщиков в части неразглашения или утечки информации из заявлений предусмотрено использование средств криптографической защиты. В настоящее время разрабатывается проект соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами, в котором предусмотрено использование электронной цифровой подписи. В будущем налоговыми органами планируется осуществлять обмен заявлениями только через информационные каналы, исключив бумажные носители.
Как покажет себя на практике новый порядок, до деталей отработанный, поддержанный тремя новыми соглашениями и протоколами о порядке взимания косвенных налогов, ратифицированный парламентами трех стран, узнаем уже совсем скоро. Когда Россия и Беларусь в 2005 г. переходили на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения, на притирку и обкатку нововведения ушло полгода.
Формирование Таможенного союза рассчитано на длительный период. Планируется, что с 01.07.2011 г. таможенные границы между Россией и Казахстаном, а также Россией и Белоруссией должны полностью исчезнуть. А с 1 января 2012 г. страны объединятся в Едином экономическом пространстве, на котором будут применяться единые принципы работы бизнеса. В течение этого срока будут поэтапно проводиться мероприятия, направленные на достижение целей Таможенного союза, в частности, запланировано принятие ряда соглашений по вопросам взаимодействия органов государственной власти, валютного регулирования, регулирования взаимоотношений коммерческих субъектов и др.
Новые условия работы в рамках Таможенного союза потребуют изменения антимонопольного регулирования.
В перспективе планируется введение единой валюты, аналогичной евро. Таким образом, возможно, будет создан не только таможенный, но и валютный союз. В этом случае функция денежной эмиссии, скорее всего, будет передана наднациональной структуре типа Центрального банка Таможенного союза. В связи с этим потребуются корректировки банковского и связанного с ним законодательства.
Л.И. Башкатова,
аудитор
"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Это соответствует подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru