Учетная политика по налогу на прибыль в 2011 году
В конце года каждая организация не только подводит предварительные итоги своей деятельности, но и строит планы на будущее. Нередко ей необходимо пересмотреть и скорректировать свою учетную политику. А вновь созданным организациям надо продумать и составить новую.
Что такое учетная политика для целей исчисления налога на прибыль? Можно ли ее изменять в течение года? Обязаны ли налогоплательщики сдавать копию приказа об учетной политике в налоговые органы? На эти вопросы вы найдете ответ ниже. Также будут показаны на примерах отдельные положения учетной политики.
Надеемся, что наша статья пригодится как начинающим, так и опытным бухгалтерам и специалистам по налоговому учету.
Общие принципы формирования и изменения учетной политики
В статье 313 НК РФ дано определение налогового учета - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.
Налоговый учет осуществляется в целях:
- формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
- обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Систему налогового учета налогоплательщик организует самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Определение учетной политики для целей налогообложения дано в п. 2 ст. 11 НК РФ (где содержатся определения институтов, понятий и терминов, используемых в кодексе). Так, в последнем абзаце данной нормы указано, что это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Обратите внимание на слова "выбранная совокупность допускаемых способов". Так, в определении указано на необходимость раскрытия в учетной политике позиции налогоплательщика по тем нормам, которые оставляют право выбора за ним.
Полагаем, что учетная политика не должна ограничиваться только этим. Организация должна выработать свой подход (и закрепить его в указанном документе) по вопросам, в отношении которых в налоговом законодательстве:
- установлены только общие нормы, а не конкретные способы исчисления налогов;
- содержатся противоречия и неясности;
- отсутствуют применяемые институты, понятия и термины и возникает необходимость их заимствования из тех отраслей права, в которых они определены.
Таким образом, формируя налоговую учетную политику, организация не только выбирает тот или иной вариант учета из предложенных гл. 25 НК РФ, но и (в случае противоречий и неясностей в налоговом законодательстве) вырабатывает свой способ определения доходов и расходов, тщательно обосновывая свой выбор и применяя термины и понятия, заимствованные из других отраслей права.
Если налогоплательщик подробно и аргументированно изложит в учетной политике не урегулированные законодательством положения, это поможет минимизировать его налоговые риски.
Ведь даже если налоговые органы будут возражать против той или иной методики учета налогоплательщика и захотят обратиться в суд, им надо будет предложить свою, что сделать не так просто.
Приказ об учетной политике
Учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Об этом прямо говорится в абз. 6 ст. 313 НК РФ. Приказ составляется в произвольной форме, например:
Общество с ограниченной ответственностью "Парус"
30.12.2010 | г. Москва |
Приказ N 319
об учетной политике
Приказываю:
1. Утвердить учетную политику ООО "Парус" для целей бухгалтерского учета и налогообложения согласно приложению к настоящему приказу.
2. Положения учетной политики обязаны исполнять все работники ООО "Парус", ответственные за ведение бухгалтерского и налогового учета, подготовку первичных документов.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера ООО "Парус" Баринову О.Ю.
Директор ООО "Парус" Царев /Ф.М. Царев/
Итак, учетную политику утверждают один раз при создании организации (хотя конкретные сроки утверждения учетной политики по налогу на прибыль для вновь созданной организации в НК РФ отсутствуют, полагаем, что все же это лучше сделать не позднее окончания отчетного периода, в котором создана организация). В следующие налоговые периоды ее дополняют или изменяют.
Внесение изменений
Налогоплательщик изменяет порядок учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения в соответствии с абз. 6 ст. 313 НК РФ в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. При этом решение о внесении изменений в учетную политику при изменении методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при обновлении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений его норм.
Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности (абз. 7 ст. 313 НК РФ).
Следовательно, налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях: в случае изменения законодательства о налогах и сборах или начала осуществления нового вида деятельности.
В остальных случаях изменения в учетную политику могут быть внесены только с начала нового налогового периода.
Представление организацией налоговой учетной политики в налоговые органы
Налоговое законодательство не содержит требования о представлении организацией налоговой учетной политики (и ее изменений) в налоговые органы. Однако напомним содержание двух норм ч. I НК РФ:
- пп. 6 п. 1 ст. 23 предусматривает обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- пп. 1 п. 1 ст. 31 говорит о праве налоговых органов требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
Полагаем, что учетная политика как раз является таким документом. Значит, налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы свою учетную политику, а налоговые органы вправе ее требовать только в рамках мероприятий налогового контроля, то есть если в отношении налогоплательщика проводится проверка. Другого механизма для истребования документов НК РФ не предусматривает.
Рекомендуемые правила при составлении учетной политики
Конечно, налоговая учетная политика составляется с учетом особенностей хозяйственной деятельности организации. Но все же мы сформулируем общие правила, которые рекомендуем соблюдать при ее написании.
Во-первых, из нескольких вариантов, допускаемых гл. 25 НК РФ, надо выбрать один, наиболее подходящий способ учета имущества или хозяйственной операции. Если законодательство не предусматривает возможности выбора того или иного варианта учета одной операции (имущества), то писать о таком способе не нужно.
Во-вторых, при формировании учетной политики следует указывать варианты учета только тех операций, которые организация совершает или собирается совершить в ближайшее время. Совсем не обязательно прописывать способы учета всех операций, по которым налоговое законодательство предоставляет право выбора. Если какая-то операция появится впервые, налогоплательщик может внести в учетную политику дополнения, которые начнут действовать сразу же.
В-третьих, если методика применения какого-либо способа не прописана в налоговом законодательстве, ее можно:
- позаимствовать из бухгалтерского учета. Например, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при продаже товаров налогоплательщику предоставлено право выбора одного из четырех методов списания товаров - по стоимости каждой единицы, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО), по средней стоимости. Порядок списания товаров первыми тремя методами вопросов не вызывает - он следует из названия. Что касается списания по средней стоимости, эту методику можно позаимствовать из бухучета и прописать в налоговой политике следующее: оценка товаров по средней себестоимости производится в порядке, аналогичном тому, который применяется в бухучете;
- разработать самостоятельно и отразить в учетной политике. Например, как в случае с учетом выручки от реализации продукции с длительным технологическим циклом изготовления (более года), когда договорами не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Согласно п. 2 ст. 271, ст. 316 НК РФ для целей налогообложения выручка должна распределяться с учетом принципа равномерности признания дохода. В главе 25 НК РФ не прописан порядок распределения, поэтому его нужно разработать самостоятельно.
В-четвертых, налогоплательщику стоит максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику. Это поможет избежать возникновения разниц по ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"*(1). Полностью сделать аналогичными два учета вряд ли удастся, ведь некоторые расходы, отражаемые в полном объеме в бухгалтерском учете, в налоговом подлежат нормированию.
Для сближения налогового и бухгалтерского учета необходимо установить одинаковые:
- методы списания сырья и материалов в производство и товаров при продаже;
- методы начисления амортизации по основным средствам;
- сроки полезного использования основных средств на основании Классификации ОС*(2);
- перечни затрат, включаемых в прямые расходы;
- правила учета резервов.
В-пятых, согласно ст. 313 НК РФ в случае, если в регистрах бухгалтерского учета недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета нужными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
И последнее. В учетной политике следует отразить и организационно-технические вопросы: составить график документооборота, привести формы первичных документов, по которым не установлены унифицированные формы, прописать порядок и сроки проведения инвентаризации.
Основные элементы учетной политики для целей исчисления налога на прибыль
Метод признания доходов и расходов
Если средняя сумма выручки организации (без НДС) за предыдущие четыре квартала не превышала 1 млн. руб. за квартал, то она имеет право выбирать метод определения доходов и расходов (п. 2 ст. 249, п. 1 ст. 273 НК РФ). Доходы и расходы определяются:
(или) по кассовому методу;
(или) по методу начисления.
Если выручка превышает этот предел, налогоплательщик вправе применять только метод начисления.
Порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей
Авансовые платежи по прибыли уплачиваются (п. 2 ст. 286 НК РФ):
(или) ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли;
(или) ежемесячно в течение каждого квартала в размере 1/3 фактически уплаченного авансового платежа за предыдущий квартал.
Напомним, что с 1 января 2011 года в соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ организации, у которых выручка за предыдущие четыре квартала не превышала в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (до 1 января 2011 года этот показатель составляет 3 млн. руб.).
Длительный технологический цикл
При выполнении работ (оказании услуг, продаже продукции) с длительным технологическим циклом*(3), если договорами не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), в учетной политике должен быть закреплен метод распределения выручки (дохода) (п. 2 ст. 271, ст. 316 НК РФ).
Выручка (доход) признается:
(или) равномерно (ежемесячно или ежеквартально) в течение срока действия договора;
(или) пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете;
(или) иным обоснованным способом.
Сырье и материалы
Метод оценки сырья и материалов при списании. Сырье и материалы при отпуске в производство списываются (п. 8 ст. 254 НК РФ):
(или) по стоимости каждой единицы;
(или) по средней стоимости;
(или) по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
(или) по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО) (имейте в виду, что с 1 января 2008 года этот метод в бухучете не применяется).
При этом в НК РФ не уточняется, должен налогоплательщик выбрать один из методов оценки в отношении всех материалов или может применить разные методы для оценки разнородных материалов. Если обратиться к бухгалтерскому учету (на основании ст. 11 и 54 НК РФ), то в нем подробно регламентируется порядок применения указанных методов и предусматривается использование одного метода по группе однородных материалов. Полагаем, что этот же порядок можно применять и в налоговом учете, закрепив его в учетной политике для целей налогообложения.
Амортизируемое имущество
Первоначальная стоимость амортизируемого имущества. С 1 января 2011 года амортизируемым будет считаться имущество с первоначальной стоимостью более 40 000 руб.*(4) (п. 1 ст. 256 НК РФ). Соответственно, под основными средствами в целях гл. 25 НК РФ будет пониматься часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 руб.*(5) (п. 1 ст. 257 НК РФ).
С нового года данная норма НК РФ будет отличаться от аналогичной нормы бухгалтерского учета. Напомним, что согласно п. 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"*(6) для целей бухгалтерского учета в составе материально-производственных запасов можно отражать активы стоимостью не более 20 000 руб. за единицу.
Таким образом, если налогоплательщик захочет сблизить два учета по этим активам, в учетной политике для целей бухгалтерского учета ему надо будет установить такую же, как в налоговом учете, предельную величину для признания имущества амортизируемым - 40 000 руб.
Метод начисления амортизации по всему амортизируемому имуществу. Амортизация по основным средствам и нематериальным активам начисляется (п. 1, 3 ст. 259 НК РФ):
(или) линейным методом;
(или) нелинейным методом по основным средствам, относящимся к 1-7-й амортизационным группам (то есть если организация выберет нелинейный метод, все равно по 8-10-й амортизационным группам амортизация будет начисляться линейным методом).
Менять нелинейный метод на линейный можно не чаще одного раза в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ)*(7).
Амортизация ОС, не указанных в амортизационных группах. Для этих видов основных средств срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ). Налоговый кодекс не поясняет, что надо понимать под техническими условиями и рекомендациями изготовителей. Полагаем, что в учетную политику для целей налогообложения может быть внесена следующая запись: срок полезного использования основных средств, не указанных в амортизационных группах, а именно ____ (приводится перечень соответствующих основных средств), устанавливается в соответствии с техническими условиями и рекомендациями изготовителей _____ (указать, какие именно технические условия и рекомендации изготовителей взяты за основу и какой срок полезного использования в соответствии с ними установлен).
Определение нормы амортизации по основным средствам, бывшим в эксплуатации, если применяется линейный метод. При этом норма амортизации определяется (п. 7 ст. 258 НК РФ):
(или) без учета срока эксплуатации ОС предыдущими собственниками. В таком случае срок полезного использования будет определяться по Классификации ОС как для нового ОС;
(или) с учетом данного срока.
При выборе второго варианта необходимо определить процедуру подтверждения предыдущим собственником срока использования основного средства. Возможно, потребуется разработка дополнительных способов учета в случае непредставления предыдущим собственником необходимых документов.
Амортизационная премия. Амортизационная премия по вновь приобретаемым основным средствам и капитальным вложениям (достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение, модернизация)*(8) (п. 9 ст. 258 НК РФ):
(или) не применяется;
(или) применяется.
Если организация выберет второй вариант, то в учетной политике необходимо указать размер амортизационной премии:
(или) единый для всех ОС;
(или) свой размер для каждой группы ОС;
(или) свой размер для каждого ОС.
Максимальный размер премии составляет:
- 10% - по ОС, относящимся к 1, 2-й амортизационным группам (срок использования от года до трех лет включительно) и к 8-10-й амортизационным группам (срок использования свыше 20 лет);
- 30% - по ОС, относящимся к 3-7-й амортизационным группам (срок использования свыше трех лет до 20 лет включительно).
В учетной политике можно указать, что амортизационная премия применяется, а конкретный размер (от 0 до 30%) устанавливается приказом руководителя индивидуально по каждому приобретенному основному средству.
Повышающие коэффициенты к основной норме амортизации в соответствии с п. 1, 2 ст. 259.3 НК РФ:
(или) не применяются;
(или) применяются.
Во втором случае указывается их размер по видам ОС (п. 3 ст. 258, п. 1, 2 ст. 259.3 НК РФ):
(или) не выше 2:
- по ОС любой группы при начислении амортизации линейным способом или по используемым для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности ОС 4-10-й групп при начислении амортизации нелинейным способом;
- по собственным ОС сельскохозяйственных организаций промышленного типа;
- по собственным ОС организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной или туристско-рекреационной ОЭЗ;
- по ОС, относящимся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность (перечень которых будет установлен Правительством РФ) или высокий класс энергетической эффективности;
(или) не выше 3:
- по лизинговым ОС, относящимся к 4-10-й амортизационным группам *(9);
- по ОС, используемым только для ведения научно-технической деятельности.
Понижающие коэффициенты к основной норме амортизации согласно п. 4 ст. 259.3 НК РФ:
(или) не применяются;
(или) применяются. В этом случае указывается размер коэффициента по видам ОС.
В учетной политике можно предусмотреть, что по вновь приобретаемым ОС размер коэффициента определяется приказом руководителя индивидуально по каждому ОС.
Налогоплательщикам, решившим применять понижающие коэффициенты, следует помнить, что при реализации такого амортизируемого имущества его остаточная стоимость определяется исходя из фактически применяемой нормы амортизации. То есть перерасчет налоговой базы на сумму недоначисленной (против общеустановленных норм) амортизации не производится.
Расходы на текущий и капитальный ремонт основных средств (ст. 260, 324 НК РФ):
(или) включаются в прочие расходы в размере фактических затрат в том отчетном периоде, когда были проведены работы по ремонту;
(или) списываются за счет созданного резерва на ремонт ОС.
Расходы на приобретение права на земельные участки
Расходы на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, включаются в прочие расходы отчетного (налогового) периода*(10) (пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ):
(или) равномерно в течение срока, который налогоплательщик определяет самостоятельно (но не менее пяти лет);
(или) в размере, не превышающем 30% налоговой базы предыдущего года, до полного признания всей суммы расходов.
Товары
Методы оценки покупных товаров при продаже. Товары при продаже и ином выбытии списываются (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ):
(или) по стоимости каждой единицы;
(или) по средней стоимости;
(или) по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
(или) по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО) (отметим, что с 1 января 2008 года этот метод в бухучете не применяется).
Формирование стоимости приобретения товаров. Покупная стоимость товаров определяется (ст. 320 НК РФ):
(или) исходя из цены, установленной договором (без учета расходов, связанных с их приобретением);
(или) исходя из цены, установленной договором, и расходов, связанных с приобретением товаров. Необходимо утвердить перечень этих расходов. Для сближения бухгалтерского и налогового учетов в покупную стоимость можно включать те же расходы, что и в бухучете (п. 6 ПБУ 5/01): на транспортировку, разгрузку, посредническое вознаграждение и др.
Выбранный порядок должен применяться в течение не менее двух лет.
Проценты по долговым обязательствам
Как следует из п. 1 ст. 269 НК РФ, фактически начисленные проценты признаются в расходах в размере, не превышающем предельную сумму, которая определяется двумя способами:
(или) исходя из среднего уровня процентов по долговым обязательствам, полученным налогоплательщиком на сопоставимых условиях. При выборе этого варианта надо указать критерии сопоставимости по срокам, объемам, способам обеспечения*(11);
(или) в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза (по обязательствам в рублях) либо в 0,8 раза (по обязательствам в иностранной валюте).
Прямые расходы
Перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг). В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг)*(12). Например, к прямым расходам могут относиться:
- расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (работ, услуг);
- расходы на оплату труда производственного персонала, а также относящиеся к ним суммы взносов в ПФР, ФСС, ТФОМС;
- суммы начисленной амортизации производственных основных средств;
- расходы на приобретение работ и услуг производственного характера.
Организация производит продукцию или выполняет работы. Устанавливается порядок ежемесячного распределения прямых расходов на стоимость НЗП и стоимость готовой продукции (выполненных работ) с учетом соответствия произведенных расходов стоимости изготовленной продукции (стоимости выполненных работ) (п. 1 ст. 319 НК РФ).
Например, при выполнении работ в качестве критерия, в соответствии с которым сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП и стоимость выполненных работ, можно принять:
(или) стоимость заказов по договорной стоимости;
(или) стоимость заказов по сметной стоимости;
(или) стоимость, формируемую на основании прямых расходов, непосредственно относящихся к этому заказу.
Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.
Если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения данных расходов с применением экономически обоснованных показателей:
(или) пропорционально заработной плате основных производственных рабочих;
(или) пропорционально материальным расходам;
(или) пропорционально выручке от реализации продукции (работ, услуг).
Организация оказывает услуги. Как следует из п. 2 ст. 318 НК РФ, налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки НЗП. Таким образом, сумма прямых расходов:
(или) сразу в полном объеме относится на уменьшение доходов этого периода без распределения на остатки НЗП (на остатки не принятых заказчиками услуг);
(или) распределяется на стоимость НЗП и стоимость оказанных услуг с учетом соответствия произведенных расходов стоимости оказанных услуг. Например, исходя из данных о прямых расходах, непосредственно относящихся к закрытым и незакрытым заказам.
Резервы
Резерв по сомнительным долгам (пп. 2 п. 2 ст. 265, ст. 266 НК РФ)*(13):
(или) не создается;
(или) создается.
Если налогоплательщик принял решение о создании этого вида резерва, ему необходимо определить порядок использования суммы резерва, не полностью использованной в текущем отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам. В данной ситуации возможны два варианта:
(или) сумма неиспользованного остатка включается в состав внереализационных доходов того отчетного (налогового) периода, в котором резерв не был использован;
(или) сумма остатка переносится на следующий отчетный (налоговый) период.
Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, по итогам работы за год. Названные резервы (ст. 324.1 НК РФ)*(14):
(или) не создаются;
(или) создаются. Тогда определяются:
- предельная сумма отчислений в резерв;
- ежемесячный процент отчислений в резерв от суммы созданного резерва.
Резерв на ремонт основных средств. Расходы на проведение текущего и капитального ремонта могут списываться за счет резерва*(15). Тогда в учетной политике следует указать:
- норматив отчислений в резерв. При этом предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт за последние три года;
- срок, в течение которого накапливаются средства для финансирования расходов на ремонт (один год или более года);
- периодичность проведения ремонта.
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Если условиями заключенных с покупателями договоров предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока, то резерв (ст. 267 НК РФ)*(16):
(или) не создается;
(или) создается. Тогда определяется максимальный размер отчислений в резерв.
Обособленные подразделения
Показатель для расчета сумм налога на прибыль в региональные бюджеты. Если у налогоплательщика имеются обособленные подразделения, в учетной политике следует установить показатель для расчета сумм налога на прибыль в региональные бюджеты (п. 2 ст. 288 НК РФ):
(или) расходы на оплату труда;
(или) среднесписочная численность работников.
Если организация при начислении амортизации основных средств применяет нелинейный метод, то она имеет право выбрать, какой показатель остаточной стоимости амортизируемого имущества будет учитывать при распределении налога на прибыль между обособленными подразделениями:
(или) по данным бухгалтерского учета;
(или) по данным налогового учета.
Наличие у налогоплательщика нескольких обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ. В такой ситуации надо указать порядок уплаты налога на прибыль в региональный бюджет (п. 2 ст. 288 НК РФ):
(или) прибыль распределяется по всем подразделениям, которые самостоятельно уплачивают налог в бюджет субъекта РФ;
(или) определяется доля прибыли, приходящаяся на все ОП, а налог уплачивается через одно подразделение. Указывается наименование этого подразделения. О порядке уплаты налога на прибыль через ответственное подразделение требуется уведомить налоговую инспекцию.
Ю.А. Белецкая,
эксперт журнала "Налог на прибыль: учет доходов и расходов"
"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 12, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н.
*(2) Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
*(3) Подробнее о выборе варианта учета рассказано в статье "Доходы будущих периодов в налоговом учете", N 6, 2010.
*(4) Изменения внесены Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
*(5) Поправка касается только амортизируемого имущества, вводимого в эксплуатацию после 1 января 2011 года. По амортизируемому имуществу, первоначальная стоимость которого составляет до 40 000 руб. и которое было введено в эксплуатацию до 1 января 2011 года, следует продолжать начислять амортизацию до полного погашения первоначальной стоимости объекта.
*(6) Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
*(7) О переходе с одного метода на другой и тонкостях применения нелинейного метода читайте в статье "Нелинейный метод: минусов больше, чем плюсов", N 2, 2009.
*(8) Подробнее об этом вопросе вы сможете узнать из статьи "Амортизационная премия", N 5, 2009.
*(9) По мнению автора, если основное средство, приобретаемое налогоплательщиком по лизингу, работает в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, то он может применять или "лизинговые" коэффициенты (не выше 3), или коэффициенты по условиям эксплуатации объекта (не выше 2). То есть коэффициенты в данном случае не перемножаются - ведь повышающие коэффициенты применяются только к основной норме амортизации.
*(10) О том, как организации выбрать из двух вариантов оптимальный для себя, можно прочитать в статье "Земельные" расходы, или Не пропустите приватизацию", N 11, 2010.
*(11) Подробнее о критериях сопоставимости можно прочитать в статье "Проценты по долговым обязательствам, полученным на сопоставимых условиях", N 3, 2010.
*(12) Более подробно на эту тему мы говорим в статье "Прямые и косвенные расходы: отражение в учетной политике", N 7, 2010.
*(13) Порядок формирования и использования этого вида резерва подробно описан в статьях "Спорные вопросы по "сомнительному" резерву", N 10, 2010; "Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам", N 4, 2008.
*(14) См. статью "Формируем в 2010 году резерв на оплату отпусков", N 2, 2010.
*(15) См. статью "Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств", N 8, 2009.
*(16) См. статьи "Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию", N 3, 2008; "Резерв по гарантийному ремонту: возможно ли создание по каждой единице продукции?", N 2, 2009.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"