Учет МПЗ в программе "1С:Упрощенка 8"
В статье С.Н. Постовалова, к.т.н., доцента Новосибирского государственного технического университета, и А.Ю. Постоваловой, ведущего бухгалтера ООО "НКЦ ИТР", подробно описаны способы отражения операций по учету материально-производственных запасов при применении УСН в конфигурации "1С:Бухгалтерия 8" (ред. 2) с учетом требований законодательства и различных вариантов учетной политики организации. Приведенные в статье механизмы действуют в отношении таких программных продуктов как "1С:Упрощенка 8" и "1С:Предприниматель 8".
Новые правила признания материальных расходов в налоговом учете при УСН вступили в силу еще 1 января 2009 года. Именно тогда "упрощенцам", применяющим в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", разрешили принимать к расходам затраты на материально-производственные запасы (МПЗ) по факту их оплаты и принятия к учету (ранее - до 2009 года - требовалось также, чтобы материалы были списаны в производство). О логической незавершенности этих изменений в законодательстве в "БУХ.1С" уже упоминалось*(1). В результате этой незавершенности ситуация сложилась следующая - с одной стороны признавать расходы по МПЗ до списания их в производство как бы можно. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ материальные расходы принимаются "в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения". Более того, в письме Минфина России от 27.10.2010 N 3-11-11/284 говорится о том, что даже "обязанность по ведению первичных документов по учету списания сырья и материалов в производство у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, отсутствует".
Но, с другой стороны, данный вид расходов все еще принимается "упрощенцами" в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль (п. 2. ст. 346.16 НК РФ). Это значит, что руководствоваться следует также и статьей 254 НК РФ. Ну, а пункт 5 статьи 254 НК РФ гласит: "сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца". Так что признавать в НУ для УСН затраты на приобретенные материалы, конечно, можно по факту их оплаты и принятия к учету. Но все равно каждый месяц из суммы уже принятых в НУ для УСН материальных расходов нужно сторнировать учетную стоимость материалов в незавершенном производстве (НЗП). Таким образом, нормативные требования к учету материалов при УСН непросты сами по себе. И, помимо этого, нужно правильно отражать операции по МПЗ в программе.
Ниже перечислены варианты учета МПЗ в зависимости от правил, установленных учетной политикой налогоплательщика (три варианта учетной политики).
Списание материальных расходов по факту их оплаты и принятия к учету. НЗП на конец месяца нет
Воспользоваться этим способом, к сожалению, смогут далеко не все пользователи программы. Только предприятия малого бизнеса, где нет отдельных складских подразделений; нет кладовщиков, ответственных за отпуск и хранение материалов; нет технологических особенностей производства, которые бы "удерживали" материалы и комплектующие в цехах до завершения тех или иных производственных циклов. Например, небольшая фирма по производству мебели, в которой работает несколько мастеров-сборщиков и где материалы и комплектующие территориально и организационно не отделены от производственного помещения. В этом случае и границы между 10-м и 20-м счетом, по сути, не столь принципиальны. Мастер решил собрать стол: взял столешницу, четыре ножки для стола. Собрал. В конце дня отчитался, какое изделие он изготовил, какие материалы и в каком количестве он использовал. Бухгалтер получил этот отчет и на его основании списал столешницу и четыре ножки с 10-го на 20-ый счет одновременно с оформлением выпуска готовой продукции - стола. В программе такая возможность реализована. В документе Отчет производства за смену есть специальная закладка Материалы. На ней как раз можно указать эти самые четыре ножки и столешницу. Тогда документ автоматически сформирует проводку Дебет 20 Кредит 10.01 на сумму использованных материалов.
В чем смысл такого варианта? Дело в том, основная проблема при списании материальных расходов при УСН - это необходимость сторнировать учетную стоимость материалов в НЗП из уже принятых в налоговом учете для УСН расходов. При вышеописанном порядке учета материалов НЗП не остается, поэтому расходы по НЗП можно смело принимать по факту оплаты и принятия к учету, сторнировать из суммы признанных материальных расходов просто нечего. Но повторимся, воспользоваться этим вариантом можно далеко не всем. В нашем примере сборщик является лицом, ответственным за материалы и комплектующие, и на этапе хранения, когда они числятся на 10-м счете, и на этапе производства (а так бывает не всегда). Собирал он всего лишь стол (а мог бы собирать сложную мебельную конструкцию с сопутствующей длительной обработкой пиломатериалов, и тогда эти материалы оставались бы в НЗП до завершения технологического цикла). Несмотря на ограничения в использовании данного варианта, приведем пример и последовательность его отражения в программе.
Пример 1
В ООО "Мебель для всех", занимающимся производством мебели, 01.10.2010 купили материалы на сумму 30 000 руб. : 2 шт. номенклатуры "Столешница серебристая" и 10 шт. номенклатуры "Ножка хромированная". Материалы были полностью оплачены 4 октября: столешницы стоили 5000 руб. с НДС, итого 10 000 руб., ножки - 2000 руб. с НДС, итого 2000 руб.
Порядок учета будет следующим.
1. Устанавливается учетная политика организации по расходам при УСН (меню Предприятие -> Учетная политика -> Учетная политика организаций). Условия признания материальных расходов задаем, как показано на рис. 1, т.е. должны быть сняты флаги Передача материалов в производство и Уменьшение расходов на остаток незавершенного производства.
"Рис. 1. Настройка параметров учетной политики организации"
2. По факту получения материалов от поставщика в программе оформляется документ Поступление товаров и услуг (меню Покупка -> Поступление товаров и услуг) с видом операции Покупка, комиссия (рис. 2).
"Рис. 2. Поступление материалов от поставщика"
В табличной части указываются поступившие материалы, их покупные цены. НДС от поставщика может быть включен в стоимость МПЗ (для этого нужно нажать кнопку Цены и валюта и установить флаг НДС включать в стоимость).
В колонке Расходы НУ должен быть выбран вариант Принимаются. В нашем примере к учету приняты столешницы на сумму 10 000 руб., в т.ч. НДС 1525,42 руб. и ножки на сумму 20 000 руб., в т.ч. НДС 3050,85 руб.
3. Для отражения оплаты за материалы оформляется документ Списание с расчетного счета с видом операции Оплата поставщику (меню Банк -> Банковские выписки). В нашем примере сумма платежа - 30 000 руб., в т.ч. НДС 4576,27 руб.
4. После этого в книге учета доходов и расходов (КУДиР) и налоговом учете для УСН расходы по приобретенным материалам должны полностью списаться, как показано в таблице 1. Первой записью принята к расходам покупная стоимость всех приобретенных материалов, второй записью - НДС 4576,27 руб. В итоге списались все 30 000 руб., затраченные на МПЗ.
Таблица 1. Книга учета доходов и расходов (материальные расходы принимаются по факту их оплаты и принятия к учету, остатка НЗП нет)
N п/п | Дата и номер первичного документа | Содержание операции | Доходы - всего | в т.ч. доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы | Расходы - всего | в т.ч. расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | N ХХ от 04.10.2010 | Списание с р/с: оплата поставщику "ООО "Бета" по договору "Поставки N 786 от 20.09.2010". Признаны расходы на приобретение ТМЦ. | 25 423,73 | 25 423,73 | ||
3 | N ХХ от 04.10.2010 | Списание с р/с: оплата поставщику "ООО "Бета" по договору "Поставки N 786 от 20.09.2010". Признаны расходы на приобретение ТМЦ (НДС) | 4576,27 | 4576,27 | ||
Итого за IV квартал | 30 000,00 | 30 000,00 | ||||
Итого за 2010 год | 30 000,00 | 30 000,00 |
5. Отражение передачи материалов в производство и оприходование готовой продукции происходит одновременно: при заполнении документа Отчет производства за смену (меню Производство -> Отчет производства за смену). Списание расходов в НУ для УСН не зависит от данного документа. При его заполнении на закладке Продукция перечисляется произведенная готовая продукция Стол письменный, а на закладке Материалы - использованные материалы (Столешница серебристая и Ножка хромированная). Если закладка Материалы "не видна", следует установить флаг Списать материалы.
Списание материальных расходов по факту их оплаты, принятия к учету и списания в производство
Усложним пример. Пусть исходные данные будут те же, но учетная политика предприятия предусматривает признание расходов на материалы только после их передачи в производство. Кроме того, на конец месяца останется НЗП.
Пример 2
Как и в предыдущем примере, в ООО "Мебель для всех" 01.10.2010 купили 2 шт. номенклатуры "Столешница серебристая" по 5000 руб./шт. и 10 шт. номенклатуры "Ножка хромированная" по 2000 руб./шт. Общая сумма - 30 000 руб.
Затем 4 октября материалы были оплачены, а 15 октября в производство были переданы обе столешницы и 8 ножек (по 4 ножки на каждую столешницу), 2 ножки остались на складе. 16 октября была выпущена 1 шт. готовой продукции - "Стол письменный". Второй стол в октябре изготовить не успели и на 31.10.2010 в НЗП осталась одна столешница и 4 ножки.
Второй "Стол письменный" изготовили в ноябре. Но в результате иных хозяйственных операций стоимость материалов в НЗП на 30 ноября составила 5000 руб.
Нужно отразить в НУ для УСН материальные расходы, учитывая то, что учетная политика не позволяет списывать их до передачи в производство.
Порядок учета будет следующим.
1. В учетной политике организации по признанию материальных расходов в НУ для УСН устанавливаются флаги Передача материалов в производство и Уменьшение расходов на остаток незавершенного производства.
2. По факту получения материалов в программе оформляется документ Поступление товаров и услуг (рис. 2).
3. Для отражения оплаты за материалы оформляется документ Списание с расчетного счета с видом операции Оплата поставщику.
4. Передача материалов в производство оформляется документом Требование-накладная (меню Производство -> Требование-накладная). В табличной части указывается список материалов, в колонке Расходы НУ - Принимаются (рис. 3). На закладке Счет затрат нужно выбрать счет с указанием всех Субконто. При проведении документа в БУ материалы спишутся с 10-го на 20-й счет методом ФИФО; в НУ для УСН расходы по ним будут приняты как "учитываемые при исчислении налоговой базы" и отражены в графе 7 КУДиР.
"Рис. 3. Передача материалов в производство"
В таблице 2 показаны записи в КУДиР. Сумма оплаты поставщику за материалы попала в графу 6 "Расходы всего". Из оплаченных 30 000 руб. в НУ для УСН признаны 26 000 руб. Почему? Потому что 2 шт. номенклатуры "Ножка хромированная" остались на складе, и признать расход по ним нельзя в соответствии с учетной политикой.
Таблица 2. Книга учета доходов и расходов (материальные расходы принимаются по факту их оплаты, принятия к учету и списания в производство)
N п/п | Дата и номер первичного документа | Содержание операции | Доходы - всего | в т.ч. доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы | Расходы - всего | в т.ч. расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | N ХХ от 04.10.2010 | Списание с р/с: оплата поставщику "ООО "Бета" по договору "Договор поставки материалов" | 30 000,00 | |||
2 | N ХХ от 15.10.2010 | Требование накладная на списание материалов со склада "Основной склад"; счет затрат 20.01 "Основное производство". Признаны расходы на приобретение ТМЦ | 22 033,90 | |||
3 | N ХХ от 15.10.2010 | Требование накладная на списание материалов со склада "Основной склад"; счет затрат 20.01 "Основное производство". Признаны расходы на приобретение ТМЦ (НДС) | 3966,10 | |||
Итого за IV квартал | 30 000,00 | 26 000,00 | ||||
Итого за 2010 год | 30 000,00 | 26 000,00 |
5. По факту выпуска готовой продукции в программе заполняется документ Отчет производства за смену. В нем должны быть отражены виды произведенной продукции и ее стоимость в ценах, принятых в учетной политике организации, например, в плановых ценах. В нашем примере в документе будет отражено оприходование одного "Стола письменного" на склад готовой продукции.
6. Но на этом наш пример не заканчивается. В соответствии с его условиями в НЗП остались комплектующие для сборки еще одного стола. Сумма НЗП = 2000 х 4 (ножки) + 5000 (столешница) = 13 000 руб. Эту сумму нужно сторнировать из уже признанных в НУ 26 000 руб.
Для этого сформируем документ Инвентаризация незавершенного производства за 31.10.2010 (рис. 4). (В учетной политике организации при этом должен быть выбран способ учета НЗП С использованием документа "Инвентаризация НЗП"). В документе нужно вручную ввести учетную стоимость материалов в незавершенном производстве: в нашем случае 13 000 руб., с указанием Подразделения затрат и Номенклатурной группы продукции, на которую расходуются эти материалы. В колонке Расходы НУ выбран вариант Принимаются.
"Рис. 4. Инвентаризация незавершенного производства"
7. Проводим регламентную операцию Закрытие месяца за октябрь. Нас интересует вид операции Исключение НЗП из состава мат. расходов УСН. В результате в КУДиР введенная нами сумма НЗП будет сторнирована из числа расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы (см. табл. 3).
Таблица 3. Книга учета доходов и расходов (материальные расходы принимаются по факту их оплаты, принятия к учету и списания в производство, при этом расходы уменьшаются на остаток НЗП на конец месяца)
8. Мы видим, что из оплаченных поставщику 30 000 руб. в октябре признано только 13 000 руб., при этом 13 000 руб. сторнированы.
Разумеется, не окончательно. Ведь это совершенно обоснованные, полностью оплаченные затраты, и они должны быть признаны в НУ для УСН. И программа "попытается" признать эти 13 000 руб. уже в следующем месяце, опять же при проведении регламентной операции Закрытие месяца за ноябрь 2010 года. Предварительно должен быть заполнен документ Инвентаризация незавершенного производства.
В соответствии с условиями нашего примера в НЗП на 30 ноября остались материалы на сумму 5000 руб. Эта сумма и должна быть указана в документе Инвентаризация незавершенного производства. Тогда после Закрытия месяца программа автоматически сформирует запись в КУДиР, показанную в таблице 4: в налоговом учете для УСН признаны расходы по номенклатурной группе "Офисная мебель" на сумму 8000 руб.
Таблица 4. Книга учета доходов и расходов (признание материальных расходов ранее отраженных в составе НЗП))
Откуда взялась эта сумма? Программа "рассуждает" так: в конце октября в НЗП оставались материалы на 13 000 руб. В конце ноября сумма НЗП сократилась до 5000 руб. Значит, выпустили какую-то готовую продукцию. Значит можно списать на расходы 13 000 - 5000 = 8000 руб. (Ну, а если бы в НЗП на конец ноября материалов вообще не осталось, то программа списала бы на расходы все 13 000 руб.)
Таким образом, на конец ноября 2010 года из уплаченных 30 000 руб. в налоговом учете признано 21 000 руб. Не учтены в составе расходов затраты на две ножки по 2000 руб. за 1 шт. (они остались на складе), а также НЗП за ноябрь - 5000 руб.
Списание материальных расходов по факту их оплаты и принятия к учету. Имеется остаток НЗП на конец периода
В чем главный недостаток предыдущего способа учета материалов? В том, что нам так и не удалось признать в НУ для УСН расходы на 2 шт. номенклатуры "Ножка хромированная", которые остались храниться на складе. С точки зрения НК РФ мы имеем на это полное право (ведь ножки полностью оплачены, приняты к учету) - но принятая в организации учетная политика не позволяет это сделать.
В действительности, если мы все-таки желаем списывать материальные расходы после получения и оплаты, не дожидаясь передачи материалов в производство, то со стороны программы "1С:Упрощенка 8" никаких к этому препятствий нет.
Этот вариант учета МПЗ не реализован автоматически (если попробовать установить в параметрах учетной политики флаг Уменьшение расходов на остаток незавершенного производства, то автоматически будет установлен флаг Передача материалов в производство) - но возможен при помощи "ручных" записей в КУДиР.
Проблемы в этом случае могут возникнуть только с определением самой суммы материалов в НЗП (ежемесячное проведение инвентаризаций - процесс трудоемкий!). Но делать это в любом случае придется, если НЗП вообще есть.
Таково требование законодательства. А отражение полученной суммы в программе - это всего лишь вопрос нескольких ручных записей в КУДиР.
Чтобы показать последовательность действий в программе, воспользуемся условиями примера 2, который был приведен выше, с условием, что учетная политика не требует передачи материалов в производство в качестве критерия признания расходов по ним в налоговом учете, однако требуется уменьшать произведенные расходы на остаток НЗП.
Порядок учета будет следующим:
1. В учетной политике организации по материальным расходам в НУ для УСН снимаем флаг Передача материалов в производство, т.е. для признания материальных расходов передача материалов в производство не требуется. Флаг Уменьшение расходов на остаток незавершенного производства автоматически снимется.
2-6. Пункты 2-6 заполняются аналогично предыдущему примеру.
Разница только в том, что все затраты на приобретенные материалы будут списаны в НУ на основании документа Списание с расчетного счета 4 октября в сумме 30 000 руб., как показано в таблице 5.
Таблица 5
7. После заполнения документа Инвентаризация незавершенного производства, в котором указана сумма НЗП на 30 октября (13 000 руб.), делаем ручную запись в КУДиР на эту сумму, но со знаком "минус".
Для этого нужно в главном меню Операции выбрать пункт Прочие операции, затем Записи книги учета доходов и расходов (УСН). Откроется окно Документы Запись книги учета доходов и расходов (УСН).
Следует добавить новую запись, как показано на рис. 5. После проведения документа сумма остатка материалов в незавершенном производстве будет сторнирована из признанных в налоговом учете для УСН расходов (см. запись N 3 в таблице 5).
"Рис. 5. Добавление записи в КУДиР "вручную"
8. В конце ноября 2010 года также нужно будет провести корректировку принятых в НУ для УСН расходов на сальдо материалов в НЗП.
Для этого потребуется провести несложный расчет по формуле:
Сумма в графе 7 КУДиР = (НЗП на последнее число прошлого месяца) - (НЗП на последнее число текущего месяца).
В нашем примере 13 000 - 5000 = 8000 руб. Именно на эту сумму нужно сделать ручную запись в КУДиР последним числом ноября. В результате, как показано в таблице 5, из оплаченных с расчетного счета 30 000 руб. на 30.11.2010 нам удалось списать на расходы в НУ для УСН 25 000 руб., тогда как при предыдущем варианте учета МПЗ мы списали только 21 000 руб. Это связано с тем, что при данной учетной политике мы смогли признать в НУ для УСН расходы по 2 шт. номенклатуры "Ножка хромированная", которые хранятся на складе (не в производстве!).
Пример, который мы привели, очень прост. В реальности же на складах производственных предприятий может храниться материалов намного больше. И, конечно, списание расходов по этим МПЗ по мере оплаты, вне зависимости от факта передачи в производство - в интересах "упрощенцев".
Заключение
Конечно, право выбирать учетную политику по признанию расходов на МПЗ в НУ для УСН остается за налогоплательщиком, но мы видим, что программа обладает достаточно гибкими возможностями для реализации самых разных вариантов.
С.Н. Постовалов,
к.т.н., доцент Новосибирского государственного технического университета
А.Ю. Постовалова,
ведущий бухгалтер ООО "НКЦ ИТР"
"БУХ.1С", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью А.А. Куликова "Новые правила признания материальных расходов при УСН: а что же изменилось?", опубликованную в номере 12 (декабрь) "БУХ.1С" за 2008 год, стр. 29.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667