Комментарий к Федеральному закону от 27.11.2010 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Изменены ставки по НДПИ и транспортному налогу.
В пункте 2 ст. 342 НК РФ указаны ставки, по которым рассчитывается НДПИ. Федеральным законом от 27.11.2010 N 307-ФЗ эти ставки индексируются в части нефти (обессоленной, обезвоженной и стабилизированной), а также при добыче горючего природного газа с учетом уровня ожидаемой инфляции в 2012-2013 годах.
Законодатели также повысили акцизы на нефтепродукты. Данное повышение является безусловным, а вот его компенсация для налогоплательщиков может не состояться. В качестве таковой указанным законом субъектам РФ предложено снижать ставки транспортного налога. Но воспользуются ли они этим. Когда данный номер журнала выйдет из печати, ответ уже будет известен. Ведь чтобы уменьшенные ставки транспортного налога могли вступить в силу в регионах с 01.01.2011, региональный законодательный орган должен принять решение до 01.12.2010.
Примечание. Федеральный закон от 27.11.2010 N 307-ФЗ опубликован в "Российской газете" 29.11.2010 и вступил в силу с 01.01.2011.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст. 360 НК РФ). Таким образом, законодатели поставили те субъекты РФ, которые решатся на снижение ставок транспортного налога, в довольно трудное положение. Действовать им надо было весьма оперативно.
Напомним, что согласно п. 2 ст. 362 НК РФ налоговые ставки, установленные Налоговым кодексом, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ не более чем в десять раз. Таким образом, снижение ставок гарантированно смогут почувствовать лишь в тех регионах, где они уже были максимально увеличены ранее.
Обратите внимание! Снижение ставок не коснется катеров, моторных лодок, яхт, гидроциклов, несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость, самолетов, вертолетов и других водных, парусно-моторных и воздушных судов.
Для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно никаких ограничений по снижению ставок теперь нет, в связи с чем они могут быть уменьшены до нуля.
М.В. Подкопаев,
редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 1, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"