Учетная политика для целей бухгалтерского учета предприятия общественного питания на 2011 год
Учетная политика как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета является одним из важных документов предприятия общественного питания. Цель "налоговой" учетной политики - выбор оптимального для предприятия способа формирования налоговой базы по уплачиваемым налогам, а одна из задач учетной политики для целей бухгалтерского учета - помочь в формировании полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой и внутренним, и внешним пользователям бухгалтерской отчетности. Рассмотрим наиболее важные моменты формирования "бухгалтерской" учетной политики.
Основные положения
Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности (п. 3 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете*(1)). Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"*(2)).
Формируется она главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета, а утверждается руководителем организации (п. 4 ПБУ 1/2008). В силу п. 8 ПБУ 1/2008, п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете учетная политика оформляется соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением и др.). При этом вместе с ней должны быть утверждены:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета согласно требованиям своевременности и полноты учета и отчетности. Разрабатывается он в соответствии с Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению";
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Напомним, что п. 5 ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 N 6 (действовавшего до 31.12.2008), требовал утверждать формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы*(3), и документы для внутренней бухгалтерской отчетности. Получается, что в настоящее время нужно утверждать все документы, используемые в хозяйственной деятельности, а также регистры бухгалтерского учета. Документы для внутренней отчетности необходимы для управленческого учета, форму и их содержание предприятие устанавливает самостоятельно исходя из своих потребностей, и также утверждает учетной политикой;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации. Документооборот организуется в соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29.07.1983 N 105;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Примечание. Напомним, рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз (п. 2 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете). За организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ответственность несет руководитель организации.
В соответствии с п. 5 ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики организации предполагается, что:
- активы и обязательства ее существуют обособленно от активов и обязательств ее учредителей и других организаций (допущение имущественной обособленности);
- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
- факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности);
- принятая учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики).
Также при формировании учетной политики необходимо обеспечить (п. 6 ПБУ 1/2008):
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности, а также своевременное отражение их в учете и в бухгалтерской отчетности (требования полноты и своевременности);
- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
- отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
- рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).
Способы оценки активов и обязательств
Если по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета законодательством РФ и (или) нормативными актами возможен выбор одного способа из нескольких, этот выбор необходимо отразить в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008). При отсутствии возможности выбора осуществляется разработка соответствующего способа исходя из ПБУ, а также из международных стандартов финансовой отчетности. При этом все остальные ПБУ (кроме ПБУ 1/2008) применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
Избранные способы ведения бухгалтерского учета применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения учетной политики, и всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения (п. 9 ПБУ 1/2008). Вновь созданная или возникшая в результате реорганизации организация оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица, и учетная политика считается применяемой со дня ее регистрации.
Утвержденные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями отчетности, должны быть раскрыты. Состав и содержание такой информации устанавливаются соответствующими ПБУ (п. 19 ПБУ 1/2008). При этом существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности не смогут достоверно оценить финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движения денежных средств (п. 17 ПБУ 1/2008). Если учетная политика сформирована исходя из допущений, отличных от п. 5 ПБУ 1/2008, то такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности (п. 19 ПБУ 1/2008). Также указывается на значительную неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущений непрерывной деятельности и однозначно описать, с чем она связана (п. 20 ПБУ 1/2008).
На некоторых способах оценки активов и обязательств мы остановимся более подробно.
Основные средства
По основным средствам предприятие общепита в учетной политике для целей бухгалтерского учета должно сделать выбор в отношении:
- начисления амортизации (линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)). Амортизация начисляется одним из этих способов по группе однородных объектов основных средств в течение всего срока их полезного использования (п. 18 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"*(4)). Если принимается решение начислять амортизацию способом уменьшаемого остатка, в учетной политике может быть предусмотрен для расчета коэффициент не выше 3 (п. 19 ПБУ 6/01);
- срока полезного использования. Он определяется исходя из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью, ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта или нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срока аренды) (п. 20 ПБУ 6/01). Также при установлении срока полезного использования можно руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1;
- переоценки. В силу п. 15 ПБУ 6/01 коммерческая организация может принять решение не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При принятии такого решения необходимо учитывать, что в последующем основные средства должны переоцениваться регулярно. В соответствии с п. 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств*(5) их переоценка производится путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам;
- стоимостного лимита. Согласно п. 5 ПБУ 6/01 активы, отвечающие условиям признания их основными средствами (п. 4 ПБУ 6/01), стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в составе МПЗ. В целях обеспечения сохранности данных объектов в производстве или при эксплуатации должен быть организован надлежащий контроль за их движением. В связи с этим предприятие может либо устанавливать такой лимит в учетной политике, либо нет.
К сведению. С 01.01.2011 согласно новой редакции п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ с 20 000 до 40 000 руб. повышается лимит стоимости имущества при отнесении его к амортизируемому (п. 20 ст. 2, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ). Новое положение распространяется на объекты амортизируемого имущества, введенные в эксплуатацию после 01.01.2011. В ПБУ 6/01 аналогичные изменения не внесены. Таким образом, в отношении "нового" имущества расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом не избежать.
Нематериальные активы
В отношении нематериальных активов при формировании учетной политики необходимо выбрать:
- способ начисления амортизации (линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)). Выбор осуществляется исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от возможной его продажи (п. 28 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"*(6)). Если данный расчет не является надежным, амортизация начисляется линейным способом. Также нужно учитывать, что по нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования (когда неизвестен период, в течение которого они будут приносить доход) амортизация не начисляется (п. 23 ПБУ 14/2007). При этом необходимо ежегодно проверять, не исчезли ли факторы, свидетельствующие о невозможности надежно определить срок полезного использования таких активов, а в случае их исчезновения - установить этот срок и начать начислять амортизацию (п. 27 ПБУ 14/2007). При начислении амортизации способом начисляемого остатка в учетной политике может быть предусмотрен в расчете коэффициент не выше 3 (п. 29 ПБУ 14/2007);
- проверять их на обесценение в порядке, определенном МСФО, или нет (п. 22 ПБУ 14/2007);
- проводить переоценку групп однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным их активного рынка, или нет (п. 17-19 ПБУ 14/2007). Если принимается положительное решение, такая переоценка в последующем проводится регулярно.
Материально-производственные запасы
Согласно п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"*(7) в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
- предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд организации.
Предприятие общественного питания в своей деятельности использует все три вида активов. В отношении МПЗ в учетной политике необходимо выбрать:
- каким образом будет оформляться приемка и оприходование поступающих материалов: путем составления приходных ордеров (по форме М-4 *(8)) или путем проставления на документе поставщика (счета, накладной) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере (п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов*(9));
- порядок учета материалов*(10): по фактической себестоимости их приобретения, по учетным ценам. В соответствии с п. 80 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в качестве учетных цен могут применяться: договорные цены, фактическая себестоимость по данным предыдущего месяца, планово-расчетные цены, средняя цена группы;
- оценку МПЗ (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) при отпуске их в производство и ином выбытии (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения (ФИФО)). Один из этих способов применяется исходя из допущения последовательности применения учетной политики (п. 16 ПБУ 5/01);
- единицу бухгалтерского учета (номенклатурный номер, партия, однородная группа и др.) (п. 3 ПБУ 5/01);
- каким образом будут учитываться транспортно-заготовительные расходы. Путем отнесения: на счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", на отдельный субсчет к счету 10 "Материалы" или непосредственно в фактическую себестоимость материалов (п. 83 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).
Товары и продукты
Товары являются частью МПЗ, в то же время существуют особенности их учета, которые необходимо отразить в учетной политике предприятия. Согласно п. 13 ПБУ 5/01 товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. При этом организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешается оценивать их по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок). Соответственно, в зависимости от выбранного метода розничное предприятие будет учитывать товары по покупным или продажным ценам. При втором способе, кроме счета 41 "Товары" применяется счет 42 "Торговая наценка".
Согласно Инструкции по применению Плана счетов предприятия общественного питания для обобщения информации о наличии и движении ТМЦ, приобретенных в качестве товаров для продажи, используют счет 41 "Товары". Соответственно, в отношении товаров, приобретенных у сторонних организаций для перепродажи (сигареты, алкогольные напитки и др.), предприятия общепита также вправе использовать второй способ (учет по продажным ценам). Что касается сырья (продуктов), то ни ПБУ 5/01, ни Инструкцией по применению Плана счетов их учет по продажным ценам не предусматривается. Такая возможность предоставляется Методикой учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм*(11) (далее - Методика учета), но при этом указывается, что учет продуктов и товаров с добавлением единой наценки целесообразнее вести в кладовых предприятий, относящихся к одному типу и классу (п. 4.1). В кладовых предприятий, имеющих в подчинении различные типы (ресторан, бар и др.) и классы (рестораны и бары подразделяются на три класса: люкс, высший и первый), учет следует вести без наценки.
Напомним, что Минфин в Письме от 29.04.2002 N 16-00-13/03 до утверждения соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) разрешил руководствоваться ранее утвержденными отраслевыми нормативами с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с принятыми позже нормативными документами по бухгалтерскому учету. Таким образом, предприятия общепита имеют право руководствоваться Методикой учета в части, не противоречащей действующим законодательным и нормативным актам.
Для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и других ценностей организации предназначен счет 10 "Материалы"*(12) (Инструкция по применению Плана счетов). Вместе с тем Методика учета рекомендует при наличии кладовой продукты и товары учитывать на счете 41 "Товары" (п. 4.6).
Таким образом, по мнению автора, предприятия общепита могут самостоятельно выбрать, на каком счете будут учитывать сырье (продукты) (на счете 10 или 41), закрепив выбранный порядок в приказе об учетной политике.
Доходы
Как известно, доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и на прочие доходы (п. 4 ПБУ 9/99 "Доходы организации"*(13)). Исходя из требований ПБУ 9/99, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения, организация должна самостоятельно установить, какие доходы являются доходами от обычных видов деятельности, а какие - прочими. Предприятия общественного питания в составе доходов от обычных видов деятельности, как правило, признают выручку от оказания услуг общественного питания, в составе прочих доходов могут учитываться, например, доходы от аренды.
Расходы
В аналогичном порядке необходимо установить, какие расходы являются расходами по обычным видам деятельности, а какие прочими (п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации"*(14)), определить перечень статей затрат, по которым будет организован учет расходов в бухгалтерском учете (п. 8 ПБУ 10/99).
Расходы будущих периодов
В соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ*(15) расходы будущих периодов могут учитываться в составе затрат в порядке, устанавливаемом организацией, в течение периода, к которому они относятся: равномерно, пропорционально объему выпускаемой продукции, иным способом. В учетной политике нужно указать применяемый способ.
Раздельный учет
Если предприятие в своей деятельности применяет два режима налогообложения (например, спецрежим в виде уплаты ЕНВД и ТСНО*(16)), то с помощью отдельных субсчетов бухгалтерского учета можно организовать соответствующий раздельный учет имущества и обязательств. Разработанный порядок необходимо отразить в учетной политике.
Спецодежда
В учетной политике следует отразить порядок учета стоимости спецодежды (исходя из сроков полезного использования, единовременно в момент передачи (отпуска) сотрудникам (срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев*(17)) (п. 21, 26 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды*(18)). Спецодежда, не принадлежащая организации, но находящаяся в ее пользовании или распоряжении, учитывается на забалансовом счете в оценке, предусмотренной в договоре, или в оценке, согласованной с собственником (п. 12 данного документа). Поскольку подходящего для этих целей забалансового счета План счетов бухгалтерского учета не содержит, бухгалтеру придется ввести его самостоятельно и закрепить для применения в учетной политике.
Резервы
Если предприятие решит создавать резервы, например, на предстоящую оплату отпусков работникам, на ремонт основных средств, данное решение необходимо отразить в учетной политике (п. 70, 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).
Кредиты и займы
В отношении кредитов и займов в силу п. 6, 8 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам"*(19) нужно решить, каким образом будут учитываться дополнительные расходы: равномерно в составе прочих в течение срока займа (кредитного договора) или в отчетном периоде их осуществления. Напомним, что дополнительными расходами по займам являются (п. 3 ПБУ 15/2008):
- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;
- суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора);
- иные расходы, непосредственно связанные с получением займов (кредитов).
Налог на прибыль
Субъекты малого предпринимательства должны отразить в учетной политике следующее: применяют они ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"*(20) или нет (п. 2 ПБУ 18/02). Организации, применяющие данное ПБУ, указывают в учетной политике, каким образом они отражают сумму отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства (в сальдированном (свернутом) виде или нет) (п. 19 ПБУ 18/02). В свернутом виде можно отражать только в том случае, если у организации имеются и отложенные налоговые активы, и отложенные налоговые обязательства и если они учитываются при расчете налога на прибыль.
Также в соответствии с п. 22 ПБУ 18/02 величину текущего налога на прибыль организация может определять:
- на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с п. 20, 21 ПБУ 18/02;
- на основе налоговой декларации по налогу на прибыль, что тоже необходимо отразить в учетной политике.
Изменение учетной политики
Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных п. 10 ПБУ 1/2008, п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете, а именно при:
- изменении законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета*(21), предполагающих более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенном изменении условий хозяйствования (например, в связи с реорганизацией, изменением видов деятельности).
Последствия изменения учетной политики организации, оказавшие или способные оказать существенное влияние на ее финансовое положение, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, необходимо оценить в денежном выражении (п. 13 ПБУ 1/2008). Такая оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Если нововведения вызваны изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, то их последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в соответствующем порядке, установленном законодательством РФ и (или) нормативным актом (п. 14 ПБУ 1/2008). При отсутствии такого порядка последствия отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью (п. 15 ПБУ 1/2008). При ретроспективном отражении исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. И заключается оно в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
Раньше такой пересчет должен был осуществляться минимум за два года (п. 21 ПБУ 1/98). Корректировка отражалась лишь в бухгалтерской отчетности, при этом никакие учетные записи не производились. Сейчас период, за который должна быть произведена корректировка, не установлен, но ограничен он пятью годами - продолжительностью хранения документов и бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете).
Если такая оценка в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно). Все изменения, существенно влияющие на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, в бухгалтерской отчетности раскрываются обособленно (п. 16 ПБУ 1/2008).
Нужно учитывать, что вносимые изменения должны быть обоснованны, оформлены приказами (распоряжениями) и вводиться с начала финансового года*(22) (п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете, п. 11, 12 ПБУ 1/2008). Об изменениях в своей учетной политике на следующий отчетный год организация должна объявить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности (п. 4 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете, п. 25 ПБУ 1/2008). При этом необходимо указать (п. 21 ПБУ 1/2008):
- причину и содержание изменения;
- порядок отражения последствий изменения в бухгалтерской отчетности;
- суммы корректировок, связанных с изменением, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
- сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.
При изменении учетной политики в связи с применением нормативного акта впервые или его корректировкой раскрывается также факт отражения последствий изменения в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом. Если раскрытие информации по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, отраженному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с ним, является невозможным, данный факт раскрывается вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики (п. 22 ПБУ 1/2008). Если нормативный акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния его применения на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором он начнет использоваться (п. 23 ПБУ 1/2008).
* * *
Итак, мы рассмотрели основные моменты формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета предприятия общественного питания. В следующем номере разберем порядок формирования учетной политики для целей налогового учета.
В.А. Кузнецова,
эксперт журнала
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(2) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н.
*(3) Документы, формы которых в альбомах унифицированных форм не предусмотрены, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.
*(4) Утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н.
*(5) Утверждены Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н.
*(6) Утверждено Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н.
*(7) Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н.
*(8) Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а.
*(9) Утверждены Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н.
*(10) Инструкция по применению Плана счетов.
*(11) Утверждена Роскомторгом 12.08.1994 N 1-1098/32-2.
*(12) При учете материалов по учетным ценам кроме счета 10 используются счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" (Инструкция по применению Плана счетов).
*(13) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н.
*(14) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н.
*(15) Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
*(16) Подробнее об этом читайте в статье Н.В. Лебедевой "Совмещение режима налогообложения в виде уплаты ЕНВД и ТСНО", N 11, 12, 2010.
*(17) Подробнее об этом читайте в статье Т.К. Любимцевой "Бухгалтерский учет специальной и санитарной одежды и обуви", N 6, 2009, стр. 23.
*(18) Утверждены Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 N 135н.
*(19) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 107н.
*(20) Утверждено Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н.
*(21) Утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, отличающихся по существу от фактов, имевших место ранее, или возникших впервые в деятельности организации, не считается изменением учетной политики (п. 10 ПБУ 1/2008). В данном случае речь идет о ее дополнении.
*(22) Если иное не обусловлено причиной такого изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"