Действия профсоюзов по защите прав работников при задержке выплаты заработной платы
1. Права и обязанности работников при задержке выплаты заработной платы
Серьезной проблемой как на государственных, так и на частных предприятиях остаются хронические задержки выплат заработной платы. По данным Росстата, на 1 сентября 2010 г. задержки по зарплате в России составляли 3,35 млрд. руб. и охватывали 170 тыс. человек. При этом значительная часть работодателей объясняет причину своей задолженности перед работниками, нередко многомесячной, финансовыми затруднениями, вызванными кризисом, имея в то же время на своих счетах достаточно средств, чтобы своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату.
Для того чтобы ответить на вопрос, какие действия могут (должны) осуществлять профком и сами работники по защите своих интересов при задержке выплаты заработной платы, необходимо обратиться к Трудовому кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ), другим федеральным законам, содержащим нормы о правах работников, профкома в данных обстоятельствах и об ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы.
Первоначально обратимся к тексту ст. 142 "Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику" ТК РФ. Дело в том, что название статьи не точно отражает ее содержание. Наряду с нормой, регламентирующей ответственность работодателя при задержке выплаты им заработной платы, в тексте статьи провозглашаются, что важно, права и обязанности работников в указанных обстоятельствах. Кроме того, приводится круг лиц, не имеющих права оставлять свои рабочие места в случае нарушения работодателем сроков выплаты заработной платы.
Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим кодексом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 142 ТК РФ).
В связи с приведенным текстом отметим следующее.
Работодатель и (или) его представители, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут за это ответственность согласно ст. 419 ТК РФ. Они привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
В частности, статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за:
- нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Согласно ст. 3.11 КоАП РФ, дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Отметим, что в 2009 г. к административной ответственности за нарушение законодательства об оплате труда было привлечено свыше 32 тыс. руководителей организаций. Из них 1038 руководителей лишились права занимать свои должности.
За нарушение работодателем законодательства о выплате заработной платы и иных выплат, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности либо повлекшее тяжкие последствия, предусмотрена уголовная ответственность согласно ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ):
- невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации, работодателем - физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет;
- то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, - наказывается штрафом в размере от ста до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Работодателю не следует забывать о том, что он несет перед работниками также материальную ответственность при нарушении им сроков выплаты заработной платы. Статьей 236 ТК РФ предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
По поводу применения положений ст. 236 ТК РФ постановлением Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2*(1) (п. 55) дано следующее разъяснение. "Если коллективным или трудовым договором определен размер процентов, подлежащих уплате работодателем в связи с задержкой выплаты заработной платы либо иных выплат, причитающихся работнику, суд исчисляет сумму денежной компенсации с учетом этого размера, при условии что он не ниже установленного статьей 236 ТК РФ.
Начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов".
В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (ч. 2 ст. 142 ТК РФ).
В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте (ч. 3 ст. 142 ТК РФ). Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу (ч. 4 ст. 142 ТК РФ).
В связи с приведенным текстом отметим, что в ст. 142 ТК РФ нет ответа на вопрос, подлежит или не подлежит оплате время, в течение которого работник приостанавливал работу в связи с задержкой выплаты ему заработной платы.
Тем не менее не исключена возможность того, что работодатель (его представитель) возьмет на себя определенные обязательства в части оплаты времени простоя работников, вызванного несвоевременной выплатой заработной платы. Вопрос может быть решен путем включения в коллективный договор соответствующих обязательств работодателя (его представителя) либо принятия им локального нормативного акта.
В ч. 2 ст. 142 ТК РФ приведены ограничения права работников на приостановление работы в связи с задержкой выплаты им заработной платы. Так, не допускается приостановление работы в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении.
Заметим, что такое ограничение прав распространяется на всех работников, занятых в организациях, а также у работодателей - индивидуальных предпринимателей, организующих свою деятельность на территориях, на которых в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении введено военное, чрезвычайное положение или введены особые меры; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах.
Отметим, что указанное выше ограничение прав работников распространяется на всех лиц, занятых в упомянутых выше органах, организациях и формированиях.
Работник имеет право обратиться в суд с иском к работодателю о выплате работнику задержанной заработной платы с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не менее одной трехсотой действующей в то время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки (ст. 236 ТК РФ) с индексацией сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов (п. 55 постановления ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).
Исковое заявление в суд целесообразно обосновать нарушением работодателем (его представителем) по отношению к истцу норм ТК РФ и признанных Россией норм международного права.
Обратимся к этим нормам.
1. Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (ст. 21 ТК РФ). В свою очередь работодатель (его представитель) обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором (ст. 22 ТК РФ).
Отметим, что согласно ст. 136 ТК РФ:
- заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором;
- для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы;
- оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
2. Согласно ст. 4 ТК РФ, принудительный труд запрещен. К принудительному труду относится, в частности, работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой со стороны работодателя (его представителя) применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере.
Из изложенного следует: если после 15-дневной задержки выплаты зарплаты (ст. 142 ТК РФ) работник письменно выразил намерение приостановить работу, но под угрозой со стороны работодателя (его представителя) применения какого-либо наказания, например увольнения, был вынужден продолжать работать, то имел место принудительный труд.
В подобных случаях имеет место нарушение не только нормы ст. 142 ТК РФ, но также норм п. 2 ст. 37 Конституции РФ и Конвенции МОТ N 105 "Об упразднении принудительного труда".
Принудительный труд работника по вине работодателя (его представителя) может стать причиной судебного иска работника к работодателю. Речь идет о возмещении работнику морального вреда, причиненного ему принудительным трудом, в порядке, установленном статьей 237 ТК РФ, согласно которой:
- моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением работника с работодателем (его представителем);
- в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
3. В соответствии со ст. 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи.
Отсюда следует, что, задерживая выплату заработной платы, работодатель (его представитель) тем самым нарушает право работника на достойное существование для него самого и его семьи, что также может стать предметом судебного иска работника к работодателю в соответствии со ст. 237 ТК РФ.
2. Возможные действия профсоюзного комитета при задержке выплаты заработной платы
При первых признаках задержки выплаты заработной платы председатель профкома (профком) должен потребовать от работодателя (его представителя) немедленно провести консультации для получения информации о причине задержки, финансовом состоянии организации и мерах, которые работодатель (его представитель) намерен осуществить для обеспечения своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы, погашения задолженности. Желательно в процессе консультаций совместно утвердить график погашения задолженности, если она достигла значительных размеров.
Право профкома на проведение консультаций с работодателем (его представителем) установлено частью 2 ст. 29, частью 1 ст. 53 ТК РФ, а право на осуществление контроля за соблюдением работодателем (его представителем) трудового законодательства - частями 1 и 2 ст. 370 ТК РФ.
Об итогах консультаций и переговоров с работодателем (его представителем) профком информирует работников и профсоюзный актив.
При задержке выплаты заработной платы на срок более 15 дней профком разъясняет работникам их право на приостановку работы в соответствии со ст. 142 ТК РФ. В дальнейшем, при продолжении невыплаты заработной платы, выбор профкомом тех или иных, наиболее эффективных форм действий зависит от конкретной ситуации.
В практике профкомов известны следующие действия.
1. Профком придает широкой гласности факт задержки (невыплаты) заработной платы работникам организации, используя в этих целях местные телевидение, радио и прессу; в установленном федеральным законом порядке организует и проводит собрания, митинги, пикетирование и другие коллективные действия. В результате таких действий работодатель попадает в поле зрения надзорных органов, исполнительных органов государственной и муниципальной власти, своих кредиторов, деловых партнеров, что для него крайне опасно, и может побудить возобновить выплату заработной платы, погасить задолженность перед работниками.
2. Профком имеет возможность привлечь руководителя организации к дисциплинарной ответственности согласно ст. 195 ТК РФ. В соответствии с указанной статьей работодатель руководителя организации обязан рассмотреть заявление профкома о нарушении им обязанности своевременно и в полном объеме выплачивать работникам заработную плату и сообщить профкому о результатах его рассмотрения. В случае если факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
3. Профком имеет возможность обратиться по уполномочию работников с соответствующим заявлением в органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (глава 57 ТК РФ).
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти (в настоящее время - Федеральная служба по труду и занятости) и его территориальных (субъектов Российской Федерации) органов - государственных инспекций труда.
Приведем пример работы государственной инспекции труда Саратовской области. В ходе проведения надзорно-контрольных мероприятий по обращению бывших сотрудников ЗАО "Фонон" ею были выявлены грубые нарушения трудового законодательства.
В ходе проверки установлено, что в ЗАО "Фонон", привлекшем по договору с Центром занятости населения троих сотрудников для выполнения общественных работ, не регламентированы порядок приема и увольнения, режим работы и время отдыха, права, обязанности и ответственность работников и работодателя. Вопреки установленному порядку увольнения сотрудников по собственному желанию они были уволены противозаконными приказами директора за несколько дней до даты, указанной в их заявлениях. Им не была выплачена заработная плата за два месяца, окончательный расчет в день увольнения не произведен.
Директору ЗАО "Фонон" было предписано устранить выявленные нарушения, а также выплатить уволенным сотрудникам полагающиеся денежные средства и компенсацию за каждый день задержки. На него был наложен штраф.
Повторная проверка выявила, что требования об устранении правонарушений не выполнены. По материалам, предоставленным государственной инспекцией труда в мировой суд Октябрьского района г. Саратова, вынесено постановление о дисквалификации директора ЗАО "Фонон" сроком на 1 год. Организация оштрафована на 15 000 руб. Трудовые права работников были восстановлены.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"*(2).
Так, в сентябре 2009 г. закончилось расследование уголовного дела по факту невыплаты заработной платы работникам. Руководителю Новочебоксарского ООО "Стройтеплоизоляция" было предъявлено обвинение в преступлении, предусмотренном частью 1 ст. 145.1 УК РФ: невыплата заработной платы свыше двух месяцев подряд.
По данным Следственного управления Следственного комитета (далее - СУ СК) при прокуратуре Российской Федерации по Чувашии, с декабря 2007 г. по июль 2008-го обвиняемый не выплачивал деньги 45 работникам организации более двух месяцев подряд. А отдельным работникам зарплата задерживалась до семи месяцев. В итоге сумма долга превысила 1 млн. руб. Между тем на расчетном счете организации имелись достаточные денежные средства для погашения задолженности по оплате труда. Однако они направлялись на погашение арендной платы за землю и выкуп земельных участков, а также на хозяйственные расходы и иные коммерческие цели предприятия, а также, как полагают следователи, на начисление и получение личной заработной платы и личные цели руководителя. Уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено для рассмотрения по существу мировому судье.
В целом по республике, по данным СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Чувашии на 7 сентября 2009 г. с начала года возбуждено 31 уголовное дело о невыплате заработной платы свыше двух месяцев подряд, пять из которых уже направлены в суд, по некоторым из них вынесены обвинительные приговоры.
4. Профком может обратиться в профсоюзную правовую инспекцию труда.
Правовые инспекции труда создаются в соответствии с ТК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"*(3), уставами Федерации независимых профсоюзов России (далее - ФНПР), ее членских организаций и Типовым положением о правовой инспекции труда, утвержденным постановлением Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-3.
Каждая правовая инспекция труда действует на основании Положения, утвержденного в установленном порядке полномочным органом соответствующей членской организации ФНПР.
Основными задачами правовой инспекции труда в том числе являются:
- осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений;
- юридическая защита трудовых прав и законных интересов членов профсоюзов (работников), а также профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы работников, а также профсоюзных организаций; приведение этих прав в соответствие законам, нормативным правовым актам, международным нормам, соглашениям, коллективным и трудовым договорам.
Для выполнения возложенных на инспекцию задач правовые инспектора труда в том числе:
- осуществляют проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, прав профсоюзов, выполнение ими условий обязательств, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями;
- добиваются устранения выявленных нарушений (в случае невыполнения представлений подготавливают и направляют материалы в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы с предложением применить к виновным соответствующие меры уголовного, административного, дисциплинарного воздействия);
- принимают участие в совместных с органами прокуратуры и федеральной инспекцией труда проверках соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права или регулирующих социально-трудовые отношения, права профсоюзов;
Правовые инспектора труда профсоюзов имеют в том числе право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений;
- в установленном порядке при предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение;
- беспрепятственно и бесплатно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей сведения, справки и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, иную информацию по социально-трудовым вопросам, относящуюся к предмету контроля;
- направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, контролировать их выполнение;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
5. В качестве крайней меры профком может инициировать через общее собрание (конференцию) работников коллективный трудовой спор - вплоть до проведения забастовки, которая является, безусловно, сильнейшей протестной акцией работников и профкома.
Профкому как представительному органу работников необходимо строго придерживаться порядка рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, определенного главой 61 ТК РФ (ст. 398-418).
6. В тех случаях, когда работодатель (его представитель) предлагает (навязывает) работникам компенсацию невыплаченной заработной платы выдачей каких-либо материальных благ, профком должен неуклонно руководствоваться статьей 131 ТК РФ и пунктом 54 постановления Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2.
Как следует из текста ст. 131 ТК РФ, оплата труда не в рублях может производиться в строго определенных случаях: в соответствии с коллективным договором или трудовым договором. Но и в этих случаях оплата не в рублях может производиться только по письменному заявлению работника.
Таким образом, оплата не в рублях индивидуализирована. Даже в тех случаях, когда такая форма оплаты труда предусмотрена коллективным договором и (или) трудовым договором, она должна производиться, как общее правило, всем работникам в рублях. Если же кто-то из них хочет получать заработную плату не в рублях, он должен подать соответствующее письменное заявление администрации организации. Однако и в этом случае доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% общей суммы заработной платы.
В связи с изложенным отметим, что, несмотря на ограничения, установленные статьей 131 ТК РФ, выплата заработанной платы в виде продукции организации продолжает иметь место вопреки интересам работников и даже, в ряде случаев, при их чисто формальном согласии. При большом желании работодатель может, как правило, получить у работников такое вынужденное согласие. В подобных случаях профкомы практически бессильны прекратить творимый работодателями произвол. Дело в том, что текст ст. 131 ТК РФ изложен таким образом, что он дает возможность работодателю нарушать его требования, оставаясь при этом якобы законопослушным.
Сложившееся положение вызывало обращения работников в суды с соответствующими исками к работодателям. Однако и у судов возникали вопросы при применении положений ст. 131 ТК РФ. В связи с этим Верховный Суд РФ своим постановлением от 14 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (п. 54) дал следующее разъяснение:
"При разрешении споров, возникших в связи с выплатой работнику заработной платы в неденежной форме в соответствии с коллективным договором или трудовым договором, необходимо иметь в виду, что по смыслу ст. 131 ТК РФ и ст. 4 Конвенции МОТ N 95 1949 г. об охране заработной платы (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР N 31 от 31 января 1961 г.) выплата заработной платы в такой форме может быть признана обоснованной при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств:
а) имелось добровольное волеизъявление работника, подтвержденное его письменным заявлением, на выплату заработной платы в неденежной форме. При этом статьей 131 ТК РФ не исключается право работника выразить согласие на получение части заработной платы в неденежной форме как при данной конкретной выплате, так и в течение определенного срока (например, в течение квартала, года). Если работник изъявил желание на получение части заработной платы в натуральной форме на определенный срок, то он вправе до окончания этого срока по согласованию с работодателем отказаться от такой формы оплаты;
б) заработная плата в неденежной форме выплачена в размере, не превышающем 20% общей суммы заработной платы;
в) выплата заработной платы в натуральной форме является обычной или желательной в данных отраслях промышленности, видах экономической деятельности или профессиях (например, такие выплаты стали обычными в сельскохозяйственном секторе экономики);
г) подобные выплаты являются подходящими для личного потребления работника и его семьи или приносят ему известного рода пользу, имея при этом в виду, что не допускается выплата заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот;
д) при выплате работнику заработной платы в натуральной форме соблюдены требования разумности и справедливости в отношении стоимости товаров, передаваемых ему в качестве оплаты труда, т.е. их стоимость во всяком случае не должна превышать уровень рыночных цен, сложившихся для этих товаров в данной местности в период начисления выплат".
7. Обращение от имени и по уполномочию работников в суд с иском к работодателю о взыскании в их пользу задолженности по заработной плате стало регулярной и эффективной практикой профкомов. Большинство работодателей по решению суда своевременно погашают свою задолженность перед работниками. Вместе с тем известно немало случаев, когда работодатели (их представители) в сроки, установленные судом, не погашают свою задолженность или погашают ее частично.
В подобных случаях профкому следует сообщить о невыполнении работодателем (его представителем) решения суда полностью или частично в местное Управление Федеральной службы судебных приставов, которое осуществляет контроль за исполнением решений судов, а в необходимых случаях - принудительное взыскание долгов.
Так, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, учитывая социальную значимость исполнительных производств о взыскании задолженности по заработной плате, активно осуществляет ежемесячный контроль за исполнением судебных решений указанной категории. За восемь месяцев 2009 г. судебными приставами окончено более 650 исполнительных производств на общую сумму 12,6 млн. руб., что составило 59,8% числа производств данной категории взыскания. Это выше, чем в среднем по России. В пользу работников взыскано более 11,5 млн. руб. заработной платы.
В срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, выплатили взыскателям заработную плату на общую сумму 6,7 млн. руб. 488 организаций и предприятий. Количество должников-организаций, добровольно исполнивших требования исполнительных документов, выросло с 31% в 2008 г. до 82% в текущем.
К особо недисциплинированным работодателям приставы применяют суровые меры. В рамках исполнительных производств о взыскании задолженности по заработной плате составлено 18 актов описи и ареста имущества должников, десять руководителей организаций-должников привлечены к административной ответственности.
О.М. Крапивин,
руководитель группы Научного центра профсоюзов,
кандидат экономических наук
В.И. Власов,
консультант Федерации независимых профсоюзов России
"Гражданин и право", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Российская газета. 2004. 8 апреля.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 47. Ст. 4472.
*(3) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 148.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Действия профсоюзов по защите прав работников при задержке выплаты заработной платы
Авторы
О.М. Крапивин - руководитель группы Научного центра профсоюзов, кандидат экономических наук
В.И. Власов - консультант Федерации независимых профсоюзов России
"Гражданин и право", 2011, N 1