Единый план счетов для государственных (муниципальных) учреждений
Для автономных учреждений, как и для других типов государственных (муниципальных) учреждений, наступил переломный момент - переход на единые принципы ведения бухгалтерского учета в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее - Приказ N 157н*(1), Единый план счетов *(2), Инструкция N 157н*(3)). Причиной тому является проводимая в настоящее время реформа государственных (муниципальных) учреждений в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ. В данной статье мы ознакомимся со структурой Единого плана счетов, а также отдельными положениями новой методологии бухгалтерского учета автономных учреждений.
Автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством РФ (п. 11 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ*(4)). До 01.01.2011 автономные учреждения вели бухгалтерский учет на основе Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций*(5) (далее - коммерческий план счетов). Начиная с 01.01.2011 данный документ в отношении автономных учреждений утратил силу, так как теперь установлен единый порядок ведения бухгалтерского учета (на основе Единого плана счетов и инструкции по его применению) для следующих субъектов:
- органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления;
- органов управления государственными внебюджетными фондами (ПФР, ФСС, ФОМС);
- государственных академий наук;
- государственных (муниципальных) учреждений (в том числе казенных, бюджетных и автономных).
В свое время учреждения, перешедшие из бюджетных в автономные, уже имели дело с подобной трансформацией бухгалтерского учета. Теперь им предстоит переход с коммерческого плана счетов на новый - Единый план счетов. В целях нормативного регулирования перехода автономных учреждений с методологии ведения бухгалтерского (коммерческого) учета на единые принципы организации бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений Минфином готовятся переходные таблицы (Письмо Минфина РФ от 16.11.2010 N 02-06-07/4476) (с ними ознакомимся в следующих номерах журнала, как только указанная информация будет опубликована финансовым ведомством).
Единый план счетов |
/---------------------\ /---------------------\ /-------------------\
| План счетов | | План счетов | | План счетов |
| бюджетного учета | |бухгалтерского учета | | бухгалтерского |
| (применяется | |автономных учреждений| | учета бюджетных |
| казенными | | и инструкция по его | | учреждений и |
| учреждениями, | | применению | | инструкция по его |
|финансовыми органами | | | | применению |
| и органами, | | | | |
| осуществляющими | | | | |
| кассовое | | | | |
| обслуживание) | | | | |
\---------------------/ \---------------------/ \-------------------/
/---------------------\ /---------------------\ /-------------------\
| Рабочий план счетов | | Рабочий план счетов | |Рабочий план счетов|
|казенного учреждения,| | автономного | | бюджетного |
| органа (учетная | | учреждения (учетная | |учреждения (учетная|
| политика) | | политика) | | политика) |
\---------------------/ \---------------------/ \-------------------/
Из приведенной схемы видим, что Единый план счетов является основой, согласно которой разрабатываются планы счетов для соответствующих типов учреждений (типовые планы счетов). На основе типовых разрабатываются рабочие планы счетов, содержащие применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета учреждений, которые непосредственно содержатся в учетной политике.
Структура Единого плана счетов
Для начала рассмотрим структуру номера счета рабочего плана счетов в виде схемы.
Коды | Аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий (для казенных учреждений) | Код вида финансового обеспечения (деятельности) | Синтетический код | Аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности (для автономных учреждений) или КОСГУ (для бюджетных и казенных учреждений) | ||||||
Объект учета | Группа | Вид | ||||||||
Разряды | 1-17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
В соответствии с п. 21 Инструкции N 157н в целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения рабочего плана счетов для автономных учреждений применяются следующие коды.
Вид финансового обеспечения (деятельности) отражается в 18-м разряде номера счета по кодам:
2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
3 - средства во временном распоряжении;
4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
5 - субсидии на иные цели;
6 - бюджетные инвестиции;
7 - средства по обязательному медицинскому страхованию.
Обратите внимание! Синтетический код счета Единого плана счетов отражается в 19-23-м разрядах номера счета рабочего плана счетов (он формируется в разрезе аналитических кодов объектов учета, групп, видов).
Для автономных учреждений в 24-26-м разрядах номера счета рабочего плана счетов отражается аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности*(6). Для казенных и бюджетных учреждений в этих разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)*(7). По сути, указанные коды автономных учреждений должны быть аналогичны кодам КОСГУ казенных и бюджетных учреждений*(8).
Единый план счетов состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для формирования государственного задания (плана финансово-хозяйственной деятельности) учреждения (п. 11 Инструкции N 157н). Структура Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений в разрезе аналитического кода групп объектов учета приведена в таблице.
Наименование счета | Синтетический счет объекта учета | Наименование группы объекта учета | ||
Синтетический код | Аналитический код | |||
группа | вид | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Нефинансовые активы | ||||
Основные средства | 101 | х | 0 | Объекты учета по статусу основных средств и группам затрат |
101 | 1 | 0 | Основные средства - недвижимое имущество учреждения | |
101 | 2 | 0 | Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения | |
101 | 3 | 0 | Основные средства - иное движимое имущество учреждения | |
101 | 4 | 0 | Основные средства - предметы лизинга | |
Нематериальные активы | 102 | х | 0 | Объекты учета по статусу нематериальных активов и группам затрат |
102 | 2 | 0 | Нематериальные активы - особо ценное движимое имущество учреждения | |
102 | 3 | 0 | Нематериальные активы - иное движимое имущество учреждения | |
102 | 4 | 0 | Нематериальные активы - предметы лизинга | |
Непроизведенные активы | 103 | 1 | 0 | Непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения |
Амортизация | 104 | 1 | 0 | Амортизация недвижимого имущества учреждения |
104 | 2 | 0 | Амортизация особо ценного движимого имущества учреждения | |
104 | 3 | 0 | Амортизация иного движимого имущества учреждения | |
104 | 4 | 0 | Амортизация предметов лизинга | |
104 | 5 | 0 | Амортизация имущества, составляющего казну | |
Материальные запасы | 105 | х | 0 | Объекты учета по статусу материальных запасов и группам затрат |
105 | 2 | 0 | Материальные запасы - особо ценное движимое имущество учреждения | |
105 | 3 | 0 | Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения | |
105 | 4 | 0 | Материальные запасы - предметы лизинга | |
Вложения в нефинансовые активы | 106 | х | 0 | Объекты учета по статусу вложений в нефинансовые активы и группам затрат |
106 | 1 | 0 | Вложение в недвижимое имущество учреждения | |
106 | 2 | 0 | Вложение в особо ценное движимое имущество учреждения | |
106 | 3 | 0 | Вложение в иное движимое имущество учреждения | |
106 | 4 | 0 | Вложение в предметы лизинга | |
Нефинансовые активы в пути | 107 | х | 0 | Объекты учета по статусу вложений в нефинансовые активы в пути и группам затрат |
107 | 1 | 0 | Недвижимое имущество учреждения в пути | |
107 | 2 | 0 | Особо ценное движимое имущество учреждения в пути | |
107 | 3 | 0 | Иное движимое имущество учреждения в пути | |
107 | 4 | 0 | Предметы лизинга в пути | |
Нефинансовые активы имущества казны | 108 | 5 | 0 | Нефинансовые активы, составляющие имущество казны |
Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг | 109 | х | 0 | Объекты учета по статусу затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг и группам затрат |
109 | 6 | 0 | Себестоимость готовой продукции, работ, услуг | |
109 | 7 | 0 | Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг | |
109 | 8 | 0 | Общехозяйственные расходы | |
109 | 9 | 0 | Издержки обращения | |
Раздел 2. Финансовые активы | ||||
Денежные средства учреждения | 201 | х | 0 | Объекты учета по группе размещения средств учреждения |
201 | 1 | 0 | Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе Казначейства | |
201 | 2 | 0 | Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации | |
201 | 3 | 0 | Денежные средства в кассе учреждения | |
Средства на счетах бюджета | 202 | х | 0 | Объекты учета по группе размещения счетов бюджета |
202 | 1 | 0 | Средства на счетах бюджета в органе Федерального казначейства | |
202 | 2 | 0 | Средства на счетах бюджета в кредитной организации | |
202 | 3 | 0 | Средства бюджета на депозитных счетах | |
Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание | 203 | х | 0 | Объекты учета по группе средств на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание |
203 | 1 | 0 | Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание | |
203 | 2 | 0 | Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание, в пути | |
203 | 3 | 0 | Средства на счетах для выплаты наличных денег | |
Финансовые вложения | 204 | х | 0 | Объекты учета по группе финансовых вложений |
204 | 2 | 0 | Ценные бумаги, кроме акций | |
204 | 3 | 0 | Акции и иные формы участия в капитале | |
204 | 5 | 0 | Иные финансовые активы | |
Расчеты по доходам | 205 | х | 0 | Расчеты по группам доходов |
205 | 1 | 0 | Расчеты по налоговым доходам | |
205 | 2 | 0 | Расчеты по доходам от собственности | |
205 | 3 | 0 | Расчеты по доходам от выполнения платных работ, услуг | |
205 | 4 | 0 | Расчеты по суммам принудительного изъятия | |
205 | 5 | 0 | Расчеты по поступлениям от бюджетов | |
205 | 6 | 0 | Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование | |
205 | 7 | 0 | Расчеты по доходам от операций с активами | |
205 | 8 | 0 | Расчеты по прочим доходам | |
Расчеты по выданным авансам | 206 | х | 0 | Расчеты по группам расходов |
206 | 1 | 0 | Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда | |
Расчеты по кредитам, займам (ссудам) | 206 | 2 | 0 | Расчеты по авансам по работам, услугам |
206 | 3 | 0 | Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов | |
206 | 4 | 0 | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям | |
206 | 5 | 0 | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам | |
206 | 6 | 0 | Расчеты по авансам по социальному обеспечению | |
206 | 9 | 0 | Расчеты по авансам по прочим расходам | |
207 | х | 0 | Расчеты по группе заимствований | |
207 | 1 | 0 | Расчеты по предоставленным кредитам, займам (ссудам) | |
207 | 2 | 0 | Расчеты в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований) | |
207 | 3 | 0 | Расчеты с дебиторами по государственным (муниципальным) гарантиям | |
Расчеты с подотчетными лицами | 208 | х | 0 | Расчеты по группам расходов |
208 | 1 | 0 | Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда | |
208 | 2 | 0 | Расчеты с подотчетными лицами по работам, услугам | |
208 | 3 | 0 | Расчеты с подотчетными лицами по поступлению нефинансовых активов | |
208 | 6 | 0 | Расчеты с подотчетными лицами по социальному обеспечению | |
208 | 9 | 0 | Расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам | |
Расчеты по ущербу имуществу | 209 | х | 0 | Расчеты по группам доходов, возмещаемых за ущерб имуществу |
209 | 7 | 0 | Расчеты по ущербу нефинансовым активам | |
209 | 8 | 0 | Расчеты по прочему ущербу | |
Прочие расчеты с дебиторами | 210 | 0 | 0 | |
Внутренние расчеты по поступлениям | 2 11 | 0 | 0 | |
Внутренние расчеты по выбытиям | 212 | 0 | 0 | |
Вложения в финансовые активы | 215 | 0 | 0 | Объекты учета по группе финансовых вложений |
215 | 2 | 0 | Вложения в ценные бумаги, кроме акций | |
215 | 3 | 0 | Вложения в акции и иные формы участия в капитале | |
215 | 5 | 0 | Вложения в иные финансовые активы | |
Раздел 3. Обязательства | ||||
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам | 301 | х | 0 | Объекты учета по группе заимствований |
301 | 1 | 0 | Расчеты по долговым обязательствам в рублях | |
301 | 2 | 0 | Расчеты по долговым обязательствам по целевым кредитам (заимствованиям) | |
301 | 3 | 0 | Расчеты по государственным (муниципальным) гарантиям | |
301 | 4 | 0 | Расчеты по долговым обязательствам в иностранной валюте | |
Расчеты по принятым обязательствам | 302 | х | 0 | Расчеты по группам расходов |
302 | 1 | 0 | Расчеты по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда | |
302 | 2 | 0 | Расчеты по работам, услугам | |
302 | 3 | 0 | Расчеты по поступлению нефинансовых активов | |
302 | 4 | 0 | Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям | |
302 | 5 | 0 | Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам | |
302 | 6 | 0 | Расчеты по социальному обеспечению | |
302 | 7 | 0 | Расчеты по приобретению ценных бумаг и по иным финансовым вложениям | |
302 | 9 | 0 | Расчеты по прочим расходам | |
Расчеты по платежам в бюджеты | 303 | 0 | 0 | |
Прочие расчеты с кредиторами | 304 | 0 | 0 | |
Расчеты по выплате наличных денег | 306 | 0 | 0 | |
Расчеты по операциям на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание | 307 | 1 | 0 | |
Внутренние расчеты по поступлениям | 308 | 0 | 0 | |
Внутренние расчеты по выбытиям | 309 | 0 | 0 | |
Раздел 4. Финансовый результат | ||||
Финансовый результат хозяйствующего субъекта | 401 | х | 0 | Объекты учета по периоду финансового результата и его и составляющим |
401 | 1 | 0 | Доходы текущего финансового года | |
401 | 2 | 0 | Расходы текущего финансового года | |
401 | 3 | 0 | Финансовый результат прошлых отчетных периодов | |
401 | 4 | 0 | Доходы будущих периодов | |
401 | 5 | 0 | Расходы будущих периодов | |
Результат по кассовым операциям бюджета | 402 | х | 0 | Объекты учета по составляющим финансового результата кассового исполнения |
402 | 1 | 0 | Поступления | |
402 | 2 | 0 | Выбытия | |
402 | 3 | 0 | Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета | |
Раздел 5. Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта | ||||
Санкционирование расходов | 500 | х | 0 | Объекты учета по финансовым периодам |
500 | 1 | 0 | Санкционирование по текущему финансовому году | |
500 | 2 | 0 | Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году) | |
500 | 3 | 0 | Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным) | |
500 | 4 | 0 | Санкционирование по второму году, следующему за очередным | |
Лимиты бюджетных обязательств | 501 | 0 | 0 | |
Принятые обязательства | 502 | 0 | 0 | |
Бюджетные ассигнования | 503 | 0 | 0 | |
Сметные (плановые) назначения | 504 | 0 | 0 | |
Право на принятие обязательств | 506 | 0 | 0 | |
Утвержденный объем финансового обеспечения | 507 | 0 | 0 | |
Получено финансового обеспечения | 508 | 0 | 0 |
Изменения в учетной политике
В случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности вносятся соответствующие изменения в учетную политику. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п. 4 ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ).
Таким образом, прежде чем начать перенос остатков (данных бухгалтерского учета) в соответствии с переходными таблицами Минфина (о них говорилось выше), в учреждении должна быть разработана и утверждена учетная политика на 2011 год. В соответствии с п. 6 Инструкции N 157н учетная политика учреждения формируется исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий. Она должна содержать:
- рабочий план счетов, включающий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
- методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
- формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией N 157н;
- порядок организации и обеспечения (осуществления) учреждением учета внутреннего финансового контроля;
- иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Формы первичных документов, регистров бухгалтерского учета
Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы, составленные по утвержденным унифицированным и неунифицированным формам (они должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 7 Инструкции N 157н). Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности систематизируется и накапливается в регистрах бухгалтерского учета, составляемых по формам, установленным органом, осуществляющим согласно законодательству РФ регулирование бухгалтерского учета (Минфином) (п. 11 Инструкции N 157н).
К сведению. Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями (в том числе автономными учреждениями) в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ и Приказом N 157н, на момент выхода этого номера утверждаются Минфином. С проектом приказа можно ознакомиться на официальном сайте министерства: www.minfin.ru.
* * *
В заключение назовем задачи, которые в настоящее время стоят перед автономными учреждениями:
- формирование бухгалтерской отчетности за 2010 год (этой теме посвящена следующая статья);
- разработка и утверждение учетной политики на 2011 год;
- разработка переходных таблиц учреждения и перенос данных бухгалтерского учета (перенос остатков в регистры бухгалтерского учета согласно Единому плану счетов) в соответствии с рекомендациями Минфина (переходные таблицы Минфина).
Ю. Васильев,
д.э.н., генеральный директор КГ "Аюдар"
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В момент выхода этого номера данный приказ находится на регистрации в Минюсте.
*(2) Единый план счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений.
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов.
*(4) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(5) Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
*(6) Составляется в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования).
*(7) Данная классификация разрабатывается и утверждается Минфином в соответствии с нормами бюджетного законодательства. На 2010 год такая классификация была утверждена Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н. Каким нормативным актом ее утвердят на 2011 год, на момент выхода этого номера неизвестно.
*(8) Согласно п. 11 Требований учредитель вправе (при установлении порядка по составлению плана финансово-хозяйственной деятельности) предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации РФ, а по группе "Поступление нефинансовых активов" - с указанием кода группы КОСГУ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"