Правовая охрана товарных знаков
На сегодня товарный знак является объектом имущественных прав, который можно и покупать, и продавать. В соответствии со ст. 1477 ГК РФ товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Немаловажно, под каким товарным знаком продается тот или иной товар, поскольку именно он выделяет одни товары среди других. Вкладывая большие суммы денежных средств в рекламу своего товарного знака, качество товаров, которые под ним продаются, правообладатель заинтересован в его надежной защите.
Но как определить, законно используют товарный знак организации или нет. Для этого следует обратиться к ст. 1484 ГК РФ, которая определяет состав исключительного права на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право:
размещать товарный знак на товарах (в том числе на этикетках, упаковках);
использовать при выполнении работ, оказании услуг;
использовать в коммерческих предложениях, рекламе, сети Интернет.
При этом использование чужого товарного знака (например, на фирменном бланке) еще не является незаконным использованием товарного знака. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 4.06.08 г. N А52-4540/2007 сообщается, что отсутствие доказательств, указывающих на то, как выглядел незаконно используемый товарный знак на товаре, его упаковке, этикетке, является основанием для освобождения от административной ответственности.
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.07 г. N 09АП-12374/2007-АК указано, что для привлечения к административной ответственности за незаконное использование товарного знака необходимо доказать наличие на самом товаре (его этикетках, упаковке) обозначения, сходного до степени смешения с обозначением, зарегистрированным как товарный знак.
Что же можно предпринять организации, разработавшей свой товарный знак, для его охраны? В первую очередь - зарегистрировать. Гражданский кодекс признает исключительное право только на те товарные знаки, на которые оформлены свидетельства. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Не всякое обозначение можно зарегистрировать в качестве товарного знака. Так, например, если организация намерена зарегистрировать знак в виде какого-нибудь фрукта или иного предмета без словесных обозначений, то в регистрации могут отказать. И вот почему. Как предусмотрено п. 1 ст. 1482 ГК РФ, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Таким образом, к форме товара нужно добавлять либо наименование компании, либо слоган, либо еще какие-нибудь отличительные знаки.
Но что же делать, если организация обнаружила на чужих товарах свой товарный знак?
Ответственность за незаконное использование товарного знака предусмотрена ст. 1515 ГК РФ.
Во-первых, лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.
Во-вторых, правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Однако не всегда просто доказать незаконное использование чужого товарного знака. Встречаются ситуации, когда один и тот же товарный знак либо его элемент зарегистрирован на двух правообладателей. Как быть?
Согласно п. 14.4.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных приказом Роспатента от 5.03.03 г. N 32, при проверке на тождество и сходство осуществляются следующие действия:
проводится поиск тождественных и сходных обозначений;
определяется степень сходства заявленного и выявленных при проведении поиска обозначений;
определяется однородность заявленных товаров товарам, для которых зарегистрированы (заявлены) выявленные тождественные или сходные товарные знаки (обозначения).
Обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах.
Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Это означает, что, если возникает спор относительно использования товарного знака как элемента другого товарного знака, схожего по звучанию и классам, необходимо произвести оценку степени сходства спорных словесных обозначений с учетом звуковых, графических и смысловых критериев, а также доминирующих элементов используемого товарного знака.
Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 25.04.05 г. N А82-4953/2004-36 отмечено, что существенным значением при нарушении исключительного права является наличие отличительной функции, присущей товарному знаку, и схожести с ним до степени смешения.
Следовательно, в тех ситуациях, когда при реализации однородных товаров используется сходное по написанию и (или) звучанию обозначение, например, заменено несколько букв в товарном знаке с сохранением общего целостного звучания, это будет нарушением ст. 14.10 КоАП РФ как незаконное использование чужого товарного знака.
Таким образом, незаконным использованием чужого товарного знака следует признать использование чужого товарного знака в обозначении однородных товаров, которое является сходным по написанию и (или) звучанию с зарегистрированным товарным знаком.
Следует заметить, что не всегда использование одинаковых слов будет являться использованием чужого товарного знака. Согласно п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.12.07 г. N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности" вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы. Экспертиза в силу ч. 1 ст. 82 АПК РФ назначается в случае, когда для сравнения обозначений требуются специальные знания.
Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 8.05.09 г. N КГ-А41/3773-09 не признал сходными до степени смешения обозначения "Царь" и "Царь всея Руси".
Таким образом, чтобы товарные знаки не признали сходными до степени смешения, необходимо различие в общей формулировке товарного знака.
По мнению юристов, не имеется смешения товарного знака одного лица с фирменным наименованием другого лица, так как услуги последнего не являются однородными, не введены в гражданский оборот и им не используется фирменное наименование способами, предусмотренными гражданским законодательством (в документации, рекламе, на вывесках).
Из приведенных примеров видно, что вариантов смешения товарных знаков и их "похожести" великое множество. Поэтому очень важно, чтобы все документы были оформлены в установленном законом порядке. Только в этом случае собственник товарного знака сможет отстаивать свои права в суде.
В заключение необходимо отметить основания прекращения правовой охраны товарных знаков (а значит, и исключительного права на них). Так, согласно ст. 1514 ГК РФ правовая охрана товарного знака прекращается:
в связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак;
на основании решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками (п. 3 ст. 1511 ГК РФ);
на основании решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием (ст. 1486 ГК РФ);
на основании решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае прекращения юридического лица - правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя - правообладателя;
в случае отказа правообладателя от права на товарный знак;
на основании решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;
в случае утраты общеизвестным товарным знаком признаков, позволяющих его отнести к общеизвестным.
А. Вагапова,
ведущий аудитор
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 4, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71