Госзакупки: мы ждем перемен
Как сделать систему госзакупок более эффективной? Почему на электронных площадках мало участников? Чем электронные торги отличаются от электронных аукционов? О недостатках сложившейся системы электронных торгов размышляет владелец оператора электронной площадки B2B-Center.ru.
Почему на электронных площадках низкое количество участников?
В рамках примерно 70% торгов, проходящих сегодня, происходит закупка у единственного источника. Эта цифра озвучивалась на ряде недавних совещаний. В таких условиях об экономии никакой речи быть не может. Имеющаяся система электронных торгов на сегодняшний день не решает данной проблемы, потому что на электронных площадках нет сложившегося рынка. Почему это происходит? Дело в том, что те площадки, которые работают для бюджетной сферы на сегодняшний день, заинтересованы не в расширении рынка, а только в определенных депозитах, которые кладутся на счета операторов. Поэтому даже при том условии, что на некоторых площадках, точнее, на одной площадке Сберегательного банка идет активная регистрация, количество участников достаточно низкое.
В системе госзаказа нет нормальной конкуренции
Наша компания работает в корпоративном секторе, и мы знаем, как привлекать участников на торги. Для сравнения, в системе корпоративных электронных торгов в конкурсах среднее количество участников на одну процедуру составляет порядка 12-14 компаний. Эти цифры меняются в зависимости от процедур и предметов конкурсов, потому что в торгах на строительство гораздо больше участников, чем, например, на спецоборудование.
Мы привлекаем клиентов, делаем рассылки, проводим соответствующие мероприятия, и сейчас в нашей системе большая база участников. Аналогично: для того чтобы привлечь поставщиков из бюджетного сектора, площадка должна вести себя активно, а не дожидаться, когда власти издадут необходимые распоряжения. Между тем все операторы действующих на сегодняшний день электронных площадок просто ждут, когда все бюджетники построятся и под барабанный бой пойдут к ним. Сравните: операторы коммерческих площадок действуют наступательно и активно, все бьются за клиента. В сфере госзакупок никто за клиента не бьется, потому что все действуют в рамках созданной государством олигополии*(1).
Перспективы госзаказа при переводе большей части госзакупок на электронные аукционы
В 2011 году государственные электронные площадки, скорее всего, столкнутся с рядом технологических проблем. С 1 января 2011 года все госзакупки, осуществляемые муниципальными организациями, должны проходить на электронных площадках, а это означает существенно большее, чем в 2010 году, число участников. Между тем прошлый год показал, что площадки часто не выдерживали технологической нагрузки. Я полагаю, что с возросшим количеством госзаказчиков площадки не справятся в сугубо технологическом отношении. Если это произойдет, станет понятно, почему мы неустанно говорим о необходимости увеличения количества площадок.
В чем слабость системы госзаказа?
Как мы знаем, Президент РФ Дмитрий Медведев распорядился внести существенные изменения в действующий в сегодняшней редакции Закон N 94-ФЗ*(2).
Закон N 94-ФЗ не ругал только ленивый. Наверное, издержки закона обусловлены неправильным постулатом, заложенным в его основе: купить по минимальной цене. При госзакупках основная задача не должна состоять в том, чтобы просто сэкономить деньги. Наиглавнейшая задача госзакупок - эффективно потратить бюджетные средства, и закон о госзакупках в первую очередь должен работать именно на эффективное использование денег, выделяемых из бюджетов всех уровней.
Для лучшего понимания приведу такую аналогию. Допустим, у вас есть дом, и вы покрыли крышу очень дешево, с хорошей экономией. На следующий год вам снова придется заниматься покрытием крыши, потому что дешевые материалы быстро изнашиваются, а работы, которые стоят дешево, не обеспечивают высокого качества. И если вы и на следующий год обошлись дешевым ремонтом, то через год проблема покрытия крыши снова встанет перед вами в полный рост. С другой стороны, если вы вложитесь в ремонт более серьезными средствами, можете получить результат, когда крыша будет покрыта один раз и надолго: скажем, несколько лет вам можно будет не возвращаться к этому. Здесь уместно будет вспомнить пословицу "мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи". Вот что значит экономия! Она не имеет ничего общего с тем, что вам удалось одномоментно покрыть крышу "задешево".
Принципиально иной подход - создание определенной контрактной системы, где закупки являются лишь частью системы государственного заказа. Система государственной контрактации подразумевает, что, только когда мы увидим картину целиком, сможем понять, правильными ли будут приведенные затраты относительно сегодняшней закупки, или через пять лет нам придется потратить еще большие деньги. Только общая картина сможет нам показать, как эффективно расходовать деньги и где будет иметь место реальная экономия. Поэтому сначала идет планирование, потом закупка, потом исполнение.
Кроме того, на сегодняшний день законодательно абсолютно не решается проблема госзакупок услуг, НИОКР, высокотехнологичного оборудования. Соответствующие изменения также должны быть внесены в текст нового закона.
Между тем постулат борьбы с коррупцией, к сожалению, затмил на сегодняшний день все остальные несовершенства системы госзакупок. Безусловно, противодействовать коррупции необходимо. Но в борьбе с коррупцией было утрачено понимание, для чего, собственно, разработан Закон N 94-ФЗ. А главная его задача и назначение - работать на эффективное использование бюджетных средств.
Электронные торги или электронные аукционы?
Существует понятие "электронные торги", а ФАС и Минэкономразвития используют термин "электронные аукционы". Поверьте мне, это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Потому что в электронных торгах существует огромное количество процедур, и заказчик в зависимости от своей цели имеет возможность выбора (по крайней мере, в корпоративном секторе, в котором мы работаем). На закупку работ и услуг он проведет электронный конкурс, результатом которого будут и публичность, и прозрачность. На однозначно описываемые товары заказчик проведет аукцион, и это будет абсолютно правильный подход. Электронный аукцион - это не панацея от всех бед.
Тот аукцион, который придумал ФАС в гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ, абсолютно не решает главные проблемы, с которыми продекларирована борьба, а именно непрозрачность и коррупционность. Потому что в существующей редакции данный аукцион сам по себе крайне коррупционноемкий. И эту его особенность все уже признали. Потому давайте рассматривать электронные торги как эффективный инструмент, но не в случае, когда речь идет только об электронных аукционах, на которые надо выставить все закупки, и тогда все будет прозрачно и без коррупции. Это неправда.
Можно ли избежать сговора?
Существующий текст Закона N 94-ФЗ содержит положения, допускающие и сговор участников, и возможность недопуска поставщиков к конкурсам. Раньше недопуск считался основной проблемой для поставщика, точно так же и в Законе N 94-ФЗ присутствует возможность не допустить поставщика на электронный аукцион. Более того, это право дополнительно предоставили третьему лицу, потому что оператор электронной площадки имеет возможность по какой-либо причине не допустить участника до торгов. Таким образом, возникает еще большая возможность для коррумпированности. Эта проблема заложена в тексте закона изначально, и она до сих пор не решена.
Обратимся к европейской практике. В Евросоюзе торги проводятся небольшими лотами, до 60 000 долл., потому количество поставщиков достаточно большое. Так как при этом гешефт не очень велик, нет никакого смысла договариваться. Во всех остальных случаях действует контрактная система. Это другая практика.
Государственные закупки отличаются от корпоративных разве что подчинением Бюджетному кодексу, исполнением и некоторыми особенностями. Если те же принципы, что действуют в коммерческих закупках, ввести в сферу государственных закупок, думаю, хуже от этого государству точно не будет, потому что в коммерческой сфере собственники бьются за свои деньги и стремятся к оптимизации своих затрат. Неужели вы думаете, что государство более эффективный собственник, чем акционеры? Конечно, нет.
Я считаю, что, если ввести в систему госзакупок аукцион на однозначно описываемую продукцию, а на услуги и работы проводить электронные конкурсы, эта система оправдает себя и здесь. Если основной задачей будет эффективное расходование средств, а не борьба с коррупцией, может измениться и коррупционная емкость системы госзаказов.
А.А. Бойко,
председатель совета директоров B2B-Center
"Руководитель бюджетной организации", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Олигополия - тип рыночной структуры, при которой небольшое количество фирм господствует в определенной сфере экономики.
*(2) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"