НДПИ и транспортный налог: уравновесили нагрузку
Комментарий к Федеральному закону от 27.11.10 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Комментируемым Федеральным законом от 27.11.10 N 307-ФЗ изменены:
- ставки НДПИ на добычу нефти и горючего природного газа - в сторону увеличения;
- ставки транспортного налога - в сторону уменьшения.
НДПИ на нефть и газ проиндексировали
Ставки НДПИ при добыче нефти и горючего природного газа проиндексированы в зависимости от ожидаемого уровня инфляции в 2011-2013 годах. Сделано это с целью сохранения налоговых поступлений в бюджет.
Ставка НДПИ на нефть обессоленную, обезвоженную и стабилизированную установлена с 1 января 2007 года в размере 419 руб. за тонну. В следующем году нефтедобытчики будут платить этот налог так же, как и сейчас. А вот далее размер этой ставки увеличится:
- до 446 руб. - в 2012 году;
- до 470 руб. - с 1 января 2013 года.
Ставка НДПИ при добыче горючего природного газа остается неизменной с 1 января 2006 года, в то время как оптовые цены на газ за указанный период увеличились в 2,12 раза. Но резко увеличивать ставки НДПИ законодатель не стал, ведь это привело бы к росту оптовых цен для всех потребителей газа и рикошетом отозвалось бы на населении. Поэтому была избрана позиция плавного перехода на более высокие ставки. Ставку НДПИ при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, установленную статьей 342 НК РФ, в 2011 году увеличили в 1,61 раза, установив ее в размере 237 руб. за 1000 куб. м газа.
На последующие периоды с учетом ожидаемого уровня инфляции ставки на добычу этого полезного ископаемого увеличиваются:
- до 251 руб. - в 2012 году;
- до 265 руб. - с 1 января 2013 года.
Ставки транспортного налога снизили
Федеральным законом от 27.11.10 N 306-ФЗ с 2011 года существенно изменено акцизное налогообложение. В частности, повышены ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла.
В 2010 году налогообложение автомобильного бензина и дизельного топлива осуществлялось по следующим налоговым ставкам:
- 2923 руб./т - в отношении автомобильного бензина с октановым числом до 80 включительно;
- 3992 руб./т - в отношении автомобильного бензина с иными октановыми числами;
- 1188 руб. - в отношении дизельного топлива.
С 2011 года акцизы по нефтепродуктам установлены в зависимости от экологического класса топлива (см. таблицу). Чтобы снизить нагрузку на владельцев транспортных средств (легковых, грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов, самоходных транспортных средств, снегоходов и мотосаней), законом N 307-ФЗ уменьшены ставки транспортного налога в два раза.
Вид подакцизного товара | Значения ставок акциза (руб./т) по периодам действия | ||
2011 год | 2012 год | 2013 год | |
Автомобильный бензин: | |||
не соответствующий классу 3, или классу 4, или классу 5 | 5999 | 7725 | 9511 |
класса 3 | 5672 | 7382 | 9151 |
класса 4 и класса 5 | 5143 | 6822 | 8560 |
Дизельное топливо: | |||
не соответствующее классу 3, или классу 4, или классу 5 | 2753 | 4098 | 5500 |
класса 3 | 2485 | 3814 | 5199 |
класса 4 и класса 5 | 2247 | 3562 | 4934 |
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей | 4681 | 6072 | 7509 |
Так, в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля в расчете на одну лошадиную силу базовые налоговые ставки установлены в следующих размерах (с каждой лошадиной силы):
- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 2,5 руб.;
- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 3,5 руб.;
- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно - 5 руб.;
- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно - 7,5 руб.;
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - 15 руб.
Транспортный налог относится к региональным налогам. Поэтому субъекты РФ вправе увеличивать (уменьшать) указанные ставки налога в десять раз, причем данные ставки могут быть установлены в зависимости от года выпуска транспортного средства и от их экологического класса (п. 2, 3 ст. 361 НК РФ).
Субъекты РФ, которые в течение года воспользовались возможностью расширить (в сторону увеличения) диапазон ставок в рамках прежних значений, должны пересмотреть свои законодательные акты и привести их в соответствие с вновь установленными значениями.
Особая оговорка сделана в отношении налоговых ставок по легковым автомобилям с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. включительно. В законе сказано, что ограничение размера уменьшения налоговых ставок по таким легковушкам не применяется. А это значит, что указанные ставки можно снизить вплоть до нуля.
Если бы такой оговорки не было, то минимальная ставка транспортного налога для автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. должна была бы составлять не менее 0,25 руб. с каждой лошадиной силы, а по автомобилям с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. - не менее 0,35 руб.
Что касается водных и воздушных транспортных средств (катеров, яхт, самолетов и т.д.), то их изменения не затронули и по ним ставки транспортного налога остались на прежнем уровне.
Т. Маслова,
эксперт "ПБУ"
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 1, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru