Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 октября 2009 г. N 20-Г09-18
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова
судей Т.И. Ерёменко и Л.В. Борисовой
при секретаре: О.М. Холомеевой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Дагестан о признании абзаца 1 статьи 12 Закона Республики Дагестан "О Счетной палате Республики Дагестан" от 10 июня 1996 года N 9 в редакции от 20 июня 2003 года в части слов "а также имеют налоговые и иные льготы", абзаца 2 статьи 12 указанного Закона в части слов "а также в части предоставленных законодательством Республики Дагестан или республиканскими органами власти налоговых и иных льгот и преимуществ" противоречащими Налоговому кодексу Российской Федерации и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу по кассационному представлению прокурора Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 июня 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Республики Дагестан о признании абзаца 1 статьи 12 Закона Республики Дагестан "О Счетной палате Республики Дагестан" от 10 июня 1996 года N 9 в редакции от 20 июня 2003 года в части слов "а также имеют налоговые и иные льготы", абзаца 2 статьи 12 указанного Закона в части слов "а также в части предоставленных законодательством Республики Дагестан или республиканскими органами власти налоговых и иных льгот и преимуществ" противоречащими Налоговому кодексу Российской Федерации и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного Закона следует читать как "от 14 июня 1996 г."
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.Н. Еременко, объяснения представителя Счетной палаты Республики Дагестан по доверенности А.А. Алимирзаева, возражавшего против удовлетворения кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Абзацем 1 статьи 12 Закона Республики Дагестан от 10 июня 1996 года N 9 "О Счетной палате Республики Дагестан" предусмотрено, что контрольные полномочия Счетной палаты Республики Дагестан распространяются на все государственные органы, в том числе на их аппараты, и учреждения Республики Дагестан, на республиканские внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов деятельности и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из республиканского бюджета или используют республиканскую собственность либо управляют ею, а также имеют налоговые и иные льготы.
Абзацем 2 этой же статьи установлено, что на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты Республики Дагестан распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств республиканского бюджета, использованием республиканской собственности и управлением ею, а также в части предоставленных законодательством Республики Дагестан или республиканскими органами государственной власти налоговых и иных льгот и преимуществ.
Исполняющим обязанности прокурора Республики Дагестан в Верховный суд Республики Дагестан подано заявление о признании абзаца 1 статьи 12 Закона "О Счетной палате Республики Дагестан" в части слов "а также имеют налоговые и иные льготы", абзаца 2 статьи 12 указанного Закона в части слов "а также в части предоставленных законодательством Республики Дагестан или республиканскими органами власти налоговых и иных льгот и Преимуществ" противоречащими Налоговому кодексу Российской Федерации и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Заявление мотивировано следующим.
Согласно статье 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекс РФ предусмотрено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
Счетной палате Республики Дагестан, как органу, созданному для осуществления государственного финансового контроля, не могут быть переданы полномочия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, поскольку такие полномочия Налоговым кодексом РФ отнесены только к налоговым органам, представляющим собой единую централизованную систему.
Народное Собрание Республики Дагестан и Счетная палата Республики Дагестан представили возражения, в которых указывают, что заявление прокуратуры Республики Дагестан удовлетворению не подлежит.
По делу постановлено указанное выше решение.
В кассационном представлении прокурор просит отменить постановленное по делу решения по тем основаниям, что суд неправильно истолковал нормы материального права.
Судебная коллегия находит основания к отмене постановленного по делу решения.
Разрешая заявленное требование, суд указал в решении, что толкование статьи 12 Закона "О Счетной палате Республики Дагестан" определенно и однозначно указывает, что в данной статье законодателем определяется область действия контрольных полномочий Счетной палаты Республики Дагестан, то есть на кого (государственные органы, в том числе на их аппараты, и учреждения Республики Дагестан, республиканские внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов деятельности и форм собственности, общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации) и в каких случаях (если они получают, перечисляют, используют средства из республиканского бюджета или используют республиканскую собственность либо управляют ею, а также имеют республиканские налоговые и иные льготы) распространяются контрольные полномочия Счетной палаты Республики Дагестан.
Суд также указал в решении, что статья 12 Закона "О Счетной палате Республики Дагестан" практически дословно воспроизводит содержание статьи 12 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" с оговоркой, что контрольные полномочия Счетной палаты Республики Дагестан, как республиканского органа государственного финансового контроля, распространяются на уровне Республики Дагестан, то есть республиканских бюджета, собственности, налоговых и иных льгот и преимуществ.
Однако с выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Ссылка на то, что оспариваемая норма по существу повторяет норму федерального законодательства принятую в отношении Счетной палаты Российской Федерации не свидетельствует о том, что такими же полномочиями может быть наделен соответствующий орган субъекта Федерации.
Кроме того, пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы и к их правам в силу положений п.п. 2 п. 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации отнесено и право проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом, а к обязанностям налоговых органов - осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (п.п. 2 п. 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями, следовательно, Счетной палате Республики Дагестан, как органу, созданному для осуществления государственного финансового контроля, не могут быть переданы полномочия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 июня 2009 года отменить, постановить новое решение, которым абзац 1 статьи 12 Закона Республики Дагестан "О Счетной палате Республики Дагестан" от 10 июня 1996 года N 9 в редакции от 20 июня 2003 года в части слов "а также имеют налоговые и иные льготы", абзаца 2 статьи 12 указанного закона в части слов "а также в части предоставленных законодательством Республики Дагестан или республиканскими органами власти налоговых и иных льгот и преимуществ" признать противоречащими Налоговому кодексу Российской Федерации и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Л.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 октября 2009 г. N 20-Г09-18
Текст определения официально опубликован не был