Решение Верховного Суда РФ от 4 мая 2010 г. N ГКПИ10-400
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышева В.А.,
при секретаре Александрове В.О.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Милых В.В. о признании частично недействующим Списка сильнодействующих веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, Крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964 (далее - Постановление) утверждены Список сильнодействующих веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - Список сильнодействующих веществ), а также Крупный размер сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - Крупный размер сильнодействующих веществ). Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 января 2008 г., N 2, ст. 89, "Российской газете", N 6, 16 января 2008 г.
Данным постановлением эфедрин включен в Список сильнодействующих веществ. Под крупным размером эфедрин для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации понимается размер свыше 10 граммов. В том случае, если эфедрин содержится в лекарственных формах, смесях, растворах, то крупный размер определяется как крупный размер сильнодействующего вещества, содержащегося в лекарственной форме, смеси или растворе, для которого установлен наименьший крупный размер, исходя из общего количества без пересчета на действующее вещество.
Милых В.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Постановления в части определения крупного размера эфедрина, исходя из общего количества формы (смеси) без пересчета на действующее вещество, без вычета балластных веществ и иных добавок (наполнителей). В обоснование заявленных требований указал, что органами предварительного следствия ему было предъявлено обвинение в сбыте 0,4 грамма эфедрина и его хранении в особо крупном размере. При этом изъятые у него 224,36 грамма смеси являлись, по его мнению, наполнителем, содержащим в себе эфедрин в следовых количествах. В связи с чем считает, что определение объема исследуемой смеси, а не количества содержащегося в ней эфедрина Правительством Российской Федерации установлено необоснованно.
Милых В.В. о дне слушания дела извещен в установленном порядке.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (поручение от 20 апреля 2010 г. N СС-П4-2540).
В суде представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Грудина Ю.А., Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Катыков Д.В., Добкина Е.А. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Постановление издано во исполнение статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации, т.е. в рамках делегированных Правительству Российской Федерации полномочий, оспариваемые положения не противоречат действующему российскому и международному законодательству, имеющему более высокую юридическую силу, не нарушают прав и свобод заявителя.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Статьей 234 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта.
Примечанием к данной статье установлено, что списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также крупный размер сильнодействующих веществ для целей указанной статьи и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения Правительством Российской Федерации издано оспариваемое Постановление, которым утверждены списки сильнодействующих и ядовитых, а также крупный размер сильнодействующих веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что в Уголовном кодексе Российской Федерации отсутствуют критерии отнесения находящихся в незаконном обороте сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта к крупному размеру и этот вопрос делегирован законодателем Правительству Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе установить крупный размер сильнодействующих веществ, в т.ч. эфедрина.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленной компетенции.
Суд не может согласиться с доводом заявителя о неправомерности определения крупного размера исходя из общего количества формы (смеси) без пересчета на действующее вещество, без вычета балластных веществ и иных добавок (наполнителей).
Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Заключена в г. Вене 20 декабря 1988 г.), участницей которой является Российская Федерация (статья 3 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, статья 2 Конвенции о психотропных веществах 1971 года, статья 12 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года), эфедрин отнесен к веществам, часто используемым при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ.
Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон) принятым в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, установлено, что прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года (абзац четвертый статьи 1); список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список IV) (абзац пятый пункта 1 статьи 2); в Российской Федерации введены ограничения на оборот прекурсоров, внесенных в Список IV (пункт 3 статьи 14).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 утвержден перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, которым кустарно изготовленные препараты из эфедрина или из препаратов, содержащих эфедрин, включены в Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен (список I); эфедрин включен в Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен, и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список IV); установлено, что контроль распространяется также на препараты, содержащие средства и вещества, указанные в данном перечне, независимо от их количества и наличия нейтральных компонентов (вода, крахмал, сахар, бикарбонат натрия, тальк и т.п.) (пункт 2 Примечания).
Постоянным комитетом по контролю наркотиков, организованным в соответствии со статьей 17 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. и статьей 6 Конвенции о психотропных веществах 1971 г., и являющимся межведомственным экспертным органом, основными задачами которого является, в частности, разработка в установленном порядке и регулярное издание Списка наркотических средств и веществ, отнесенных к сильнодействующим и ядовитым, а также веществ таблиц I и II Конвенции ООН 1988 г., на заседании 2 февраля 2007 г. утверждены списки сильнодействующих и ядовитых веществ, протокол N 1.106-2007, с дополнениями и изменениями (в соответствии с протоколами: N 1.97-2005 от 27.01.05, N 2.98-05 от 03.04.05, N 5.101-2005 от 08.12.05, N 1.102-2006 от 16.03.06, N 3.104-2006 от 12.10.06, N 2.107-2007 от 26.02.07).
В частности, в Список N 1 сильнодействующих веществ включены димедрол с эфедрином; солутан; спазмовералгин, в том числе спазмовералгин-нео; теофедрин, в том числе теофедрин-н и нео-теофедрин; таблетки состава: пропифеназон 150 мг, фенобарбитал 20 мг, папаверин 30 мг, кодеин дигидрофосфат 15 мг, эфедрин гидрохлорид 5 мг, атропина метобромид 0,5 мг; т-федрин; эфедрин, эфедрина гидрохлорид и другие соли эфедрина; пищевые добавки (БАДы), содержащие эфедрина г.х., псевдоэфедрин или сочетание эфедрина с псевдоэфедрином.
Согласно пункту 11 Примечания к указанным Спискам к сильнодействующим и ядовитым веществам относятся не только субстанции, перечисленные в данных Списках, но также дозированные лекарственные формы при условии, если в состав препарата не входят другие фармакологически активные вещества, определяющие специфическую активность препарата.
Оспариваемым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964 в Список сильнодействующих веществ для целей статьи 234 и других статей уголовного кодекса Российской Федерации включены наряду с собственно сильнодействующими веществами: соли перечисленных в данном списке веществ во всех случаях, когда существование таких солей возможно; все лекарственные формы, какими бы фирменными (торговыми) названиями они не обозначались, в состав которых входят перечисленные в данном списке вещества в сочетании с фармакологическими неактивными компонентами; все смеси и растворы, содержащие перечисленные в данном списке вещества независимо от их концентрации, что согласуется с положением абзаца четвертого статьи 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Установив крупный размер для всех лекарственных форм, смесей и растворов, в состав которых входит эфедрин, исходя из общего количества формы (смеси) без пересчета на действующее вещество, без вычета балластных веществ и иных добавок (наполнителей), Правительство Российской Федерации не вышло за пределы полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем.
Список сильнодействующих веществ и Крупный размер сильнодействующих веществ в оспариваемой части не противоречат действующему федеральному законодательству, нормам международного права, не нарушают прав и законных интересов заявителя, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Милых В.В. о признании частично недействующим Списка сильнодействующих веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, Крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964, - оставить без удовлетворения.
Взыскать с Милых В.В. в счет уплаты государственной пошлины ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 4 мая 2010 г. N ГКПИ10-400
Текст решения официально опубликован не был